Церковь часто упрекают в том, что люди в ней не святые. А они действительно не святые, и священники в том числе. Но наши священники со всеми своими слабостями идут ко Христу - и ведут туда нас. И даже как-то умудряются сделать для своей паствы «лихие 1990-е» - годами духовного увеселения. К этой категории относился и архимандрит Адриан (Денисов) из Ярославля, до монашеского пострига - отец Димитрий. 13 апреля исполняется 40 дней с его кончины.
Звонит матушка Галина Денисова с Параскевы Пятницы на Туговой горе. Год эдак 1996-й, Рождественские праздники, Ярославль:
- Елизавета, мы едем с воскресной школой в Рыбинск. Батюшка сказал, что хорошо бы снять для архива нашу поездку. Можешь помочь?
Видеокамеры еще невидаль. Я хоть и работаю на телевидении, но вот так запросто послать оператора не могу. А у моих друзей есть маленькая видеокамера SONY. В наших совместных путешествиях обычно снимаю я, и руку уже набила.
- Матушка, да я и сама сниму с радостью.
- Отец Димитрий так и сказал, что обязательно кто-то найдется, да еще и рад будет.
Ярославль, Церковь Параскевы Пятницы на Туговой Горе Едем на приход к брату отца Димитрия - отцу Василию Денисову. Полный автобус детей, их мамы и папы. Балобаново с его Успенской церковью находится на окраине Рыбинска. Обстановка вполне деревенская. После концерта, когда пастухи и волхвы уже пришли за Рождественской звездой в Вифлеемскую пещеру, дети убегают кататься на санках, а взрослые остаются за столом. Рядом со мной сидит довольно молодой мужчина. Он работает в милиции. Делится, что решил уйти со службы. Ему 42 года, и у него трое детей. Мы их все знаем. Вася, Ваня и Женя ходят в воскресную школу церкви Параскевы Пятницы на Туговой горе, которой заведует матушка Галина Денисова. Зовут мужчину Владимир Мозяков. Я высказываю сомнение: а найдет ли он работу? Мы еще живем советскими мерками, когда человек всю жизнь трудился на одном месте.
- В милиции не спасешься, - вздыхает он.
Сегодня, в 2019-м году, отца Владимира знает вся Ярославская область. Так же, как и его троих сыновей. Все стали священниками. Именно Мозяков-старший отпевал хоккейную команду «Локомотив», потому что злосчастный самолет рухнул как раз неподалеку от церкви, которую он восстановил и в которой служит.
Из прихожан отца Димитрия Денисова вышло немало священников и диаконов
Из прихожан отца Димитрия Денисова вышло немало священников и диаконов. Обычно дело происходило так. Если прихожане были молодые и семейные, то вместе с детьми они начинали ходить в воскресную школу. И там прикипали. Так получилось с Мозяковыми. У кого дети были взрослые, те сами начинали учиться в той же воскресной школе. Из числа таких - отец Стефан и матушка Людмила Болгар. До прихода в церковь отец Стефан работал в секретке областного ФСБ.
Возвращаемся в Ярославль поздно вечером и всем автобусом едем к владыке Михею, правящему архиерею Ярославской епархии. Отец Димитрий заходит первым. Как оказалось, загодя он заказал на электровозоремонтном заводе несколько десятков подсвечников, чтоб владыке Михею было что каждому подарить. С деньгами тогда было, мягко говоря, туговато. Благодаря батюшке владыка встретил нас с мешком подарков. Каждого одарил, каждому сказал ласковое слово. Вот и мне достался такой подсвечничек, выточенный на токарном станке добрыми железнодорожниками. Сейчас пишу и смотрю на него.
Потом, уже в темноте, мы пошли на могилу митрополита Иоанна (Вендланда), похороненного по соседству с архиерейским домом, в ограде Феодровского собора. Светила луна, на могиле горела лампадка, искрился снег, дети пели рождественский тропарь, и всех накрывала волна радости.
Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе отец Димитрий Денисов получил в 1991-м году. Кто не знал, и предположить не мог, что это неказистое здание у кладбища, по окна заросшее в отходы человеческой жизнедеятельности, и есть церковь. Место было бандитское, соваться сюда даже днем было опасно. Люди увидели «движуху», стали приходить, предлагать свои услуги. Первые службы, первые субботники. Кроме церкви, надо было реанимировать кладбище. Всем этим и занялся батюшка с матушкой и прихожане. Мусор с Туговой вывозили КАМАЗами. Сегодня это прекрасный белый храм с куполами и колокольней.
Мусор с Туговой вывозили КАМАЗами
На приходе было много маленьких детей. Двухэтажное деревянное здание, которое городская власть отдала церкви под воскресную школу, гудело как улей. Рядом, в таком же доме, поселилась семья Денисовых. У них детей семеро, трое из которых родились в туговский период. Потом приходу отдали здание вытрезвителя. Государство именно в это время очень удачно начало закрывать эти дома скорби.
И потянулись в приход многодетные: Жуки, Фадеевы, Дудины, Соколовы. Всех не перечислишь... Кто из бизнеса, кто с Северной железной дороги, кто из медицины, кто из художественной мастерской.
Каждую весну батюшка возил приход за город сажать картошку, а осенью - ее убирать. Квасили капусту на всех. После литургии в воскресной школе кормили до ста человек и больше. Престол на Параскеву Пятницу и День ангела тогда еще отца Димитрия выливались в народные праздники. Батюшка как-то всегда хорошо дружил с главами района, где находится Туговая гора. По народному Туговка. Было их за 28 лет несколько. И все уважали его и, чем могли, помогали.
На Рождество устраивали елку для детей всего района в Доме культуры. Идя навстречу пожеланиям трудящихся в лице матушки Галины, я посылала съемочную группу нашего телеканала отразить это мероприятие. Когда возвращались, неизменно спрашивала:
- Что, опять Ярослава снимали?
Ярослав - бойкий черноглазый мальчик из первой волны туговской воскресной школы. Он со знанием дела рассказывал библейские истории, жития святых. На рождественской фотографии он в костюме волхва стоит прямо над архиепископом Михеем. В свои 8-10 лет он был уже даже не детская, а вполне взрослая энциклопедия. Сегодня иеромонах Андроник (Пантак) - один из главных экспертов по религиозным вопросам на телеканале «Спас», где его можно видеть в самых разных передачах. Он такой же веселый и заинтересованный, каким был в детстве. Только с бородой и усами. На сайте Сретенской духовной семинарии о нем сообщают: «внимательно относится к своей духовной жизни, благоговейно несет служение, защитил магистерскую диссертацию по профилю ‟пастырское богословие" на тему: ‟Послание святого апостола Павла к Филиппийцам"». А начиналось все в воскресной школе на Туговой горе, при церкви Параскевы Пятницы в Ярославле. У отца Дмитрия Денисова и матушки Галины.
Как-то отец Димитрий, узнав, что я собралась на Рождество в Москву, дал мне задание:
- Купишь икру, красную рыбку и навестишь отца Наума. Он лежит в больнице, на Пироговке. Пойдешь утром, пока все отсыпаются после ночной службы, а то потом не протолкнешься, будут стоять на лестнице до выхода.
Я четко поняла, что с Рождественской службой пролетаю. Для неофитов большую печаль трудно придумать. Моя духовная наставница монахиня Елизавета, личный врач тогда уже почившего митрополита Иоанна (Вендланда), строго сказала в ответ на мои терзания:
- Послушание выше всего. Сказал батюшка, надо идти.
И действительно, у архимандрита Наума (Байбородина), в его палате в больнице на Пирогова, неподалеку от Ново-Девичьего монастыря, никого не было. А может быть, так получилось по молитвам отца Димитрия. О знаменитом старце я тогда ничего не знала. Не знала, что ездит к нему пол-православной России. Как не знала и о том, что множество священнических, и не только священнических, семей Ярославской епархии находились под его духовным руководством и жили по его благословению. В том числе и семья Денисовых, где три брата были священниками, одна сестра - матушка, замужем за протоиереем Николаем Лихомановым. Сегодня оба они монахи: епископ Вениамин и игумения Иоанна. Еще одна сестра отца Димитрия со своей семьей - тоже при храме. Это новое явление, жизнь по благословению старца, мне еще предстояло постичь, в том числе и благодаря тому заданию, которое мне дал отец Димитрий Денисов.
Сама я переживала в это время такой период, когда, отправляясь в Москву, брала с собой сумку книг с трудами митрополита Иоанна (Вендланда). Их мы издавали с Елизаветой Александровной Александриной, монахиней Елизаветой. Я ходила по Москве и буквально раздавала их батюшкам, даже совершенно мне незнакомым.
Вот и к отцу Науму я взяла целую стопку изданных нами книг. Он меня поблагодарил и внимательно рассмотрел каждую, сказал, что знал митрополита Иоанна. И действительно, в архиве владыки я потом нашла теплые поздравительные открытки от отца Наума. Палата, куда я прошла без всякого труда, была рассчитана на четверых. Но располагался там один отец Наум со своим келейником. Все пустые кровати, все полочки, тумбочки, подоконники, выступы и уступы были заставлены иконами.
Провела я в этой палате часа три. Келейник в это время бегал по соседним храмам в поисках какого-нибудь свободного священника. Дело в том, что отец Наум объявил на своем этаже в больнице сбор некрещеных и назначил время Крещения - 7 января, утро. Кто-то из московских батюшек, который должен был по договоренности крестить, почему-то не пришел. А люди уже настроились. Вот отец Наум и послал найти хоть кого-нибудь. Келейник периодически прибегал с отчаянным выражением лица, отчитывался, в каких храмах побывал: все отдыхают после ночной службы. И старец посылал его на новые поиски, сказав, чтоб без священника не возвращался.
Запомнилось, что отец Наум меня подробно расспрашивал о жизни в нашей епархии. А этот что? А там что? А почему так, а не эдак. Что я могла рассказать? Да ничего. Но ему почему-то надо было знать мнение и такого неосведомленного человека. Он говорил, что люди стали безответственные. Вот и батюшка: обещал и не пришел.
Когда я простилась, передав все приветы и гостинцы от семьи Денисовых, и пошла в сторону Ново-Девичьего монастыря, мне опять встретился раскрасневшийся келейник. Дела его были плохи. Увидев меня, он виновато развел руками и побежал в сторону больницы.
Что я еще могу сказать об отце Димитрии? Те три раза, что моя бедная, прожившая советскую жизнь мамочка причастилась, причащал ее именно отец Димитрий Денисов. Я рассказала ему, что детство мамы прошло в детском доме, потому что раскулаченные родители умерли в коллективизацию. Что советская пропаганда свое дело сделала: мама к церкви и «попам» относилась, мягко говоря, без доверия. Но для наших священников призыва 1990-х это не было препятствием. Про нашу советскую жизнь они все знали.
Один раз отец Димитрий причастил маму в церкви, второй раз - у меня дома, когда мама слегла, и третий раз - в больнице, за несколько часов до смерти.
Те три раза, что моя мамочка причастилась, причащал ее именно отец Димитрий Денисов
Маму вместе с ее собакой колли я привезла в Ярославль с Украины. Деть Алису было некуда, и, конечно, она жила у нас в квартире. Перед приходом отца Димитрия я сильно переживала, как он к этому отнесется, потому что где-то слышала, что иконы в доме и присутствие собаки несовместимы. Батюшка ласково потрепал нашу добродушную собачину, ни слова не сказал осуждающего, понимая обстоятельства нашей жизни. А потом каждый раз спрашивал о ней: как там твое хозяйство?.. Отец Димитрий до рукоположения был ветеринаром.
...Батюшка служил литургию, когда тяжело больная раком матушка Галина начала умирать.
- Идите, попрощайтесь, - сказал он нам, когда мы подошли ко кресту. - Больше не увидите.
Был конец августа, вся Туговка была в цветах. Заканчивалась эпоха нашего церковного детства, мы выходили во взрослую жизнь.
А десять лет спустя умер и отец Адриан, так нашего отца Димитрия назвали в монашеском постриге. 13 апреля исполняется 40 дней с его кончины. После Нового года узнал он о своей болезни.
- Леонидовна, сильно спина болит, - сказал он, когда после литургии мы подошли ко кресту.
На Сретение неожиданно приехал владыка Феодор, митрополит Волгоградский и Камышинский. Его недавно с Переславской кафедры перевели в Волгоград. И все гадали, почему он так неожиданно приехал. Оказалось, попрощаться с отцом Адрианом. С амвона владыка Феодор сказал, что батюшка очень болен и, скорее всего, скоро уйдет. И то, о чем вслух не говорили, стало явным.
После бессмысленной поездки в Москву, на обратном пути в Ярославль, отца Адриана завезли в лавру. До Свято-Троицкого собора его везли на колясочке, а последние шаги к мощам преподобного Сергия он сделал самостоятельно.
...Сколько прекрасных воспоминаний подарила нам наша Церковь. Но одно из самых памятных и радостных - первая Пасха в церкви Параскевы Пятницы на Туговой горе в 1991-м году. Людей было битком. Пришли и цыгане из соседней слободки. Разговлялись в трапезной. В пять минут исчезли со столы кружочки вареной колбасы.
А потом мы пешком шли домой на Суздалку и пели песни.