Вышла в свет книга русского учителя, священника Владимира Мартышина «Веду я отроков по русскому пути. На рапспутье». Этот труд от отца Владимира ждали сотни и сотни наших граждан давно, ведь его русской школе исполнилось уже 28 лет. И вот книга перед нами.
Оценивая состояние современного образования и современной школы создается впечатление, что людям и дела нет до того, что образование у нас отдано на откуп какой-то узкой группке людей, которые что хотят, то и творят… Из уст этих реформаторов, принадлежащих к этой группке, все чаще слышится выражение «неклассическая школа», все чаще идет речь о каких-то замысловатых технологиях, стандартах, а то и о замене учителя компьютером и тому подобное. Но возникает вопрос, а зачем все это, ради чего? Разве это поможет человеку спастись в жизни вечной, или сделать человека счастливым здесь, на земле, на худой конец, может продлить его жизнь…
Эта тенденция набирает обороты, надвигается непримиримой грязной стеной и на нашу матушку Россию, втягивает школу, все дальше удаляя ее от естественного хода жизни, запросов людей, их желаний. И понятно, что это явление не новое, в этой грязи мы живем уже почти три десятка лет.
И вот на фоне этого произвола, среди этой мертвечины проблески живой школы. Школы Владимира Сергеевича Мартышина. Школа, которой уже больше четверти века. К этой школе был интерес педагогической общественности, родителей всегда, со дня ее создания. О ней не мало написано, в том числе и на «Русской линии», сняты фильмы, но все, кто знаком с ее содержанием, сотни и сотни людей - педагоги, и воспитатели, и руководители школ, родители многие годы ждали, когда же ее автор сподобится рассказать о своем творении поподробнее.
И вот перед нами долгожданная книга «Веду я отрока по русскому пути. На распутье». Название ее недвусмысленное, особенно, если мы вспомним, что слово «педаго́г» в др.-греч. Παιδαγωγός) «ведущий ребёнка»
Книга, в которой автор ярко и образно рассказывает, как ему удалось возродить к жизни целую волость русской земли, где вновь веси огласились сотнями детских голосов, где зазвучала в заново построенном храме молитва, где вновь застучали топоры плотников и где в окрестных деревнях появились десятки новых изб и домов, где просторы вновь огласились песней, романсом, а на праздниках возродилась лихая пляска…То есть, хотя главным действующим лицом в этой книге является школа, но она скорее о жизни, о возрождении нашей многострадальной Родины.
У всего, кроме Бога, есть начало. Началом школы Мартышина был его переезд из столицы в деревню и желание дать нормальное образование и воспитание своим детям и здесь в деревне. Как жестокий юмор, какая-то ирония может восприниматься эта фраза «дать хорошее образование», если ее соотнести с 90-ми, когда все разрушалось и в первую очередь война шла как раз против всего хорошего, что еще оставалось от советской системы. А тут романтические порывы начинающего педагогическую деятельности новоиспеченного учителя, которые как раз и совпали с началом разрушительных реформ в образовании. Разрушение было возведено в ранг закона, который гласил, что школе в новой России воспитанием заниматься возбраняется. Спустя три десятка лет, реформаторы передумали и решили, что все же воспитания-то в созданной ими системе образования и не достает: сотни тысячи представителей поколения на глазах превращались в воров и убийц, а то и самоубийц, в прелюбодеев… То есть статья о запрещении заниматься воспитанием в законе об образовании девяносто второго года была признана ошибочной!
Вот так «ошибочка»! Эти «ошибки» обошлись стране убытками не в один десяток миллионов человеческих душ, потерей Отечеством граждан, патриотов… И все с такою легкостью теперь воспринимается: что, мол, поделаешь, ошиблись. В чем ошиблись?..В самом главном! Теперь же, когда уже воспитано целое поколение родителей на либеральных ценностях, на разврате, теперь можно вернуться и к новой образовательно- воспитательнойпарадигме: уж, родители-то нам подскажут, чему воспитывать, как, зачем, они же заказчики «услуг образования»...
В. Мартышин не пошел на поводу у бездушной, враждебно настроенной к коренной России части чиновничества и, наоборот, в начале 90-х уделяет в своей школе наибольшее внимание как раз воспитанию, борьбе за душу каждого ребенка. Он выходит на поединок практически один на один с государством, с системой. И с вызовом создает в самые годы гонений на воспитание альтернативную школу «Добротолюбие» с концепцией школы целостного развития, с преподаванием разработанных в большинстве своем им предметов «отечествоведение», «добротолюбие», «церковнославянский язык», «красноречие» и «каллиграфия», «твоя родословная», все виды искусства, почти с четырьмя десятками кружков, студий, клубов… И вдруг сработал закон духовной жизни: вслед за школой возродился целый край, вновь ожили деревни, вновь начали рожать женщины, семьи становились многодетными, вновь начала возрождаться русская культура … И все это на фоне погибающего образования, погибающей школы и самого государства.
В прошлом работник журнала «Москва» даже не педагог, переехавший в ярославскую деревню оказывается на пике самой главной проблемы общества и не просто обозначает эту проблему, а ее преодолевает, создает своего рода бастион — школу нового типа, во всей полноте внедряет и предметы, и концепцию и получает результат. Именно об этом книга «Веду я отрока по русскому пути».
Даже затрудняемся сказать, к какому разряду приключений отнестиизложенную здесь историю: если смотреть на нее с точки зрения обывательской, тоона фантастическая, если учесть, что такое в нашей жизни почти не бывает и явление это иначе, как чудом и не назовешь, то она и чудесная. А если учесть все многолетние коллизии, гонения, преследования и на саму идею и на тех, кто ее осуществляет, то история - вполне и детективная и на трагедию потянет. Здесь, как в хорошем детективе, шла и продолжается борьба за школу, за линию школы, на протяжении четверти века мощное противостояние, наветы, клевета, игнорирование успехов и результатов со стороны власть имущих… Но, всякий раз, уже в самый последний момент, когда ситуация достигала апогея и школе кажется наступал «конец», всегда находились люди «посолиднее» преследовавших, которые брали школу под свое покровительство, часто побеждали с перевесом лишь в один голос. Но этот детективный сюжет в книге упущен, возможно, он бы внес в книгу еще большую динамику, захватывающий азарт, но автор, по его словам, приберег линию сюжета до лучших времен. А эти же 540 страниц книги - чистый позитив, чистый родник охлажденной живительной влаги, способной и, правда, стать живой водой для общества, оживить Россию. Возвращаясь к жанру фантастики, к тому, что такого на самом деле не может, не должно, быть. Может быть и мы на какое-то короткое время усомнился бы в описанном, если бы не были знакомы с автором, не бывали бы в этом доме добротолюбия, не встречались бы с педагогами, воспитанниками.
Автор шаг за шагом раскрывает суть сложной философско-педагогической концепции, созданной им школы на основании всего опыта русской педагогики, но рядом с документальной стезей стоит качественный публицистический текст. Часто страницы книги превращаются в диалог с воспитанниками, который незаметно перетекает в диалог с читателем. Они все вместе решают неразрешимую в России проблему: как, с чего начать, каким образом… И находят ей решение.
Автор смотрит на мир, на жизнь, на школу, на воспитанника сквозь проблему вечности. В основе построенного здания – главное. И мы видим, как это главное организует все остальное, как из осколков складывается целое. В текст включено стихотворение «Веду я отрока по русскому пути», отсюда и вытекает название самой книги. Автор соотносит воспитательную цель школы с основными духовно-историческими вехами Отечества: князь Владимир - «Слово о законе и благодати» - старец Филофей – славянофилы – Достоевский и многие другие ... Исторические меты являются своего рода опорами процесса воссоздания традиционного мировоззрения у участников образовательного процесса, а сама жизнь школы, а за нею и текст, стирают границы между этими этапами, превращая и исторический, и педагогический процесс в единое мировоззренческое полотно. В.Мартышин осуществил это на практике и в своей книге показывает, как это преодолеть, как сделать так, чтобы не нарушить гармонии взаимодействия поколений, гармонии памяти, органично связать обрывки педагогики и истории как наук (которые в последние сто лет работали исключительно на разрыв памяти), как осуществить этот синтез, осуществить десекуляризацию сознания. А ведь именно эта деятельность и теоретическая, и практическая и должна быть направлена на решение воспитательно-образовательных проблем, должна стоять во главе каждой воспитательной системы, нацеленной на созидание и именно этими вопросами на протяжении веков задается русская философия, педагогика, культурология, литература… Автор книги, он же и автор концепции школы целостного развития и автор ее практической реализации, созданием своего типа школы решает все обозначенные вопросы, он материализует мысли великих русских педагогов, он претворяет гипотезы Киреевского, Ушинского, Песталоцци, Зеньковского, Победоносцева на практике в жизнь. Причем в самом жизненном контексте школы это часто может не замечаться, но после прочтения книги или хотя бы отдельных глав ее, все встает на свои места.
Порой трудно различить в тексте, где начинаются мысли самого автора, а где лелеемый им опыт русской педагогики, настолько органично они переплетены, настолько он незаметно органично вписывается в русскую педагогическую традицию и реализует ее в практической деятельности. Автор и выдающиеся русские педагоги – единомышленники. Они помогают ему в созидании духа школы, ее уклада, соборности, характера, лада, в воплощении принципа народности…
Мне приходилось много видеть положительных отзывов о школе В.С.Мартышина от лучших педагогов, профессионалов страны и ни разу не встречалось рецензий отрицательных. На мой взгляд, созидательный момент педагогического подхода автора книги выбивает у оппонентов любые доводы против и его концепции, и самой его школы. А происходит это по той причине, как пишет сам автор, что по-другому, чем предлагали Хомяков, Киреевский, Ушинский, Рачинский, русская школа, русское образование и не могут быть устроены, ведь у каждого народа своя национальная система воспитания и образования, а именно они явились выразителями этого пути, научно обосновали этот путь. Владимир Сергеевич Мартышин подхватил эти идеи, развил и реализовал на практике. А теперь вот и описал в солидном своем труде, который очень точно озаглавил «Веду я отрока по русскому пути».
Книга богато иллюстрирована сюжетами из жизни школы, которые являются своего рода документальным свидетельством реализованного и достигнутого…
Мария Божкова,