В небольшом дальневосточном городке Находка своеобразно решили «поддержать» многодетную семью, решив «повесить» на мать все погрешности в работе самой администрации.
История эта началась давно. Некое лицо, ушедшее по своим причинам с чиновничьей должности, каким-то образом получило огромный участок земли в городе. Место престижное, с прекрасной панорамой. Ранее там располагалась воинская часть. Один минус – это склон сопки. Чтоб дороже продать огромный участок под строительство, его надо продать по частям. А для этого надо выронить, провести, как минимум, электричество и сделать дорогу, т.е. провести подготовку.
Все перечисленные работы делать без ведома администрации, естественно, невозможно. Не один год на склон ссыпали строительный мусор, утрамбовывали бульдозерами, т.е. проводили подготовку участков к продаже под застройку.
Многодетная семья, решив улучшить жилищные условия, приобрела в этом квартале участок под строительство дома. Но... Не таким простым оказался путь к уютному домашнему очагу.
Когда лица, получившие «лакомый кусочек», ссыпали обломки камней, они, по всей видимости, видели только одно: выровненный участок продать можно дороже. То, что ниже по склону стоят дома других жителей, мало волновало как владельцев участков, так и чиновников из администрации. С 2019 года от жителей, проживающих ниже по склону, полетели жалобы в администрацию и в прокуратуру о том, что неизвестными лицами по всему участку ссыпается строительный мусор и люди боятся, что всё это может при проседании попасть на их участки.
Конечно, урегулировать вопрос чиновники решили не за свой счёт, а за счёт многодетной семьи, которая приобрела участок, отсыпанный до того, как участок был приобретён.
Началась настоящая травля семьи: выписывались непонятные предостережения (правда, отправлялись «на деревню дедушке», т.е. совсем по другим адресам, где семья никогда не проживала и не была зарегистрирована), выезжали с проверками, откровенно запугивали, угрожая возбуждением административных дел. «Мы бумажные, главные люди, мы и были, и есть, мы и будем». Мать с тремя детьми доводили до слез.
Никакие логические убеждения не действовали на чиновников. Начались долгие переговоры.
Проблема заключалась в том, что между отсыпанным участком земли, выкупленным многодетной семьей у администрации, и нижним была полоска муниципальной земли чуть больше метра. Именно она и стала камнем преткновения. Правда, при получении консультации в другом городе, кадастровый инженер сказал, что при разделении участков администрация не должна была оставлять полоски земли, к которым фактически нет доступа (только через участок собственника).
Собственники нижнего участка жаловались на администрацию, а администрация перекладывала ответственность на собственника верхнего участка.
Многодетная мама предложила идеальный вариант: присоедините этот кусочек земли к моему участку и я сделаю опорную стену. Все проблемы будут решены.
Однако чиновникам, видимо, надо была найти «грушу для битья», т.е. назначить виноватых в этой отсыпке.
Заместитель главы города Браташ Денис Михайлович таким «виновным лицом» без всяких сомнений и разбирательств, назначил многодетную мать.
Почему заместителя главы города не устроило предлагаемое решение, понять сложно. Может, за их упорным сопротивлением стояли более веские причины? Можно предполагать разные варианты. Но многодетной матери выставлялись все новые и новые условия. Да это и понятно: с беззащитной матерью бороться легче, используя весь административный ресурс, чем заставить привести в порядок муниципальный участок, очистив от строительного мусора тех лиц, кому «достался» огромный «лакомый» земельный кусок в одном из престижных районов города.
Тут в ход пошло всё – от прямых угроз до административного давления с явным местечковым налетом: «кадастровики» отказывались делать схему земли с точками отсчёта с привязкой у построенному и уже зарегистрированному дому, сам размер земельного участка, который требовали очистить, менялся в размер, как беременный, увеличивался или уменьшался без пояснения причин.
Так начался Год семьи для многодетной мамы. Видимо, объявленный Президентом Год семьи, для чиновников Находки не указ...
Можно было бы предположить, что они преследуют какую-то праведную цель. Но, увы, вся их «принципиальность» ограничилась травлей только одной семьи по всей этой улице. А главное – решать сам вопрос отказывались.
Маме троих детей сначала давали муниципальный клочок земли под благоустройство, потом в одностороннем порядке этот договор расторгали. Приходили в ее отсутствие на участок, делали непонятные фото без координат и пояснения, на фото появлялись заборы, не имеющие отношения к ее участку, выносились предостережения. На вопрос при встрече с чиновником: «А это что за забор», получали чудный ответ: «Да не обращайте внимания»…
Такое сверхпристальное внимание именно к многодетной семье, как минимум, вызывает удивление.
Например, участки земли возле моря, где взимают плату, ограничивая проезд по дорогам общего пользования, администрацию не волнуют. Также совершенно не понятно, куда смотрит земельный контроль, когда за установку палатки на берегу моря, взимают деньги, объясняя тем, что пляж в аренде. Правда, документов на аренду нет, а на требование показать схему с границами арендованной земли, ответ один: «Умная нашлась?». На подобные нарушения администрация упорно закрывает глаза.
Конечно, это не многодетной семье прессинг устраивать!
Один совет матери, записаться на прием к Президенту в надежде, что он сможет объяснить местным чиновникам, как надо относиться в России, а особенно в Год семьи, к многодетным семьям.
А еще вопрос хотелось задать Министру обороны РФ Андрею Рэмовичу Белоусову – знает ли он, какой путь проходят земельные участки, оставшиеся после расформированных воинских частей? Проходят они законный путь или кто-то греет свои длинные руки на землях, ранее принадлежащих Министерству обороны?
Альбина Васильевна Волкова, член Союза журналистов России, член Ассоциации юристов России
2.
1. Тернистый путь многодетных в России.