В понедельник, 22 января, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса россиян об их опыте посещения святых мест.
«Посещение святых мест — не только одна из важнейших религиозных практик, но и познавательный вид туризма, - отмечается в пресс-релизе ВЦИОМ. - Это прекрасная возможность укрепить связь с Богом и обогатить духовных опыт, а также углубить знания об истории и культуре своей страны. По результатам мониторингового опроса ВЦИОМ, данная практика активно набирает популярность среди наших сограждан, причем речь именно о самостоятельных поездках к святым местам: всего за четыре года доля россиян, имеющих подобный опыт, выросла с 31% до 43%, а за 10 лет прирост составил 17 п.п. (2014 г. — 26%). Организованные поездки к святилищам в составе экскурсионной группы пока не стали более востребованы: как и в 2020 г., их совершали 16% россиян. В сумме побывать в святых местах доводилось каждому второму россиянину (53%, +10 п.п. к данным 2020 г.). Одно из возможных объяснений растущего интереса к паломничеству и религиозному туризму — повышение роли религии в жизни наших сограждан: по июльским данным ВЦИОМ, за последние 30 лет доля назвавших ее очень важной выросла в 2,5 раза, с 6% до 15%.
Ещё одно возможное объяснение — активное проникновение в нашу жизнь интернета и социальных медиа. Людям стала доступнее информация о святых местах. Они могут получить подробные описания, фотографии и отзывы других посетителей, что помогает им лучше оценить эти места и спланировать свой отдых. Кроме этого, с развитием туристической инфраструктуры и маркетинговых усилий, связанных с привлечением туристов в святые места, стало легче и удобнее их посещать.
Россиянин, совершающий самостоятельные поездки к святым местам, — это в равной степени мужчина и женщина (44% и 42% соответственно), среднего или чуть старше среднего возраста (35-59 лет — 48-46%), с высшим или неполным высшим образованием (48%), с хорошим материальным положением (50%), житель одной из столиц (50%).
Россиянин, совершающий поездки к святым местам организованно, с экскурсией, — это скорее женщина (20% vs. 11% мужчин), молодого, до 25 лет (19%) или старшего, старше 60 лет (20%) возраста, с высшим или неполным высшим образованием (21%), жительница Москвы или Санкт-Петербурга (24%).
Россиянин, никогда не бывавший в святых местах, — это чуть чаще мужчина (49% vs. 45% среди женщин), 25-34 лет (52%), с неполным средним или средним образованием (60%), называющий себя неверующим (66%) или последователем ислама (73%).
Посещение святых мест неизменно оставляет у россиян положительные эмоции — абсолютное большинство из числа имеющих подобный опыт остались им довольны (96%, 2014 г. — 94%), это в одинаковой степени относится к тем, кто был там самостоятельно и в составе экскурсионной группы (по 96%)».
«Россияне, которые никогда не бывали в святых местах, демонстрируют высокий интерес к их посещению в будущем — 70%, причем за десять лет показатель заметно вырос (2014 г. — 56%). Чаще других это граждане старше 45 лет (45-59 лет — 74%, старше 60 лет — 77%), жители села или небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (76% и 77% соответственно) и православные россияне (85%).
Каждый четвертый из числа тех, кто ранее не бывал в святых местах и не хотел бы оказаться там в будущем (26%, 2014 г. — 32%). В основном это молодежь до 35 лет (39-40%), жители крупных городов (Москва, Санкт-Петербург — 41%, города-миллионники — 38%, города с численностью населения 500-950 тыс. чел. — 33%), а также неверующие (70%)», - заключили авторы исследования.
Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, комментируя результаты опроса, заметил, что «рост числа россиян, побывавших в "святых местах", как мы видим, двукратный, причём основной прирост произошёл за последние четыре года. Что стало причиной? Во-первых, это бум внутреннего туризма. Во-вторых, бум религиозных и квазирелигиозных практик, интереса к эзотерике, магии и другим ненаучным способам взаимодействия с реальностью. И интереса к историческим местам. В-третьих, рост популярности патриотизма. Пока эти факторы продолжают действовать, можно ожидать продолжения отмеченного тренда».