В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге были жестоко убиты последний российский Император Николай II, его жена Александра Федоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и их верные слуги.
19 июля газета «Известия» передала «сообщение от Областного Уральского Совета о расстреле бывшего царя Николая Романова».
В тот же день члены Поместного Собора во главе со Святейшим Патриархом Тихоном отслужили панихиду по убиенному Государю. Также Собором было сделано официальное распоряжение отслужить во всех церквях России панихиды с поминовением по формуле: «[об упокоении]... бывшего Императора Николая II».
Одна из таких панихид была отслужена бывшим настоятелем (в 1903-1914 гг.) храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, известным в Москве миссионером и издателем протоиереем Неофитом Любимовым, в то время уже пребывавшим на покое. 21 июля 1918 года по просьбе хорошо знавшего его бывшего обер-прокурора Святейшего Синода Александра Дмитриевича Самарина отец Неофит отслужил панихиду о «убиенном новопреставленном бывшем царе Николае» в храме святителя Спиридона на Козьем болоте (на ул. Спиридоньевка) в Москве, настоятелем которого он был после 1914 года. В тот же вечер он был арестован.
Священномученик Неофит
Протоиерей Неофит был обвинен в «агитации против советской власти», в том, что «служил панихиду по "помазаннике Божием" Николае Романове»[1]. 28 июля «Известия» уделили внимание этому событию: «В.Ч.К. по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией арестовала протоиерея Любимова, настоятеля Спиридоньевской церкви... Названный протоиерей "отважился" в центре рабоче-крестьянского правительства на служение торжественной заупокойной панихиды по бывшем царе Николае Романове... При обыске на квартире Любимова обнаружено много документов, свидетельствующих о его контрреволюционной деятельности»[2].
17 сентября 1918 года президиум коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией из трех человек приговорил протоиерея Неофита к расстрелу. В тот же день 72-летний священник был расстрелян и погребен за оградой Калитниковского кладбища.
Через два дня, 19 сентября, там же был расстрелян его зять - московский епархиальный миссионер Николай Варжанский, арестованный по делу протоиерея Иоанна Восторгова (память сщмч. Иоанна Восторгова и мч. Николая Варжанского празднуется в один день - 23 августа / 5 сентября). Миссионерские и противосектантские труды мученика Николая были широко известны не только в Москве. В первопрестольном граде он особое внимание уделял просвещению рабочих, борьбе с недугом пьянства. Для этого им было организовано Варнавинское общество трезвости, филиал которого находился в Высоко-Петровском монастыре, недалеко от которого, во 2-м Колобовском переулке, д. 6 кв. 3, проживала семья.
Отец Неофит написал Ленину, отца которого когда-то хорошо знал, прося освободить зятя, - но ответа не получил
Священномученик Неофит Любимов ходатайствовал об освобождении своего зятя, обращаясь с письмом к Ленину, отца и сестру которого хорошо знал еще по Симбирску, где в 1872-1885 годах преподавал в Симбирском епархиальном женском училище, а с 1885 года стал священником, продолжая преподавать, в том числе в Симбирской духовной семинарии, вплоть до 1902 года.
«Родитель Ваш, - писал отец Неофит в июне 1918 года Ленину, - мне хорошо известен и знаком, я с ним весьма нередко встречался в частных домах и на собраниях, где обсуждались дела педагогические. Скончался он при мне, я был молитвенником его тогда, да и теперь молюсь за него <...> Невзгоды были в семье Вашего дорогого родителя, они касались и Вас, и Вы были дороги для своих родителей. Тяжело и мне переносить невзгоду моей дочери и своего сына (зятя). <...> Покорнейше прошу принять участие в моем горе: благоволите отпустить моего зятя от всяких преследований и от тюрьмы или же отдать его мне на поруки. <...> Он проповедник Слова Божия - миссионер, и только...»[3].
Священномученик Неофит
Однако это письмо осталось без ответа и лишь привлекло внимание ВЧК к самому отцу Неофиту. Панихида по убиенному Царю Николаю II, совершенная в центре Москвы при большом стечении народа, не осталась незамеченной.
Тот, кто «отважился» молиться о упокоении Государя, вскоре предстоял вместе с ним пред Царем Царствующих.
Святые Царственные страстотерпцы и все святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!
[1] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-октябрь. Тверь: Булат, 2003. С. 165-172.[2] Известия. 1918. 28 июля. № 159 (423). С. 2.
[3] ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н-80.