Часто прийти на исповедь тяжелей, чем к врачу

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил - об отношении Православной Церкви к некоторым обывательским вопросам

0
689
Время на чтение 10 минут

Руководитель епархии - человек разносторонне образованный и очень общительный. А потому, как никто другой, может пролить свет на некоторые устоявшиеся суеверия и обычаи нашей повседневной жизни. Ведь порой мы совершаем сомнительные с точки зрения Церкви поступки просто потому, что так принято.

Святыни не выбрасывают

- Владыка Даниил, часто слышим, что дети отвечают за грехи своих родителей. Дескать, не везет мне по жизни, наверное, папа нагрешил.

- Так проще списать на кого-то свои жизненные неудачи. У каждого человека свой крест. С детей за наши грехи спрашиваться не будет. Но есть другой момент: дети могут нести последствия грехов своих родителей, это доказано медициной. Если отец пил, у сына есть предрасположенность к алкоголизму. Как физические заболевания, так и нравственные передаются по наследству. Если есть слабость к греху, если мать, к примеру, впадала в блуд, а отец любил выпить, значит, детям нужно стараться подальше держаться от этих страстей, потому что можно не справиться с собой. Человеку нужно будет приложить больше усилий, чтобы победить эту страсть. Но если он будет бороться, молиться, то свои наклонности переборет и не передаст дальше, своим детям.

- А как относится Церковь к эко-оплодотворению?

- Если при такой процедуре гибнет множество оплодотворенных клеток, то отрицательно.

- Существует ли контроль над небольшими храмами и часовнями в деревнях? Могут ли их служители правильно совершать церковные обряды?

- У нас есть четкое разграничение полномочий. Все зависит от обряда. Если прочитать молитву - это одно, молитвы есть и для мирян. Есть службы, которые можно совершать мирским чином. А вот литургию или церковные таинства (причастие, соборование, венчание и другие) миряне совершать не могут. Епархии все не проконтролировать, но отдаленные храмы, как правило, приписаны к приходам, где есть священник. К нему можно обратиться, если есть подозрения в каких-то нарушениях. Кроме того, епархия проводит проверку по каждому неанонимному обращению.

- Почему в брюках не пускают в храм, а в мини-юбке - можно?

- В мини-юбке тоже нельзя. Мы немного потеряли свою культуру, традиции, устои, необходимо время, чтобы все это вернуть. Я сторонник того, что, если даже человек пришел в храм «не по форме», ему нужно подсказать: зайдите тихонечко, поставьте свечку, а в следующий раз оденьтесь подобающе. И он поймет.

- Только что христиане отпраздновали Пасху, за неделю до этого принесли домой свежие вербушки. А со старыми что делать?

- Обычно их сжигают. Также если есть остатки свечей, их лучше принеси в церковь, в крайнем случае, если нет возможности, то сжечь. В целом святыни не принято выбрасывать.

- 16 июня - Троица, принято ходить на кладбище. Когда лучше это делать - в субботу или в воскресенье, до обеда или после?

- Нет разницы. Главное, что нужно сделать до обеда на Троицу - сходить в храм. Это в первую очередь. А на кладбище вообще можно ходить в любое время дня, не привязывая это к определенной дате. Посещать кладбища на Пасху и в Троицу придумал народ в советское время как альтернативу богослужению. Храмы были закрыты, а религиозные чувства нужно было как-то выразить. Вот и пошли на кладбище: вроде святое дело помянуть усопших.

- А вот эта традиция - еду на могилу положить, водки налить, выпить, закусить?

- Она тоже со времен атеизма: что сидеть у могилки просто так? Есть хочется - давайте помянем. А чего еду будем уносить, пускай здесь останется. Говорят еще: пусть птицы поклюют, на небо унесут. Ставить рюмку и еду на могилу - это ненормально. Это все суеверия. Хочешь помянуть - оставь могилу чистой. Зачем разводить там насекомых, грызунов, приманивать птиц и бродячих собак? Наоборот, убери все за собой.

Усопшему нужна наша молитва и добрые дела, нравственные поступки. Конечно, оставить водку или еду на могиле проще. Происходит подмена понятий.

Крещение как аптечка

- Правда ли, что покреститься, а потом не молиться, не ходить в церковь - еще больший грех, чем не креститься вовсе?

- Я бы не стал ставить вопрос, лучше это или хуже. Что дает крещение? Силу бороться с болезнью, с грехом, со слабостью духа. Если человеку дали лекарство, а он им не пользуется - что лучше: вообще не давать или пусть оно будет? Может быть, когда он заболеет, лекарство спасет. Если водитель не пользуется аптечкой в машине, то пусть ее не будет? Или все же пусть лежит, вдруг пригодится? Бывает так, что человеку становится трудно в жизни и душа начинает болеть, стонать. Тогда он идет в храм. Поэтому я все-таки за то, чтобы люди крестились. Но делать это нужно сознательно.

Раньше крестили всех повально, не хватало священников, чтобы вести разъяснительную работу. Сейчас мы человека готовим к этому таинству, и случайных людей стало меньше - тех, кто делает это из-за моды или за компанию, кто хотел покреститься быстро, не тратя своих сил и времени. Так не должно быть. Человек должен пройти собеседование, определенное обучение. Святое таинство просто так не дается. Мать же не даст ребенку хрустальную вазу, потому что он еще не умеет с ней обращаться.

- Кстати, о крещении детей. Коллеге предлагают стать крестной для малыша, но она боится, что не сможет нести ответственность за его судьбу, дарить подарки и прочее.

- Раньше была мода покрестить ребенка, чтобы, как в народе говорили, он меньше болел. Но это большое заблуждение, крещение не магическая процедура. И если впоследствии малыша не учат жить по Божьим заповедям, жизнь его может покатиться под откос. И крестными родителями тогда становились легко, не сознавая всей ответственности.

А ведь подарки и прочее - это вторично. Мы должны говорить ребенку о Христе и побуждать к этому его родителей. А уже если они не будут слушаться, то на нас нет ответственности.

Но можно посмотреть на это с другой стороны. Крестная в свое время состарится и умрет, а за нее крестные дети будут молиться, творить добрые дела, раздавать милостыню. Что ты вложишь в душу ребенка, то и получишь.

- Могут ли в храмах бесплатно покрестить и повенчать? Обычно на входе висит четкий прейскурант: что сколько стоит.

- Это рекомендованная сумма пожертвований. Человек не всегда отважится спросить, сколько нужно дать. Любой храм живет за счет того, что христианин его поддерживает. Ведь нужно платить за свет, отопление, семьям церковно-служителей помогать. Но если у человека нет возможности пожертвовать какую-то сумму, отказать ему не имеют права. Обязательно повенчают, не говоря уже о крещении. Но только после проведения огласительных бесед и разъяснения смысла таинства.

- Венчание сейчас в моде. А если разведешься, нужно как-то «развенчиваться»? И можно ли будет повенчаться второй раз?

- Безусловно, у нас допускается повторный брак, но для невиновной стороны. Если, скажем, муж изменил венчанной жене, а потом просит разрешение на новый брак, то священник может ему отказать. Сейчас с супругами также проводятся собеседования, чтобы люди осознали, что это такое. Вообще, все таинства - это дары Божьи. Бог дает духовный дар, который нам помогает. Венчание - это дополнительные скрепы в семье, эта благодать потом передается нашим детям. Но это и ответственность.

И если случилось так, что люди расходятся, им не нужно специально приходить в церковь, чтобы обратно «развенчаться». У нас есть только таинство венчания. И оно утрачивает силу, когда человек вступает в новый брак и идет к алтарю с новым спутником. А пока этого не произошло, люди еще могут сойтись, они перед Богом венчаны. Ну и можно разрушить таинство своими грехами - той же изменой.

- Не грех жить крещеной женщине с атеистом или представителем другой веры?

- Греха здесь нет, но это тяжелый крест. Какой-то поступок для нее - большое преступление, а он воспринимает это лишь как «да подумаешь, споткнулся, все же так делают». Он же извинился - в чем трагедия? А с ее стороны это по-другому воспринимается. Как в разных странах: тяжесть того или иного преступления определяется законами этих государств.

Ведь в сердцах можно и самой дойти до греха: выплеснуть на этого человека свой гнев, возвести на него напраслину. А зло потом к тебе вернется.

Исповедь - не допрос

- Часто люди ставят свечку определенному святому как своему покровителю. А по какому принципу они их выбирают?

- Небесный покровитель дается человеку при крещении, родители выбирают ему святого, называют малыша его именем. Но люди еще и сами выбирают себе святых - тех, кто им нравится. Это как друзей выбирать, здесь важны личные предпочтения. Человек чувствует помощь от святого, ему и молится.

- Есть какие-то правила: при болезни молиться этой иконе, при бесплодии поможет один святой, при алкоголизме - другой?

- В духовной жизни святые помогают всегда. Нет такого, что сегодня тебе один святой поможет, а другой нет. Святые - это доктора, которые дают нам лекарство. Но опять же лекарство не на всех действует. Любой врач скажет, что вначале надо рану промыть, а потом уже положить на нее пластырь. Иначе рана загноится. Вначале нужно очистить сердце и душу, тогда и лекарство подействует. Вот почему нужно покаяние. Часто человек говорит: а зачем мне исповедь, если я могу и так подойти причаститься Христу? Я всегда объясняю, что это как чистую рубашку на грязное тело надеть.

- А насколько подробной должна быть исповедь? Многих останавливает то, что священнику придется все выложить в деталях.

- Исповедь отличается от допроса следователя. Но и простой фразы «я грешен» тоже недостаточно. Уходим от крайностей. Говорим кратко, без детализации. Допрос предполагает подробные вопросы: когда, где, с кем, что конкретно украл. На исповеди человеку дана некая свобода - он сам себе должен быть прокурором и судьей и покаяться. Когда грехи касаются блудных дел, их вообще запрещено детализировать, чтобы самому снова не соблазниться этим. Часто прийти на исповедь тяжелей, чем к врачу, тут важно найти своего священника, с которым тебе будет комфортно.

Тот свет

- Как церковь относится к приметам: не оборачиваться, уходя с кладбища, нужно прикоснуться к кресту и прочее?

- Это тоже не более чем суеверия. Более того, многие элементы пришли к нам из магических ритуалов, а это уже колдовство, за него обязательно придет расплата.

- Поясните, почему везде отличаются обряды похорон, в каждой местности они свои. Ставить гроб вдоль или поперек дома, увозить на кладбище до обеда или после?

- Вообще все, что связано с усопшими, окружено страшными суевериями. Вспоминаю 1986 год, когда умерла моя бабушка. Вхожу в дом - зеркало закрыто тканью. Открываю дореволюционный талмуд «Настольная книга священнослужителя», зачитываю подстрочник снизу: «Суеверия». Там перечислено все это: завесить зеркало, нельзя есть вилками, пол мыть в одну сторону - столько всего, что не запомнишь. И все это передается из поколения в поколение и обрастает новыми суевериями как снежный ком. В каждой местности свои правила устанавливают. Христианство дает огромную свободу человеку, но людям кажется мало церковных канонов, они начинают придумывать себе лишнее. Где взяли эти пункты? Нет их у Церкви. Как поставите гроб, так и будет. Обычно стараются, чтобы лицо усопшего было обращено на восток, где святой угол с образами. И хоронят, кстати, так же, крест ставят у ног, на восток - оттуда встает солнце. Четкое расположение могил на кладбище оправдано и с точки зрения порядка и удобства.

- В понедельник не хоронят - тоже из серии суеверий?

- Конечно. Покойник не ждет, хоронят в любой день, даже в большие церковные праздники. Иное дело, получится ли в эти дни по времени, ведь у священника длинные службы. И хоронить на третий день - это тоже традиция, а не церковный канон. Не всегда получается по сроку. Суеверий очень много, вспомните хотя бы кошмар всех родственников - вдруг забудут развязать ноги. У нас было еще обязательным смерок класть в гроб - то, чем измеряли рост человека. Чего только не придумают.

- Правда ли, что Церковь не одобряет кремацию?

- Это не наша традиция, она нам навязана другими. У индусов, которые сжигают усопших, человеческое тело считается тюрьмой. А тюрьму нужно сжечь, уничтожить. У нас другой подход: тело - это храм души. Храмы мы не уничтожаем, наша традиция - хоронить (то есть хранить, сохранять) на погосте (в гостинице). Кладбище - от слова «клад», то есть мы приносим сюда оболочку человека на время, до Страшного суда.

Даже если говорят, что урну с прахом потом захоронят в могилу, сожжение - это все равно не наш обряд. Только представьте, когда часть клеток еще жива (а это научно доказано), тело человека начинает гореть. Это даже неэтично.

- Нельзя отпевать при кремации?

- Мы в некоторых случаях разрешаем, например, когда родственники хотят похоронить человека где-то далеко на родине и нет иной возможности его довезти. Или возникают иные жизненные обстоятельства. Люди понимают, что это неправильно, каются, но просят войти в их положение. А если они равнодушны к мнению Церкви, то и вовсе незачем отпевать.

Источник силы

- Владыка Даниил, у нас пошла мода на огромные кресты вдоль дорог. Такого не видела ни в одном регионе. Не слишком ли их много?

- Недавно был в Нижегородской области, там их гораздо больше. Мы возвращаемся к нашим традициям, устоям. Крест - источник нашей силы, свидетельствующий о том, что у нас есть определенные моральные нормы. И если мы забываем об этих нормах, крест напомнит. Это символ доброты, спасения. На мой взгляд, кресты - это как дорожные знаки. Кто-то скажет, что у нас тоже слишком много знаков на трассах. Но ведь они и стоят для того, чтобы люди соблюдали правила и меньше погибали. Так же и крест - это знак, который помогает человеку.

- А как Церковь относится к символам памяти на месте автоаварий?

- Знаете, в Греции вдоль всех дорог стоят совсем маленькие часовенки - так греки отмечают то место, где погиб их близкий. И оно словно напоминает другим участникам движения: пожалуйста, будьте осторожны! Церковь не возражает против этого, но хотелось бы, чтобы эти места были более облагорожены, пропорциональны, не вызывали дисгармонию в общем облике трассы.

- Теперь о нательных крестиках. Можно носить бабушкин, если она умерла?

- Так это очень хорошо - бабушкин крест. Это не значит, что какой-то негатив через крест передастся. Никакой «негатив» через святыню не придет. Наоборот замечательно, что какая-то вещь передается как семейная реликвия.

- Крестик, купленный в магазине - просто украшение?

- Если он сделан по канонам, его нужно освятить в храме. Пока крестик не освящен, он лишь украшение. Во время освящения священнослужитель скажет, каноничный ли это крест. То же самое с иконами - бывает, что их покупают в магазинах, а там просто картинка. Это пустота. Поэтому должно быть мнение эксперта.

- А некрещеному можно носить крестик?

- Я считаю, можно. И в храм ему ходить можно и даже нужно. Но некрещеный человек в какой-то мере неполноценен, он не может участвовать в таинствах. Может, он готовится ко крещению, но Церковь не сможет помочь, если ты некрещеный. Это как жетон у солдата - он нужен, чтобы тебе могли оказать своевременную помощь в трудной ситуации.

- Что бы вы хотели посоветовать в заключение нашим читателям?

- Не поддавайтесь суевериям. Наши люди всегда жили своей культурой, историей. Для того чтобы сохранить себя, русский человек должен знать свои традиции, свою истинную веру. В этом его красота и сила. Когда мы переключаемся с главного на что-то второстепенное, мы впадаем в суеверия. Суеверие - это потеря своего. Если мы не будем знать и ценить свою культуру, исчезнем как народ и будем вытеснены другими.

Софья ЦАРЕВА.

Материал из «Городской газеты» от 8.05.19.

Архангельская епархия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил (Доровских)
Открытая или скрытая сегрегация людей недопустима
По словам митрополита Курганского Даниила, само по себе наличие QR-кода и требование его предъявить не связаны напрямую с безопасностью людей, с профилактикой заболевания
07.12.2021
Проповедь в селе Мендерское накануне
Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня
26.09.2020
Все статьи Митрополит Курганский и Белозерский Даниил (Доровских)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 16:25
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Калужанин
22.11.2024 15:11
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
22.11.2024 15:03
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22