Проникновенный Кыштым

История уральского города удивительно созвучна судьбе России

0
468
Время на чтение 10 минут


Источник: Русский Вестник

Фото: Русский Вестник

Кыштым возник как горнозаводской поселок при Верхнем и Нижнем кыштымских железоделательных заводах на реке Кыштымке, основанных Никитой Никитичем Демидовым на купленных у башкир землях. Датой основания считается 1757 год, когда была получена первая продукция.
Существует несколько версий толкования слова «Кыштым». По одной из них название произошло от башкирских слов, означающих «зимнее стойбище» или «тихое зимовье». По другой версии, кыштымами по-татарски называли народы, которые платили дань другому народу (на это указывал историк Г.Ф. Миллер в XVIII веке). Кыштымцы придерживаются первого варианта. Железо, что выпускали заводы Кыштымского горного округа, имели особый знак – «два соболя» и славились во всем мире – тем железом покрывали крыши домов Лондона и других европейских городов.
История города богата событиями. Кыштымцы принимали участие в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева 1773–1775 годов: более 200 человек влились в его отряд. На кыштымских заводах для пугачевского отряда были отлиты пушки и ядра. Более двух месяцев заводы были заняты пугачевцами.
В 1809 году наследник П.Г. Демидов продал кыштымские заводы екатеринбургскому купцу Льву Расторгуеву. В 1822–1823 годах Кыштым вошел в российскую историю первым восстанием рабочих (рабочих и мастеровых, приписанных к заводам) под руководством Клима Косолапова.
В июле 1919 года, во время Гражданской войны, тут шли бои, в результате которых кыштымские заводы были освобождены от белых частями 35-й стрелковой дивизии красных.
В мае 1921 года в Кыштыме вспыхнул страшный пожар, уничтоживший примерно треть города – сгорело около 700 домов. Ликвидировать последствия помогал сам председатель ЦИК, «всесоюзный староста» М.И. Калинин, специально приезжавший в Кыштым.
Статус города Кыштым получил в 1934 году. Основные промышленные предприятия: медеэлектролитный, абразивный, огнеупорный, электромеханический заводы, машиностроительное объединение, радиозавод, каолиновый завод, «Уралграфит», «Русский кварц», фабрика трикотажных изделий и другие.
Еще в начале XX веке Кыштымский медеэлектролитный завод впервые в стране начал выпускать рафинированную медь. Позже, в 1928 году, тут была произведена первая партия советского селена, а в 1932 году – теллура. Кстати, кыштымский селен пошел и на изготовление рубинового стекла для новых звезд Московского Кремля. Первоначально в 1935 году они были сделаны из высоколегированной стали и красной меди с драгоценными уральскими самоцветами, но через год звезды потускнели. Тогда в 1937 году им на смену пришли новые светящиеся рубиновые звезды, а насыщенный ярко-красный цвет им придавал кыштымский селен.
Главной достопримечательностью города Кыштыма и его визитной карточкой считается так называемый Белый дом – усадьба заводовладельца.
Строительство усадьбы началось Демидовым вместе со строительством Верхнего Кыштымского железоделательного завода в 1750-х годах. Архитектор неизвестен, но есть предположение, что автором проекта стал известный зодчий Матвей Казаков. Сначала это была двухэтажная усадьба в стиле барокко.
В советское время Белый дом занимали ремесленное училище, школа медсестер, эвакуированный из Ленинграда Педагогический институт им. Герцена, Дом пионеров, детская библиотека, а позже его передали краеведческому музею. Белый дом является объектом культурного наследия федерального значения.
На острове посреди пруда близ Белого дома возвышается каменная церковь Сошествия Святаго Духа на Апостолов. Другие названия: Старая церковь, Духовская церковь, Церковь на острове. Она строилась на средства Н.Н. Демидова и прихожан с 1760 года, освящена в 1765 году.
Во время Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева эта церковь была «осквернена». Случилось это в 1774 году, когда конные и пешие толпы разноязычных повстанцев разрушили в районе современного больничного городка деревянные стены (крепость), окружавшие Верхний кыштымский завод, и заняли остров. Здесь повстанцы раскинули свой лагерь вокруг церкви. Разграбили ее. Водили в нее коней. Жгли в ней костры. Уникальные «кыштымские свидетельства» сохранились в летописи «К истории Пугачевского бунта», напечатанной в 1894 году в журнале «Екатеринбургские епархиальные ведомости».
После отступления пугачевцев потребовался целый год, чтобы навести в храме порядок и восстановить его. 1 февраля 1775 года его повторно освятил протоиерей Власий Коровицкий.
Сохранилось предание о том, что во время захвата повстанцами церкви церковный староста Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил набат. За это его сбросили с колокольни.
После приведения церкви в надлежащий порядок протоиерей Власий Коровицкий 1 февраля 1775 года произвел вторичное освящение церкви. К этому времени растащенное имущество церкви было обнаружено в Каслях, Нязепетровске, в ряде окрестных деревень и свезено на прежнее место. В последующие годы церковь не подвергалась «тяжким испытаниям» и продолжала функционировать, а при установлении советской власти в 30-х годах была закрыта. Все ее имущество было растащено или уничтожено, а здание использовалось под различные хозяйственные нужды.

Кыштым.
Фото знаменитого русского фотомастера С.М. Прокудина-Горского


Отец Константин (Алексеев), живший в нашем городе в 1910–1912 годы, канонизирован Русской Православной Церковью. Он учил детей Закону Божьему. Погиб за веру в послереволюционное время – расстрелян за духовный сан. В книге «Жития святых Екатеринбургской епархии» указывается, что он стал истинным пастырем для своих прихожан, отдаваясь всецело пастырскому служению, он был далек от политики.
Специальная комиссия Московской Патриархии пришла к заключению, что в 1918–1919 годах «за защиту церкви и веры» в России были репрессированы 11 тысяч священнослужителей и мирян, из них девять тысяч убиты.
На Урале только в пределах Екатеринбургской епархии с 10 июня по 17 октября 1918 года расстреляли, утопили, зарубили 47 служителей культа, еще 25 священников оказались в тюрьмах. Клириков убивали за сам факт принадлежности к духовному сословию.
В селе Троицком 14/27 июля 1918 года красноармейцы арестовали и увезли священника – о. Константина в свой штаб на станции Богданович. Утром 15/28 июля 1918 года на станцию прибыл бронепоезд чехословацких войск. Красные отступили на станцию Антрацит. Где-то неподалеку от нее священника расстреляли. Память о нем празднуется в День всех новомучеников и исповедников Российских – 12 января/7 февраля.
Позднее, на рубеже 1920–30-х годов, на волне воинствующего атеизма церковь закрыли и разграбили. (Благо, что не взорвали, как это происходило со многими другими храмами.) В советское время само здание церкви использовалось под различные хозяйственные нужды. Здесь размещались склады, типография, кинопрокат и городской музей. Храм ветшал: проржавели купола, осыпалась штукатурка, сгнили полы. Новой вехой в ее истории стал 2000 год, когда был зарегистрирован приход храма. В Кыштыме с благодарностью вспоминают первого настоятеля возрожденного храма о. Николая Гашкова, который прослужил в сане священника 50 лет. В декабре 2002 года митрополит Иов вновь освятил храм – в третий раз за всю его историю.
Храм восстанавливается прихожанами во главе с батюшкой. Сначала отремонтировали и отреставрировали первый «теплый» этаж, в котором начались службы; затем работы пошли ввысь – на второй этаж и 44-метровую белоснежную колокольню, с которой Кыштым виден как на ладони.
В августе 2015 года, к 250-летию старейшего храма, с фасада были полностью сняты строительные леса, а в ноябре 2015 года впервые за многие десятилетия по-над водой заводского пруда поплыл колокольный звон. На пожертвования прихожан было приобретено восемь колоколов, отлитых в Каменск-Уральском. На одном из колоколов отлиты иконы кыштымских священномучеников. Исторически в храме было девять колоколов, и теперь очень важно собрать весь комплект: девятый колокол будет весом 2,5 тонны, около двух метров высотой и 1,5 метра в диаметре. А значит, спустя 80 лет к храму вернется его чистый голос…
На другом берегу пруда сохранилось двухэтажное здание Кыштымского заводского госпиталя (ул. Освобождения Урала, 1), построенного по проекту архитектора А.П. Чеботарева в стиле классицизм. Парадный фасад украшают колонны.
Севернее госпиталя, на берегу пруда стоит очень красивое здание Народного дома (ул. Театральная, 2). Оно построено в 1913 году (архитектор неизвестен). Недавно здание отреставрировали, благоустроили набережную, поставили фонари каслинского литья и скамейки.
Поблизости от усадьбы Белого дома расположено транспортное кольцо, от которого начинается улица Ленина. На ней стоит собор Рождества Христова. Каменный двухэтажный храм построен в русско-византийском стиле к 100-летию завода на самой высокой в 1848–57 годах точке города. В 1935 году церковь закрыли, но уже в 1941 году открыли вновь. Церковь Рождества Христова – двухэтажный храм, самое величественное во всем Кыштымском округе культовое здание.
Интересно и здание Кыштымской женской гимназии (ул. Республики, 10). Это красивое двухэтажное здание из красного кирпича, с большими арочными окнами, построенное по проекту техника И. Ушакова в 1907 году.
Недалеко отсюда, на берегу пруда стоит бывшая единоверческая Свято-Троицкая церковь (ул. Красноармейская, 1), построенная за рекордно короткий срок – в 1847–49 годах, на средства купца и управляющего Верхним Кыштымским заводом Т.П. Зотова. Автором проекта стал архитектор Константин Тон. В советское время церковь закрыли, колокола сняли, а купольные барабаны разрушили. В здании размещался клуб Механического завода и кинотеатр, а позже здесь организовали заводской музей. Сейчас здание передано РПЦ, восстанавливается.
Сегодня от церковной утвари практически ничего не осталось – лишь чудом сохранилась чугунная плита с указанием даты постройки храма, которая хранится в музее Кыштымского машиностроительного завода. Надпись на ней гласит: «Сей камерный трехпрестольный единоверческий храм во имя живоначальной Троицы, богоявления Господня и Казанской Божьей матери заложен в лето от Рождества Христова 1847 октября и 5 день благополучного царствования императора Николая Павловича всея России по благословлению архиепископа Пермского и викария Ионы, епископа Екатеринбургского, священником Михаилом Копьевым. Сей правый предел богоявления Господня освящен 1849 года ноября 21 день».
Также бытует легенда: когда в 1935 году со звонницы снимали колокола, то один из них покатился по крутому берегу в воду… и до сих пор лежит на дне заводского пруда. Следом были демонтированы купольные барабаны, и церковь совершенно изменила свой облик. В годы Великой Отечественной войны «храм-клуб» стал местом, откуда кыштымцы уходили на фронт.
В кризисные 90-е годы, когда Машиностроительный завод отказался от клуба, здание опустело, и в его стенах загулял ветер.
В 2004 году начались переговоры местных властей с епархией о возвращении здания Православной Церкви, а уже через год были совершены освящение и возвращение Свято-Троицкого храма. Появились и подвижники, поставившие своей целью восстановление храма. При расчистке подвалов волонтеры обнаружили человеческие кости, лежавшие без гробов в небольших ямах-колодцах. Кто это и как тут оказались – неизвестно.
Весной 2013 года, накануне праздника Торжества Православия, состоялся молебен на начало всякого доброго дела у Свято-Троицкого храма. А уже осенью на церкви был установлен храмовый крест…
В стороне расположен микрорайон Нижний Кыштым. Он намного меньше по размерам, чем Верхний Кыштым. Путь к нему проходит мимо железнодорожного вокзала. Среди его достопримечательностей стоит отметить: церковь во имя Святителя Николая Чудотворца 1896 года постройки (ул. Чернышевского, 1), ДК «Металлург» (ул. Интернационала, 103), набережная Нижне-Кыштымского пруда с теплоходом «Ракета-248» и небольшим музеем ПВО под открытым небом (зенитка, ракета С-200 и истребитель-бомбардировщик МиГ-27К).
Церковь Святителя Николая Чудотворца является самой «молодой» в городе – ее освятили 5 мая 1896 года. Однако в 1934 году церковь закрыли, купола сбросили, колокольню снесли. В годы Великой Отечественной войны Никольский храм попытались снова открыть по примеру Христорождественского собора, но власти сочли, что для одного небольшого Кыштыма две действующие церкви – это слишком много. После войны в здании сначала располагались рабочий клуб, детская школа искусств, а затем, благодаря великолепной акустике, его стали использовать в качестве концертного зала и дворца бракосочетаний. В годы реформ здание оказалось без присмотра. Лишь в начале 1990-х годов стараниями сотрудников медеэлектролитного завода начались ремонтные работы. По проекту архитектора А.Г. Бурова были восстановлены главы, оштукатурены и окрашены внутренние стены церкви. В настоящее время здание Никольского храма передано Русской Православной Церкви.
В 2004 году было решено придать храму его первоначальный облик. К реконструкции подошли основательно, подключив специалистов из Екатеринбурга и Челябинска, пытаясь максимально точно воссоздать исторические детали. Средства на реставрацию были выделены Русской медной компанией.
На юго-западной окраине города расположен санаторий «Дальняя дача». Рядом с речкой Кыштымкой создан пруд, названный в честь Л.Н. Деханова, основателя «Дальней дачи», управляющего кыштымскими заводами. Здесь построили двухэтажный каменный дом с богатой лепниной (уменьшенную копию Белого дома), разбили сад, поставили фонтан, высадили лиственницы, вдоль дорожек установили статуи и цветники. В советское время, в 1933 году, открыли санаторий.
Была в Кыштыме и так называемая «Ближняя дача», основанная заводовладельцами в середине XIX века для отдыха и приема гостей и летнего отдыха заводских служащих. Здесь разбили парк и построили оранжерею. Садовником был Ефим Ходов, отличившийся в обустройстве Харитоновского парка в Екатеринбурге. В 1899 году «Ближнюю дачу» показывали ученому Д.И. Менделееву.
При въезде в город Кыштым установлен пятиметровый бетонный крест, выполненный кыштымским скульптором Юрием Борисенковым. Поклонный крест был освящен 21 июля 2012 года – в День явления иконы Казанской Божией Матери. С этой датой у православных жителей Кыштыма связано еще одно праздничное событие – состоялось первое освящение Христорождественского храма. Сейчас, в XXI веке, вновь православные люди на Урале стали обращаться к Богу.

Людмила СКОРОХОДОВА, библиограф.
Евгений СКОРОХОДОВ, кандидат юридических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Туляк
04.10.2024 12:49
До и после. Апология Книги Еноха
Новый комментарий от РомКа
04.10.2024 11:55
Как будто все враждебные силы восстают против нас
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.10.2024 11:41
Почему нужно созвать Всеправославный собор в Софии
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.10.2024 11:38
Кто подставит плечо Президенту?
Новый комментарий от С. Югов
04.10.2024 11:36