Сергею Кара-Мурзе исполнилось 85 лет.

«Советский образ жизни по главным показателям отвечал уровню самых развитых стран…»

2 Виктор  Русский Сталинист 
146
Время на чтение 19 минут

Источник: Камертон

23 января 2024 года Сергею Кара-Мурзе исполнилось 85 лет.
Редакция журнала КАМЕРТОН поздравляет Сергея Георгиевича с юбилеем! От души желаем нашему автору крепкого здоровья, бодрости, хорошего настроения, всего доброго и светлого!

Сергей Георгиевич Кара-Мурза – видный российский политолог, философ, теоретик науки, социолог, общественный деятель, публицист, доктор химических наук, профессор, член Союза писателей России.

Он один из ведущих современных российских мыслителей, которые занимаются проблемами современной мировой экономики, взаимоотношениями различных экономических систем, философским осмыслением истории, методологией науки и системным анализом, влиянием религии и философии на экономические, исторические и политические процессы.
Из-под его пера в разное время вышло множество трудов о политических и социальных кризисах, исследований феномена общественного сознания и общества в целом.

***

Сергей Георгиевич Кара-Мурза родился 23 января 1939 года в Москве в семье советского историка-синолога, профессора. Автор работ по истории Китая Георгия Сергеевича Кара-Мурзы.
…Его дед, в честь которого он назван, – московский адвокат и театровед Сергей Георгиевич Кара-Мурза.
Бабушка: Мария Алексеевна (урождённая Головкина, в первом браке Гончарова), переводчик с французского (Оскар Уайльд «Душа человека при социализме» – The Soul of Man under Socialism, 1891; / «The Soul of Man under Socialism» (1907, эссе); Жорис-Карл Гюисманс «Наоборот» / «? rebours» (2010, роман).
…В одной из книг Сергея Георгиевича Кара­Мурзы-младшего, моего троюродного брата, читаем: «Бабушка моя, Марья Алексеевна Головкина, была из богатой купеческой и торговой семьи. Настолько богатой и видной, что у них был двухэтажный дом в Ипатьевском переулке – рядом с Кремлём (его снесли, когда строили здание ЦК КПСС. – Н.Г.).
Она вышла замуж за моего деда, Сергея Георгиевича Кара­Мурзу, видного московского адвоката. Жили они в огромной квартире в доме “Россия” на Чистых прудах. Это был очень модный и дорогой дом в Москве.
В начале века, до самой революции, в их квартире по вторникам собирался литературный салон, о котором написано в воспоминаниях многих писателей и поэтов. Налицо все атрибуты большой семьи из высшего буржуазного общества...
…О судьбе моего деда и бабушки, Кара­Мурзы и Головкиной. Их тоже “уплотнили” – сначала в меньшую квартиру на Мясницкой, потом оставили им одну комнату, а остальные заселили людьми из подвалов.
Не думаю, чтобы это им понравилось, но они посчитали это справедливым – вот в чём всё дело. Теперь это была большая коммунальная квартира, семей на пять, у всех по комнате.
Когда я бывал там ребёнком, в этих комнатах жили уже в основном люди второго поколения, но и старики были.
Нередко застолье и разговор в «нашей» комнате затягивались, и меня вели и укладывали спать у соседей – то у одних, то у других. Я там во всех комнатах спал.
Везде люди были приветливы и относились к моим родным не просто с уважением, а и с любовью – и те к ним так же относились.
Тут о классовой вражде говорить было бы просто нелепо, а ведь “объективно” она вполне могла возникнуть.
“Уплотнение” – очень болезненная социальная операция...»

***

В начале Великой Отечественной войны Георгий Сергеевич Кара-Мурза, отец Сергея, добровольно вступил в ряды Красной Армии.
Он погиб 22 августа 1945 года во время освобождения Северо-Восточного Китая. Самолёт, на котором летел Георгий Сергеевич Кара-Мурза был сбит японцами над Маньчжурией.

***

Во время Великой Отечественной войны их семья (мать с Сергеем) была эвакуирована в Казахстан.
Сергей Кара-Мурза: «…в раннем детстве во время войны оказался в эвакуации в Казахстане. Помню, что в казахской деревне нас называли выковырянные (эвакуированные).
Нас разместили по колхозным избам. Я много ходил по деревне и её окрестностям, далеко-далеко – до Кустаная. Так вот, мне встречалось много разных людей: русские, казахи, немцы и много приехавших. В нашей детской жизни отражалась жизнь взрослых, а там шовинизма не было ни в традиции, ни в идеологии.
Казалось бы, наши отцы в то время массами гибли под ударами немцев, а здесь – вот они, немцы, отселённые с Запада. Но ни у кого и в мыслях не было их в чём-то подозревать.
Помню, летом 1942 года я шёл по степи – мать на току, я поиграл с пшеницей и пошёл путешествовать.
Ушёл далеко, ничего не видно кругом, и пришёл к странному домику. В нём что-то стучит, работает машина.
Открылось окошечко, и показалось сморщенное лицо старухи-казашки. Посмотрела она на меня, потом исчезла, а потом опять выглянула в окошечко и протягивает мне вниз кусочек хлеба с маслом.
Это была маслобойка, и всё масло до грамма шло на фронт. В последний раз я ел масло до войны и не помнил его вкуса, а теперь попробовал его в “сознательном возрасте”.
Ничего вкуснее не приходилось мне пробовать с тех пор. Мы не обмолвились со старухой ни словом, она вернулась к своей машине, а я пошел дальше.
…Когда вернулись в Москву зимой 1944 года, то тоже жить было трудно, но не унывали. Отопления не было, спали в валенках. На кухне, как осенью разлилась на полу вода, так всю зиму был лёд, как каток.
Дядя Митя (слесарь и вообще мастер по всем делам в доме) сложил нам печку, трубу вывел в форточку. Дымила наша печка сильно – не было тяги.
Взрослые уходили на работу рано, до ночи, а я сидел с маленькой двоюродной сестрой, она только стала ползать, и мы вместе ползали по полу, потому что в полуметре от пола уже был такой дым, что дышать было нельзя. Граница дыма была резкая.
Я вырос, нужно и можно перешивать детям из военной формы. Портнихи ходили шить по домам. Мне сделали хороший китель. Работы у портних было много, они со всеми дружили и очень боялись “фина”, всегда об этом говорили.
Я тогда уже начал читать, я знал Финна в “Руслане и Людмиле” и удивлялся, что его боялись. Слово “фининспектор” тогда не употреблялось.
К нам ходила портниха – татарка из Крыма. Фамилия Кара-Мурза там известна, мой дедушка по отцу был из Крыма, и она к моей матери была расположена, с доверием.
Когда Крым освободили, она плакала, говорила очень взволнованно. Потом успокоилась, все повторяла: “Слава богу! Слава богу!”
Я не очень-то понимал, о чём речь, потом только сопоставил и понял. Портниха боялась за родственников-татар. Думала, что их будут судить за сотрудничество с немцами, а это по законам военного времени была бы верная смерть.
Когда стало известно, что лично судить никого не стали, а всех татар выселили из Крыма, она была счастлива.
…В школу я в первый класс не ходил, нашу ближнюю школу разбомбили и ещё не восстановили, а в дальнюю меня мать пускать не хотела, очень далеко.
Я учился дома, какое-то время ко мне приходил старик, устраивал что-то вроде уроков, но больше мы с ним разговаривали на самые разные темы, а читать я давно умел.
Когда я болел, мать уходила на работу, а мне давала том энциклопедии, и я её читал, если большой температуры не было.
Старик-учитель был хороший, говорил спокойно. Мать оставляла нам хлеб, сахар, и мы вместе пили чай.
Пошёл я во второй класс в 1947 году. Классы были большие, учительница измученная, демобилизованная.
Пока мы еще жили бытом военного времени, у учеников было обострённое социальное чувство. Само собой, в нём не было никакой политики, всё было на уровне почти инстинктов.
Совершенно не было и зависти к “богатым”. Как-то делились по принципу “свой – чужой”. Но положение ребят из “богатых” семей было, как теперь я думаю, сложным».

***

В 1956–1961 годах Сергей Кара-Мурза учился на химическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, после окончания которого занимался научной деятельностью как химик.
В 1961–1968 годах – аспирант и сотрудник Института химии природных соединений АН СССР, затем Института органической химии АН СССР, в котором в 1966 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата химических наук по теме «Исследование структуры группового вещества крови А».
В 1966–1968 и 1970–1972 годах был командирован и работал на Кубе.

***

После работы на Кубе Сергей Георгиевич Кара-Мурза перешёл в гуманитарную сферу и стал изучать вопросы научной политики.
В 1968–1990 годах работал сотрудником, руководителем отдела, заместителем директора Института истории естествознания и техники АН СССР.
В 1983 году в этом институте защитил докторскую диссертацию по истории и методологии науки и техники.
Тема диссертации – «Роль исследовательских методов в формировании современной органической химии и биохимии».
Перу Кара-Мурзы принадлежит более 50 статей по химии, статьи по истории и методологии науки, науковедению, книги «Проблемы организации науки» (1981), «Основы науковедения» (1985, в соавторстве), «Технология научных исследований» (1989) и другие.

***

В 1986–1991 годах Сергей Георгиевич Кара-Мурза входил в группы экспертов ЦК КПСС по организации науки. В 1988 году получил звание профессора.
В 1990–2000 годах работал главным научным сотрудником, начальником сектора устойчивого развития аналитического центра по научной и промышленной политике Министерства науки и промышленности Российской Федерации (АН СССР, Госпромкома, РАН).
В 1992 году сотрудник Аналитического центра РАН по проблемам социально-экономического и научно-технического развития.
В 2004 году – начальник сектора устойчивого развития аналитического центра Министерства науки и промышленности Российской Федерации.
В 2005 году – начальник сектора общих проблем устойчивого развития Российского исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере.
В этом качестве 25 октября 2005 года с докладом «Социокультурный код российской цивилизации. Технологии сборки и демонтажа народов» участвовал в конференции «Духовные основы российской цивилизации: горизонты третьего тысячелетия», организованной Российским фондом развития высоких технологий совместно с Институтом философии РАН и Институтом рефлексивных процессов и управления.

***

Сергей Кара-Мурза – сторонник «советского проекта». С 1989 года получил широкую известность в этой области своими публикациями в газетах «Правда», «Советская Россия», «Завтра».
Первые его публикации в СМИ появились при активной поддержке выдающегося советского и российского литературоведа, литературного критика и публициста Вадима Кожинова.
Сергей Кара-Мурза: «Люди, вспоминающие сегодня ушедшего от нас В. В. Кожинова, не образуют сообщества единомышленников. Они близки к эпицентру подспудно горящего в России идейного конфликта и занимают разные позиции в определении сути России, её исторической судьбы и её дальнейшего пути.
И раз уж образ В. В. Кожинова с его горящей мыслью всем им близок и дорог, то значит, что в этом образе и в этой мысли – нервный центр нашего противостояния, соединение несовместимого…
В. В. Кожинов – негромкий пророк и одновременно “инструмент”, с которым мы в нынешней тьме пытаемся найти для себя дорогу…
Я был человеком, далёким от литературной жизни, и даже не знал имени В. В. Кожинова. Напротив, работая в АН СССР, я общался со многими из тех, кто оказался потом активными идеологами антирусской ветви “перестройки”.
И впервые я услышал имя В. В. Кожинова от одного из них, и оно сразу врезалось мне в сознание – с таким уважением и чувством было произнесено.
При мне и даже с моим пассивным участием зашёл в 1987 году разговор между двумя видными академическими демократами.
Один из них, известный историк психологии М. Г. Ярошевский, выражал опасение – перестройка, мол, встречает глухое сопротивление, появляются люди, которые могут дать этому сопротивлению форму, язык. И он сказал с глубокой, необычной для него тревогой: “Вот и Кожинов очень опасно выступил”.
Я не знал тогда, кто такой этот Кожинов, в чём суть его выступления, но сама тревога М. Г. Ярошевского и то понимание, какое она встретила у его посвященного собеседника, дали мне прилив силы. Я как будто на скользком склоне нащупал ногой твёрдое место…»

***

После развала СССР Сергей Георгиевич отмечал, что «советский образ жизни по главным показателям отвечал уровню самых развитых стран или превышал его».
Сергей Кара-Мурза: «…Замечательные, великолепные создания – советская школа и наука, советское здравоохранение и советская армия, советское промышленное предприятие с его трудовым коллективом и детским садом и советская колхозная деревня, советское теплоснабжение и Единая энергетическая система.
Всё это оболгали и исковеркали. Для уничтожения “империи зла” это было необходимо. Но едва ли не самая главная для нас часть этого злодеяния заключается в том, что молодёжь отвратили от знания о том, как всё это работает.
А ведь страшная истина заключается в том, что иных, “антисоветских” больших систем построить уже не удастся. Место занято!
Можно изуродовать РАО ЕЭС или даже уничтожить её, но построить иную, “западного” типа, уже не выйдет.
Как мы видим, можно уничтожить советскую науку, но планы создания какой-то иной науки поражают своим ничтожеством, как будто в наказание кто-то с неба щёлкнул разрушителей по лбу.
Все мы – наследники русского коммунизма, никакая партия или группа не имеет монополии на его явное и тайное знание.
И всё же, антисоветизм и антикоммунизм отвращают от него. Я смотрю на это с горечью, и дело не в политике. Сегодня отворачиваться от этого знания глупо, а завтра будет уже убийственно» (Сергей Кара-Мурза «Русский коммунизм»).

***

В книге «Антисоветский проект» Сергей Кара-Мурза подчёркивает, что развал Советского Союза был «хорошо продуманным преступлением».
Аналитик разбирает по этапам процесс осуществления преступления, основные черты «антисоветского проекта» и его исполнителей.
По его мнению, приватизация 1990-х годов «является самой крупной в истории человечества акцией по экспроприации…
Это была военная операция, целью которой был демонтаж политической системы СССР».
Именно реализация «антисоветского проекта» произвела к трагическим последствиям для российской нации и исторического развития всей страны, к такому выводу приходит автор.
Сергей Кара-Мурза: «…В 2008 году российский демократ Юрий Афанасьев неожиданно сказал: “Вы правы, результат реформ катастрофичен и, наверное, не могло быть по-другому. Мы, на самом деле, были слепые поводыри слепых…»

***

В рамках экспертной дискуссии «Проекты для России», проводимой «Российской газетой» в 2005 году, Сергей Кара-Мурза представил так называемый «Новый советский проект».
В данной дискуссии он, в частности, отметил, что шанс либерализации в стране утрачен и стоит оглянуться в прошлое.
Сергей Кара-Мурза считает, что для России единственно возможным путём развития как в начале XX века, так и в настоящее время является советский проект. По мнению политолога, новый проект должны строить «люди, любящие СССР».

***

В 2010 году в книге «Россия: точка 2010, образ будущего и путь к нему» (в соавторстве с В. В. Патоковым) Сергей Кара-Мурза изложил проект будущего жизнеустройства России и проект перехода к нему.
По его мнению, в России невозможно воспроизвести экономику западного типа с присущим ей образом жизни («общество потребления»).
Авторы полагают, что это вызвано рядом причин (внешних и внутренних): в современной системе капитализма Россия не сможет занять место в центре, в лучшем случае она займёт место на периферии Западного мира (создав у себя уклад «периферийного капитализма»); Запад уже сложился как агрессивная капиталистическая цивилизация, ему невыгодно существование автономного капитализма, он стремится превратить зародыши такого капитализма в зоны «дополняющей экономики».
Ко внутренним причинам авторы относят невозможность перестройки российской экономики (без её разрушения) в дееспособное рыночное хозяйство западного типа.
Таким образом, по мнению авторов, следование текущему курсу реформ (экономическая доктрина, заданная в конце 1980-х – начале 1990-х) будет губительным для России.
Авторы пишут, что, несмотря на сравнительные улучшения в экономике в 2000-х годах (рост ВВП, объёмов производства и др.), не удалось остановить массивные негативные процессы, запущенные в 1990-е годы: износ основных фондов (в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, жилом фонде и коммунальной инфраструктуре) и деиндустриализацию. Однако власти, считают авторы, смогли притормозить и «подморозить» эти процессы.
С другой стороны, полагает Кара-Мурза, практически невозможен возврат к плановой экономике и принятие программы восстановления, подобной проводившейся в СССР после 1945 года.
Причинами этого он называет подорванный научно-технический потенциал, сложность промышленных производств, наличие части общества (около 7–10 %), которая получила собственность через приватизацию и которая будет активно сопротивляться, наличие прослойки людей, которые стихийно противятся рынку, однако и не желают возвращения плановой экономики («это деморализованные люди, они наслаждаются хаосом и бездельем»), отсутствие объединяющей силы (типа тотальной партии). Поэтому необходим некий «гибридный» проект.
По мнению Сергея Кара-Мурзы, после краха СССР, культурной травмы и социальных катаклизмов 1990-х годов российское общество оказалось рассыпанным, его поразили множество глубоких расколов, как вертикальных, так и горизонтальных, а социокультурные общности, державшие общество и составлявшие его костяк, были демонтированы.
Одними из важнейших угроз постсоветской России являются то, что авторы называют «демонтажом народа» и дезинтеграцией общества. Один из главных расколов – ценностный раскол.

***

Сергей Кара-Мурза – автор политических бестселлеров, таких как «Манипуляция сознанием», «Демонтаж народа», «Потерянный разум», «Советская цивилизация», «Революции на экспорт», «Белая книга реформ», «Идеология и мать её наука», «Столыпин – отец революции», «Евроцентризм – Эдипов комплекс интеллигенции», «Опять вопросы вождям», «Кто такие русские» и многих других.

…В 2001 года на страницах «Советской цивилизации» он поддержал идеи Андрея Паршева, сформулированные в книге «Почему Россия не Америка»:
«Книга эта стала широко известна, но главные её мысли отвергаются, часто даже с неподдельной страстью, антисоветскими интеллектуалами.
Причина в том, что Паршев развенчивает одну из ключевых идей антисоветизма, согласно которой стоит только сбросить “железный занавес” и открыться мировому рынку, как в Россию хлынут иностранные инвестиции, и мы заживём, как на Западе.
На деле Паршев только изложил на доступном языке и очень наглядно тот факт, который интенсивно изучается множеством экономистов с 90-х годов XIX века.
Стоит только ввести в экономическую модель российского хозяйства географический фактор (климат и расстояния), как становится очевидной необходимость довольно высокой степени “закрытости” России от мирового рынка.

…В своей книге «Кто такие русские» (2011), ставшей уже классикой русской мысли, Сергей Кара-Мурза отвечает на самые острые вопросы, касающиеся русского народа и России.
Какие трещины разделяют русский народ, какой национализм нужен русским, какие болезни разъедают российское общество, что такое ксенофобия и русофобия применительно к современной России – эти и многие другие актуальные темы затрагиваются автором в его интереснейшем исследовании.

…В 2021 году вышла книга «Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество».
Сергей Кара-Мурза: «Наш народ прошёл через войны с Востока и Запада, создал сложные истоки и системы, горел в гражданских войнах, видел расколы и соединился.
Сейчас мы находимся в трудном переходе, ищем дороги будущего. Вспомните: Юрий Андропов, став генсеком, обмолвился: “Мы не знаем общества, в котором живем”. В этом признании было предчувствие катастрофы. Значит, что перед нами – стихия, и куда всё движется – неизвестно. Это оценка последнего этапа СССР.
И сегодня на нас давят многие силы: субъекты угроз, катастрофы, преступники и жестокие мессианские идеи, пандемия и болезнь, бедность и безработица, болезненная психика и невежество…
Моя книга о людях прошлого и настоящего, тех, кто не знает и не понимает образы, картины, их смыслы и возможные последствия.
Эти люди ошибаются, тратят силы, ресурсы и надежды, а это и есть состояния невежества. Но всегда найдётся несколько людей, которые постепенно учатся понимать образы и смыслы, и помогают в этом другим.
Разумный человек сначала исследует картину мира, абстрагируясь от своей нравственной оценки объекта.
Реальный объект изучается в контексте, позволяющим представить его с разных аспектов. Более того, надо видеть и понять общую картину, её историю и её движение».

***

Сергей Кара-Мурза известен также тем, что активно выступает против внедрения в российское образование западной системы обучения.
Он противник внедрения в отечественное образование западной системы школ двух коридоров (школ для элиты, получающей образование университетского типа и школ для массы, дающую «мозаичную культуру»), настаивает на сохранении единой общеобразовательной школы университетского типа, дающей целостное представление об окружающем нас мире («Советская цивилизация», том 2, 200).

***

В период майдана и событий на Украине конца 2013 – начала 2014 годов Сергей Кара-Мурза призывал рассматривать как предостережение для России, обращая внимание на схожесть проблем, характерных для российского и украинского общества.
Сергей Кара-Мурза: «Репортажи с Майдана показывают, что масса его активистов мыслят упрощёнными понятиями, их установки архаичны.
Их рассуждения лишены диалектики и меры, они сплочены исключительно “механической” солидарностью, их самосознание этноцентрично и не поднимается до уровня национального.
Сложные ценностные категории не вмещаются в их когнитивную структуру. И они, и их сограждане-украинцы, думаю, этого не замечают, потому что все вовлечены в этот круговорот. Нам это лучше видно.
И тут возникает тяжёлая мысль: мы не замечаем подобных явлений у себя самих! Мы ведь тоже в круговороте, пусть менее экстремальном и более медленном.
Но если посмотреть на кризисную Украину как в зеркало, мы увидим наше лицо, которое по «структуре» очень похоже на то, что видели в реальности в эти четыре месяца на Майдане, в обществе и государстве» (Сергей Кара-Мурза. «Украина как репетиция»).

***

К концу первой четверти XXI века мир, в том числе Россию, охватила пандемия COVID-19 со всеобщим разъединением и новым железным занавесом.
Сергей Кара-Мурза: «Ещё в ХIХ столетии философы увидели и обдумали синтез двух источников – революции и пандемии. Эти источники проходят через ужас катастроф, но потом они, возможно, выйдут на дорогу к счастью.
Но позже этот синтез был заменён источниками империализма и войнами. Консервативные идеологи Европы после Реставрации, – и особенно после революции 1848 года – взяли на вооружение для объяснения революционных процессов модель-метафору эпидемии.
Эта модель распространения инфекционных заболеваний была уже хорошо разработана в медицине и широко известна.
Представление революции как “политического нездоровья” и “психической эпидемии” было эффективно использовано властями – по прямой аналогии с понятными противоэпидемическими мерами возникли механизмы цензуры и превентивного заключения (“карантина”).
Наши революции и наши пандемии следует рассматривать отдельно, здесь нам надо представить картину Запада. Вот пример из доклада: “Преступники эксплуатируют кризис COVID–19”. Полицию послали сдерживать пандемию, но их мало – и наверх вышел криминал. Мы увидели целую область страны во власти организованных преступных групп, которые быстро создали криминальные глобальные транснациональные корпорации – со своей логистикой, экономикой, наукой, политикой, культурой и армией. Преступники используют пандемии для проведения захвата части материальных и финансовых ресурсов медицинской, фармацевтической отраслей, а также сфер промышленности и торговли. Во время пандемии обычный строй жизни распадается.
Из стран Запада приходит множество статей от учёных, пытающихся разобраться в происходящем. А в данной тяжёлой ситуации из-за пандемии COVID-19 многие историки напомнили, что “болезни влияют не только на медицинскую науку и общественное здравоохранение, но и на искусство, религию, интеллектуальную историю и войну”.
Вот что в этом плане представил писатель Роберто Савиано и Италии: “Америка расплачивается за те же ошибки, что и все прочие, главными из этих ошибок я бы назвал сомнения и запоздалые реакции. Другое дело, что я впервые вижу США неготовыми к столь массовому и опасному феномену. Может быть, там были готовы к войне, но к пандемии – явно нет. Парадокс в том, что все эти экстренные решения принимаются лидером, который выступал за сокращение расходов на здравоохранение, и поэтому в больницах Нью-Йорка не хватает масок, спецодежды, перчаток и прочих защитных мер для персонала, есть сложности в организации приёма больных. Да и статистика по смертности говорит о многом. Больше других пострадали выходцы из Латинской Америки и афроамериканцы – те, кто не может позволить себе ни самоизоляцию, ни медицинскую страховку. Количество умирающих бедняков в Нью-Йорке и впрямь ужасает. В целом же у людей растёт тревожное ощущение, что государство не в состоянии гарантировать их безопасность. Появился страх перед грабежами, а вместе с ним опасение, что защищаться придется самим”.
Теперь мы идем за Америкой и за Европой. В ходе глобализации был создан хаос, который породил глобальную пандемию.
Всем людям будет очень трудно пройти через эти бури, но посмотрите – и в США, и в Западной Европе – большие общности создали организации, которые вызвали почти бунты (пожары, погромы, “молекулярные войны”). Это еще раз подтверждает тезис о том, что пандемии идут рука об руку с революциями».

***

Идеи, изложенные в трудах Сергея Кара-Мурзы, востребованы на самом высоком уровне, в том числе и Администрацией Президента России.
…Одна из его самых знаменитых работ – «Манипуляция сознанием» – включена в учебные курсы по социологии и политологии не только российских, но и зарубежных вузов.

…Зима 2023/2024 годов подтвердила актуальность книги Сергея Кара-Мурзы «Царь-холод, или Почему вымерзает Россия» (в соавторстве с С. Телегиным).
В этой книге, которая вышла 20 лет назад, в 2003 году, рассматриваются кризисная ситуация в теплоснабжении России и перспективы реформирования этой жизненно важной отрасли. Сергей Кара-Мурза приходит к выводу, что либеральные реформаторы не способны как создать новую систему теплоснабжения на рыночных началах, так и поддерживать работоспособность старой системы, унаследованной от СССР.

***

С юбилеем, дорогой Сергей Георгиевич!
Благодарен судьбе, что связывает многие десятилетия и старшие поколения в наших родах (дедушек и бабушек, родителей), связывает многие годы нас с Вами, наши семьи.
Крепкого-крепкого Вам здоровья! Осуществления задуманного, новых книг и новых встреч с Вами!

Фото из открытых источников.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Головкин
Все статьи Николай Головкин
Последние комментарии
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 01:28
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Человек
11.04.2024 19:30
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:45
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:31