Среди участников «круглого стола» «Курская битва: взгляд через шесть десятилетий», который проходил в 2003 году в «Музее Победы» на Поклонной горе, мне довелось познакомиться и побеседовать с Георгием Куманёвым, крупнейшим специалистом, изучавшем роль железнодорожного транспорта в Победе над фашистской Германией. Его интервью актуально и сегодня.
– Георгий Александрович, в 1963 году появилась ваша первая книга, посвященная роли железнодорожного транспорта в Победе над фашистской Германией. Потом вышли в свет ещё книги по этой теме. Вы очень много написали о сражении на Курской дуге. Расскажите, пожалуйста, о вкладе железнодорожников в Победу в этой великой битве.
Куманёв Георгий Александрович
– Если бы железнодорожный транспорт работал плохо, мы бы войну проиграли. Весьма символично, что станция Прохоровка получила своё название по имени русского инженера-путейца, а славные полководцы, герои Курской битвы – генералы Иван Данилович Черняховский, Константин Константинович Рокоссовский и Иван Христофорович Баграмян – вышли из семей железнодорожников!
Благодаря работникам железнодорожного транспорта в районе Курска и Орла удалось своевременно сосредоточить крупные резервы на важнейших направлениях будущего театра военных действий.
С 15 апреля 1943-го на нашем транспорте было объявлено военное положение: все железнодорожники надели военную форму с погонами. В районы, прилегающие к Курскому выступу, двинулись сотни воинских эшелонов. Начались массовые перевозки необходимых грузов, подкрепления. Причем многие из них, чтобы враг не разгадал планов нашего командования, осуществлялись в скрытном порядке.
С марта по август 1943-го, когда завершилась битва на Курской дуге, только по планам Генерального штаба Красной армии железнодорожники подали Центральному, Воронежскому, Степному, Юго-Западному и Брянскому фронтам, а также левому крылу Западного фронта 467000 вагонов с личным составом, боевой техникой, вооружением, продовольствием…
– Хотя к тому времени основная сеть освобожденных магистралей была восстановлена, железные дороги все-таки испытывали серьезные трудности, не так ли?
– Именно так. Пропускная способность тех линий, которые примыкали к будущему театру военных действий на Курской дуге, была более чем на 50 процентов ниже довоенной.
И все же по сравнению с битвами под Москвой и Сталинградом размеры перевозок в район Курской дуги только одной боевой техники намного увеличились. Если под Москвой в 1941-м было подано 219 эшелонов с артиллерией, танками, под Сталинградом с июля 1942-го по февраль 1943-го был подан 981 эшелон, то в период подготовки и в ходе Курской битвы было доставлено 1410 эшелонов с боевой техникой – около 40 процентов общего объема военных перевозок.
Одновременно с этим железнодорожники сумели обеспечить весьма значительные перевозки грузов снабжения. Они доставили более 141000 вагонов с боеприпасами, горюче-смазочными материалами, продовольствием… Объем перевозок этих грузов по отношению к тому, что был обеспечен для Сталинграда, оказался больше на 235 процентов.
Железнодорожники не только доставляли на фронт важные грузы, но и вывозили в тыл раненых, военную технику, требующую ремонта, перебрасывали порожняк для новых грузов.
– И все это под бомбежками…
– Разумеется. Те линии, которые находились в районе Курска, и саму станцию Курск враг бомбил с особым остервенением. На каждые 100 метров пути приходилось по нескольку авиабомб!
На железнодорожные коммуникации Центрального фронта было совершено почти 2,5 тысячи вражеских налетов. Для защиты железных дорог, которые обслуживали район будущей Курской битвы, советское командование ещё весной 1943 года выделило весьма значительные силы войск ПВО: более 200 самолётов-истребителей, свыше 700 зенитных орудий, около 600 крупнокалиберных пулемётов и значительное количество прожекторов.
– Что вы могли бы рассказать о работе курских железнодорожников?
– Эти люди заслуживают, пожалуй, особого уважения и признательности: ведь от работы Курского узла в конечном счете зависел успех воинских перевозок в основной район боевых действий. 12 раз путём массированных налётов на этот узел, особенно в апреле – июне, враг пытался сорвать подвоз грузов фронту. Только 2 июня 824 фашистских самолёта большими группами атаковали Курск с различных направлений, сбросив в общей сложности около 2 тысяч бомб. В течение суток узел подвергался практически непрерывной бомбардировке.
«Фашистские стервятники появились в 5 часов утра, – вспоминал начальник станции Курск П. Шубин. – Их встретил заградительный огонь зенитной артиллерии… Однако группе гитлеровских самолётов всё же удалось прорваться, и она обрушила свой груз на железнодорожный узел… Падали вражеские бомбы, но со станции и через неё по-прежнему шли составы. Под огнём врага эшелоны с опасными грузами водили коммунист Я.Барбышев, составитель С.Кочетов и др. Самоотверженно работали в этот день старший стрелочник Г.Брежнев, дежурный по парку П.Астапов, дежурная по станции А.Зубкова, заместитель начальника станции по оперативной работе А.Белоусов и многие другие. Рискуя жизнью, они спасли воинские эшелоны во время налета».
Курские железнодорожники делали всё возможное, чтобы поезда могли непрерывно идти к фронту. Мужественный труд курских железнодорожников был высоко оценен правительством. В мае – июне 1943-го коллектив станции Курск (как и вся дорога имени Ф.Э.Дзержинского) дважды завоевывал переходящее Красное знамя ГКО. Начальнику станции Курск П.Шубину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Битва предстояла кровопролитная. ГКО хотел сберечь местное население. Поэтому была проведена операция по его переселению в тыловые районы. В первую очередь перевезли стариков, детей, больных. Но всё-таки многие не захотели покидать родные места, и они помогали армии, железнодорожникам.
Мчат поезда
– До войны железнодорожная сеть в этом регионе была недостаточно развита. Что же помогло улучшить снабжение фронтов?
– Новая железная дорога Старый Оскол – Ржава (Сараевка), строительство которой было начато по решению ГКО 8 июня 1943 года, во многом помогла решить вопрос. Её построили в самые сжатые, рекордные сроки. Она заметно повысила маневренность перевозок и значительно улучшила снабжение двух фронтов – Воронежского и Степного.
Когда её пустили, стало возможным применить кольцевое одностороннее движение. Поток воинских эшелонов стал следовать по линии Касторная – Мармыжи – Курск. А порожние вагоны после разгрузки грузов направлялись по линии Курск – Ржава – Старый Оскол – Валуйки – Лиски.
Ремонт полотна
– Говоря о том, как доставлялись грузы на фронт, конечно же, нельзя не упомянуть и о героях ваших книг – паровозных машинистах…
– Героический подвиг совершил машинист паровоза № 4421 Михаил Ищенко. Он обслуживал Орловское направление. Однажды во время налёта вражеских бомбардировщиков на одной из прифронтовых станций загорелся склад с воинскими грузами. Казалось, взрыв неизбежен. Ищенко только что доставил на станцию срочный груз. Не теряя ни минуты, он подъехал на паровозе к месту пожара, прикрепил шланг к локомотиву и направил мощную струю воды на пламя, которое охватило весь склад. И в нестерпимой жаре, получив три тяжёлых ранения, Ищенко продолжал тушить огонь. Он пожертвовал своей жизнью, но спас огромное количество боеприпасов.
– Георгий Александрович, давайте подведём итоги нашей беседы.
– Победа Советских Вооруженных сил под Курском поставила гитлеровскую армию перед катастрофой. Она положила начало большому летне-осеннему наступлению наших войск, которое окончательно закрепило коренной перелом в Великой Отечественной войне в пользу Советского Союза. Советские войска продвинулись на запад до 1300 километров, очистив от врага почти две трети оккупированной территории СССР.
«В настоящий момент Родина особенно требует от железнодорожников, чтобы транспортный конвейер работал слаженно и четко», – подчеркивалось в 1943-м в обращении НКПС по случаю Дня железнодорожника. 5 ноября 1943-го 127 транспортников удостоились звания Героя Социалистического Труда.
Проявляя чудеса героизма, железнодорожники в Курской битве успешно справились с задачей, которая по сложности и объёму может быть поставлена на одно из первых мест во всемирной истории железнодорожных перевозок. В условиях крайне ограниченной пропускной способности фронтовых и прифронтовых коммуникаций они обеспечили подвоз всех основных грузов в район Курской дуги в установленные командованием сроки благодаря применению эффективных приёмов и методов, а также форм организации движения поездов. Тем самым было продемонстрировано решающее значение железнодорожного транспорта в обеспечении первоочередных потребностей фронта.
* Фото из открытых источников