В понедельник, 7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука совершил Божественную литургию в Свято-Екатерининском храме Мелитополя, сообщает сайт Запорожской епархии УПЦ МП.
«Так уж повелось испокон веков, – сказал владыка, – что ценность жизни неразрывно связана с такой ценностью, как свобода. О ценности свободы для человека и о том, как легко она может превратиться во вседозволенность и распущенность нам хорошо известно. Этому нас научили Адам и Ева. Наши прародители захотели быть свободными и жить без всяких обязательств. Они отказались от свободы, которой наделил их Бог, и поплатились за это. Не так ли происходит и сейчас? Современный человек требует для себя все новых и новых свобод. Но для чего? Только для своего тела, забывая о том, что Бог дал свободу душе человека. Только душа способна воспользоваться предоставленной ей свободой, чтобы победить смерть, победить пространство и время. Когда человек меняет свободу для души на свободу для тела, он превращается в потребителя удовольствий, то есть, становится их рабом. Такому не свобода нужна, а распущенность, а это совсем не одно и то же. И когда апостол Павел говорит своим ученикам о необходимости быть во всеоружии Божьем, его слова в равной степени касаются и нас. "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять"».
«Только будучи во всеоружии Божьем мы можем противостоять самому распространенному виду оружия современного мира – лжи, - подчеркнул архипастырь. - Именно ложь становится тем самым смертоносным оружием, которое нацелено не на тело, а на душу. И находится оно в руках дьявольских. Призывая человека бороться за свои права, за свои свободы, дьявол, по сути, делает то же самое, что он делал в Эдемском саду. Его мало интересует, что его жертвами становятся совсем маленькие дети, которые ещё ничего не понимают. И даже многие взрослые, понимая, что отовсюду звучит ложь, не могут перестать внимать лжецу. И этот смертоносный яд незаметно проникает в их душу. Дьяволу нет никакого дела до свобод и прав человека, – это лишь один из инструментов. Он добивается одного – ввести человека в грех. Он играет на наших страстях, на наших физиологических чувствах. Зачастую и на наших физиологических потребностях, например, таких как голод. Чувства и голода, и жажды заложены Богом, а дьявол это естественные чувства использует в своих целях. Он возводит это в ранг жизненного принципа – пей, веселись! Вот почему так важны для нас, нынешних православных христиан, слова апостола Павла. Он призывает нас бороться с нашими грехами, нашими страстями. Он призывает быть начеку, чтобы мы были готовы дать отпор врагу рода человеческого, чтобы не были аморфными и податливыми для этого мира. Не превратились в кусок глины, из которой дьявол нашими же руками лепит всё, что хочет. Мы по-прежнему больше внимания уделяем чистоте своего тела, и забываем о чистоте своей души. Конечно, душу не очистишь по примеру тела утренним или вечерним принятием душа, – это сложный, длительный и трудоемкий процесс. Бог не создавал греха, но Он даёт нам всё для борьбы с ним. Бог сотворил душу, высшим благом для которой было пребывание в единении с Ним посредство любви. Отпав от Бога, наша душа стала страдать многими недугами. По этой же причине вот уже много веков сохраняется преемственность зла на земле. Зло в душу приходит без всяких усилий, а вот за добрые чувства, за любовь нужно бороться. Не будучи связанной никакой необходимостью, получив от Бога жизнь свободную, душа понимает доброе, умеет им наслаждаться, но в то же самое время имеет свободу и уклоняться от всего доброго и прекрасного. Сегодня мы вспоминаем святую Екатерину, которая была дочерью правителя Александрии, то есть обладала не только богатством и положением в обществе, но и полной свободой. Она могла выбрать жизнь полную удовольствий, как большинство её сверстниц из числа "золотой молодежи" тогдашней Александрии, но она выбрала другой путь. Кто-то скажет, что она была не только богатой, но и умной, оттого и сделала такой выбор. Возможно, ведь пути Господни неисповедимы. Но мы знаем наверняка, что чудным Промыслом Божьим её жизнь стала результатом безраздельной любви к Богу. Она всем сердцем, всей душою и всем своим разумением, всеми силами своего девичьего естества была сконцентрирована на любви к Богу, а не на том, что является предметом вожделения большинства земнородных».
Поздравляя всех с праздником, владыка пожелал употребить время, отпущенное Богом, на борьбу с ложью и дьявольским искушениями:
«Если мы хотим устоять в этой борьбе, нам необходимо укрепляться, облекаться во всеоружие Божье. В том числе и для того, чтобы лучше разбираться в хитроумных повадках дьявольских. Не думайте, что для нашего искушения явится сам дьявол. Ему этого не нужно, у него целая армия слуг. Он даже может посылать людей, которым мы доверяем, но которые уже стали его марионетками. Подходя к иконе великомученицы Екатерины, просите у святой способности разбираться в людях, а также сил, терпения и веры следовать по нашему спасительному пути, отстаивая свободу быть с Богом».