— В СМИ называются разные вероятные причины крушения и совершенно невероятные версии о том, кто находился внутри «Боинга». Наверное, никогда еще вокруг авиационных трагедий не было столько загадок, нестыковок и противоположных мнений. Много говорилось, что на борту находились уже не живые люди, потому что от останков исходил очень сильный трупный запах, на них были трупные пятна. Вы опытный судмедэксперт. Каково ваше мнение?
— Чтобы ответить на эту конспирологическую версию, надо разобраться, что происходит с людьми — с пассажирами и членами экипажа, когда на такой значительной высоте по какой-либо причине происходит резкая разгерметизация салона. Нужно учесть несколько факторов. Высота полета составляла примерно 10 километров. Давление за бортом на такой высоте — ¼ от нормального атмосферного давления. На борту, естественно, поддерживается давление, близкое к 1 атмосфере.
По какой-то причине произошло нарушение герметизации салона. Воздух за считанные секунды хлопком выходит из салона авиалайнера. С людьми в это время происходит целый ряд событий, которые в медицине объединяются одним общим термином: взрывная декомпрессия. В крови постоянно присутствуют газы. Их довольно много, но преимущественно — азот. При таком резком понижении давления он тут же переходит из растворенного состояния в газообразное. Примерно тот же эффект происходит, когда мы открываем бутылку с минералкой. Выделяется множество пузырьков воздуха. А в бутылке с минералкой давление — примерно 2 атмосферы. Перепад всего лишь в 2 раза — а сколько пузырьков. Тут перепад примерно в 4 раза. Можно представить, что творится во всей кровеносной системе человека.
Эти многочисленные газовые эмболы перекрывают кровоток мелких кровеносных сосудов и полностью прекращают поступление к органам
крови. Органы начинают испытывать острое кислородное голодание, клетки,
которые недополучают кислород, начинают очень быстро гибнуть. В первую очередь, безусловно, клетки сердца, коры головного мозга, то есть те органы, которые наиболее чувствительны к нехватке кислорода. С другой стороны, воздух, который находится в наших полостях и органах, резко начинает расширяться. Расширяется воздух, который находится в легких, желудке, кишечнике, в барабанной полости, в пазухах околоносовых, лобных… Легкие буквально разрывает изнутри, происходит кровоизлияния в легких. Может случиться разрыв кишечника и барабанных перепонок. Человек испытывает сильнейшую головную боль.
Одновременно с тем, что происходит в организме в результате спада барометрического давления, из салона кислород уходит. А за бортом парциальное давление и содержание кислорода чрезвычайно малое. Считается точкой невозврата, когда человек уже не может дышать. Даже тот минимальный процент кислорода, который должен обеспечивать акт дыхания — 8 километров. А тут — 10. То есть даже теоретически невозможно выжить в этом разреженном пространстве. Там скидываются, безусловно, кислородные аппараты автоматически. Но учитывая, что человек только что испытал взрывную декомпрессию, у него нет сил даже пошевелить рукой в таком состоянии.
— При стрессе можно даже не додуматься взять эту маску.
— Да. Даже если додумается, представьте, какая там ударная волна идет. И если случился взрыв изнутри легких, то идет ударная волна по кровеносным сосудам на сердце, что вызывает серьезную сердечную аритмию, вплоть до остановки сердца. Счет идет буквально на секунды. Человеку в такой ситуации не до каких-то осмысленных телодвижений. Он начинает испытывать сильнейшее кислородное голодание. Плюс к этому присоединяется действие холода. Кто летал на самолете, помнит эту фразу: «Вас приветствует экипаж авиалайнера. Мы летим на такой-то высоте. Температура за бортом -50 градусов». -50 градусов это тоже температура, которая не позволяет выжить человеку, особенно, если мы учтем, что на борту авиалайнера люди сидят явно не в шубах, не в каких-то меховых костюмах. Летом они одеты в легкие футболки, рубашки и платья. Причем, эти три фактора, которые я сейчас назвал, действуют одновременно. Не по очереди действуют, не в том порядке, как я сказал, а одновременно.
Второе: от удара о землю неизбежны повреждения. Когда тело падает на землю с такой высоты, безусловно, оно сильно повреждается. Тут общая характеристика повреждений — это резко выраженное преобладание внутренних повреждений над наружными. То есть наружные повреждения минимальны. Они, как правило, складываются только из рваных ран, которые образуются в результате того, что какие-то кости скелета сломались, изогнулись и изнутри пробили кожу. Все. Других повреждений, как правило, нет, а вот внутри повреждения очень массивны. Разрывы, отрывы, разрушения внутренних органов, разрывы сосудов. Фактически самостоятельные, отдельные полости — брюшная и грудная — перестают существовать. Это уже один конгломерат, месиво из крови, фрагментов внутренних органов и их желудочно-кишечного содержимого в таких случаях. Вот, что происходит. Это у пассажиров. Потому что пассажиры выпадают из своих кресел и падают вниз самостоятельно.
Очевидцы описывали, что они падали как бомбы. А вот экипаж-то — в кабине. Пилоты дополнительно ударяются о штурвал, рычаги управления, панель управления-то есть их кидает по всей кабине. Поэтому у них множественные наружные повреждения. Соответственно, и кровь там, как и говорили, по всей кабине была. Ну, это и понятно, при условиях такой катастрофы.
— А почему так быстро, уже через несколько часов, появился трупный запах?
— Трупный запах появляется довольно быстро. Еще говорят про признак того, что они уже были покойными до катастрофы, о том что они синие, гнилые. Но при гниении цвет меняется не на синий, а на зеленый, и в последующем переходит в коричневый и черный. А вот синюшность кожного покрова, особенно верхней части туловища — это как раз четкий, характерный, постоянно встречающийся признак того, что смерть сопровождалась выраженными расстройствами дыхания. В данном случае мы понимаем, что было выраженное расстройство дыхания. То есть в том, что трупы были синюшные ничего удивительного нет. Это и должно было быть при таком виде катастрофы.
Запах — следствие того, о чем мы говорили чуть раньше. Все органы перемешаны, разбиты, кровь, кишечное содержимое, фрагменты. Поэтому уже нет естественных барьеров, которые задерживают перемещение газов в анатомически неповрежденном теле человека. Очень быстро в этих условиях начинается гниение, буквально за десятки минут, и буквально спустя час пойдет запах из полостей тела — изо рта и других естественных отверстий, и он будет довольно ощутим. Плюс не будем забывать, что на месте катастрофы разливаются технические жидкости из авиалайнера, которые тоже свой удушающий запах вносят. Когда несколько лет назад случилась катастрофа польского авиалайнера под Смоленском, то запах на поле тоже стоял удушающий.
— Много говорилось, что эксперты не были допущены к месту происшествия. По международным правилам возможно ли, что при таком ЧП на место просто не выезжают эксперты? Имели ли их право украинские власти их задерживать и не пускать туда?
— Эксперт по умолчанию должен участвовать в таких расследованиях. Вот у нас в России, не дай Бог, такое произойдет, тут же на месте происшествия будут работать как местные эксперты, так и уже в течение очень короткого срока вылетит группа ведущих специалистов России. Почему экспертов не было? Ну, эксперт — личность процессуальная, он не может самостоятельно проводить расследования. Он подчиняется следователю или лицу, которое руководит местом происшествия. Если тот говорит: нет, ты сиди здесь, я не разрешаю тебе осматривать место происшествия, то эксперт не имеет права на свою экспертную инициативу. В данном случае, то есть если эксперты были в Киеве или в каком-то другом городе и не были на месте, это значит, что их кто-то не пускал туда.
— Звучали обвинения людей, которые туда прибыли — ополченцев и местных жителей, что они начали собирать тела. Возможно, что из-за их действий сейчас уже невозможно что-то оценить и понять?
— С точностью до наоборот. Благодаря действиям этих людей еще что-то можно оценить. Смотрите, сколько дней прошло с момента катастрофы до того момента, как прибыли первые эксперты. Стояла жара 30 градусов, открытое поле, гниение в этих условиях идет взрывообразно. Плюс такой факт: лето, насекомые, мухи откладывают яйца, из которых в очень короткий срок вылупляются личинки, муравьи — все это очень быстро ведет к повреждению тел умерших. Плюс объедание тел погибших животными: полевые мыши, лисицы, дикие собаки, что было бы с этими телами через неделю?!… Я уже молчу про перспективу экспертного исследования внутренних органов, потому что мы можем при определенных методиках выявить признаки взрывной декомпрессии.
Тут есть и моральный аспект: что выдали бы родственникам, если трупы умерших пролежали бы неделю в таких условиях? Это первый аспект. А второй аспект — еще и эпидемиологический. Почти 300 тел умерших находилось на довольно ограниченной территории. Это угроза инфекционных заболеваний, это серьезная эпидемиологическая угроза для окрестных населенных пунктов.
— Сейчас какие-то обстоятельства можно выяснить, проведя комплексную экспертизу?
— Безусловно.
— Но все-таки, скорей всего, эту экспертизу провести не дадут. По тому, что можно было видеть на месте крушения, вряд ли можно говорить о том, был ли это «Бук» с земли или самолет.
— Ну, судебно-медицинский эксперт не решает вопрос о причине катастрофы, что вызвало падение самолета. Судебно-медицинская экспертиза отвечает на другие вопросы, которые муссируются по всей планете. Были ли они живы еще в момент полета или там уже загрузили умерших? Произошла ли разгерметизация салона на такой высоте, что вызвало массовую гибель пассажиров авиалайнера? Находились ли члены экипажа в должном состоянии здоровья, которое позволяло им управлять самолетом? Вот это — вопросы, которые решают наши эксперты.
А причину падения устанавливает авиационно-техническая экспертиза. Единственное, что если было попадание ракетой, то у пассажиров, которые были в зоне поражения, будут еще дополнительные повреждения от действия поражающих элементов. Плюс будут вторичные повреждения кусками обшивки, кресел…
— Поступили вопросы от зрителей. Первый: «Почему, на ваш взгляд, киевские власти так долго не могли отправить судмедэкспертов? Ведь есть видео, где ополченцы сами призывают Киев забрать тела и провести расследование». Ну, мы уже об этом говорили.
— Вопросы — киевским властям.
— Другие вопросы от зрителей: «Будут ли различаться характеры повреждений при сбитии самолета с воздуха и с земли ПВО? Расшифровка британцами будет последней инстанцией и можно будет оспорить и перепроверить отправленные туда черные ящики?
— Про черные ящики я не знаю. Это техническая экспертиза, а вот выводы судебно-медицинских экспертов всегда можно проверить: насколько они аргументированы, насколько они вытекают из результатов проведенного исследованиями, насколько они опровергаются дополнительными исследованиями. Это все можно будет посмотреть, конечно, если они будут опубликованы. Еще хочу сказать по поводу ополченцев. Глава голландской экспертной миссии выразил удовлетворение и даже благодарность, что тела умерших были оперативно собраны и положены в рефрижератор, что позволило максимально сохранить эти тела. Это официальная информация от голландских источников.
— Мне представляется, что сейчас или позже независимые судмедэксперты и иные эксперты могут быть не допущены к исследованию этих тел. Какое время должно будет пройти, чтобы эксперты могли установить какие-то факты?
— Если начнутся выраженные гнилостные изменения, тогда судить о том, была там взрывная декомпрессия или нет, уже будет практически невозможно. Поэтому то, что ополченцы собрали тела и быстро поместили их в рефрижератор, как раз позволило сохранить наиболее информативные признаки.