Как сообщалось, 14 мая на 75 году жизни отошел ко Господу автор «Русской народной линии», известный историк, доктор исторических наук Александр Николаевич Боханов. Сегодня он был похоронен в Балашихе.
Своими воспоминаниями и рассуждениями о покойном делится в интервью РНЛ автор проекта, автор и ведущая программы «Верую. Из жизни знаменитых современников» (телеканал «Союз»), автор многих документальных фильмов, лауреат и победитель кинофестивалей «Радонеж» и «Лучезарный ангел», в прошлом - специальный корреспондент программы «Время» и других программ федеральных каналов, автор курса и преподаватель в школе-студии «Останкино» «Авторское телевидение», основатель интернет-ТВ «Верую» Елена Козенкова:
Для меня это было сенсацией. Все то, что я услышала от Боханова, опрокидывало исторические представления, вложенные в мою голову советской школой и Московским университетом. Шел 1999 год. По храмам
Москвы возили «странную» для всех икону: Царь Николай Второй в одеянии русских Царей со скипетром и державой. Она мироточила, благоухала. А моя группа из программы «Русский дом» снимала это чудо, к которому мы никак не могли привыкнуть. От иконы происходили исцеления, и люди перед нашей камерой свидетельствовали об этом.
Мне казалось, что этот особый, свежий благоуханный запах от иконы меня сопровождает везде, даже когда я далеко от нее и нахожусь дома или в останкинской аппаратной, где нет окон, а только стены и холодный металл телеаппаратуры. Однажды, когда мы монтировали сюжет о новой мироточивой иконе Царя, этот запах ясно почувствовали и другие люди. Мне оставалось только рассказывать обо всем этом своему духовнику (иеросхимонаху Иоанну (Казанцеву)), так как я, начитавшись святых отцов, боялась чуда и боялась впасть в прелесть. А он, перебирая четки, лишь улыбался в свою белую бороду.
Однажды икона замироточила прямо в момент съемки, на наших глазах… И здесь было больше вопросов, чем ответов. Почему она мироточит? Почему на ней изображен последний Царь? Неужели и вправду свят? Тот самый, о котором нам все говорили, что он «кровавый»?! И что Небо хотело сказать этим «явлением» образа, привезенного к нам в виде литографической копии из-за границы?
Конечно, мы снимали московских священников – тех, кто решился принять икону в свой храм (отцы Александр Шаргунов, Вячеслав Свешников, Артемий Владимиров, Василий Голованов). Они нам многое обьясняли с духовной точки зрения. Но было ясно и другое: эта мироточивая икона, этот образ Царя с ясным светлым взглядом словно умолял нас повернуться к родной истории, к трагическим годам революции, к этому рубежу, где не зарубцован кровавый шрам, между исторической Россией и страной Советов… И мы стали искать ответы на вопросы, которых рождалось все больше и больше. Именно от образа шел этот посыл - искать ответы. Словно Царь обращался к нам: «Да, да, русские люди, я свят, не верьте тому, что обо мне написано и что обо мне говорят, не верьте также, что о моем царствовании говорят, ищите правду обо мне и России, о ее пути, это важно, от этого зависит ваше будущее! И ничего не бойтесь, я с вами, с любимой Родиной, мы теперь тоже – ваши заступники!».
Но где же ее было найти, эту историческую правду? Не было книг, монографий, Царь не был прославлен, шли только разговоры об этом. И мы стали стучаться в двери «исторической науки». И решающая встреча произошла. Тогда еще кандидат наук, научный сотрудник института истории РАН Александр Боханов уже несколько лет работал в открывшихся архивах. Он начинал свой путь советского историка со статьи «Сумерки монархии», но, окунувшись с головой в архивный материал, с которого был снят гриф «секретно», перебирая и вглядываясь в фотографии Царской семьи, которые тоже были еще недавно засекречены, он медленно и верно двигался в направлении той самой исторической правды.
Он с удивлением открывал, работая с новым документальным материалом, что «все было не так!», как нам говорили, как нас учили, иногда «совсем не так, когда идешь к материалу!». Он так и сказал мне этими словами. Он стал неравнодушным исследователем этой темы, он горел и жил ею! Это было видно! Он, безусловно, полюбил Царскую семью, он полюбил их всех! Возможно, он первый из нас (граждан новейшей истории) понял смысл их жертвы, увидел их венцы, не имея пред собой святых образов с их ликами. Но прежде - он уверовал! Он, советский человек, советский историк (не знаю – был ли он в партии или нет) стал глубоко верующим человеком, православным христианином. Его просветили Царственные мученики, через них он был приобщен к духовному христианскому миру. Именно это историческое исследование, связанное с личностью Николая II, его семьей и его эпохой, привело его к Православной вере и Церкви. Конечно, это его признание осталось за кадром, ведь фильм мы снимали не о нем… А в фильм мы взяли его потрясающие открытия, связанные с личностью Царя Николая и его временем. Если вы посмотрите фильм, то увидите, как емко и просто, как ярко, он сказал о сложнейших вещах, которые требовали разьяснения: Распутин, Ходынка, Кровавое воскресение, Первая мировая война и, наконец, так называемое отречение… Прошло двадцать лет, но разговор об этих «узлах» истории так же актуален, как и тогда. Но сейчас есть новые авторы, написано много книг и песен на эту тему, сняты фильмы – художественные и документальные. А вот тогда еще ничего не было, ничего! Даже книги «белой эмиграции» можно было достать еще с трудом! Боханов был первым. Из историков, из советских историков.
Помню, мы говорили о том, что как необходима историческая реставрация образа Царя Николая, как он оболган, как терпеливо нужно снимать слой за слоем той клеветы и грязи, что возникли еще при жизни Царя и были усилены в советский период! Все мы знаем термин: «роль личности в истории». Но чтобы ее определить, эту роль, нужно изучить саму личность. Только так можно понять, почему исторически значимый человек действовал, поступал, принимал решение в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Вот именно это сделал Александр Боханов. Личность христианского Царя Николая II - это его вклад в российскую историю. Благодаря трудам Боханова больше нет этого «белого пятна» в исторической науке, и поэтому все сложнее и сложнее придумывать новую клевету о убиенном Царе и его семье или повторять старую. Потому что есть книги и монографии Боханова с неопровержимой доказательной базой. Помню, как на мой вопрос: «Верно ли, что многие действия Царя Николая может понять только православно-верующий человек?», он ответил, что да, безусловно, «или хотя бы находящийся в этой системе координат».
Помню, какой бум произвел выход нашего фильма (увы, только на видеокассетах, показать его в телевизионном эфире тогда не представлялось возможным). Уверена, что произошло это во многом благодаря участию в нем Александра Боханова. В фильме духовная линия – явление святого мироточащего образа Царя Николая в современной России – переплелась с исторической линией, которую «держал» в фильме Александр Боханов. Для многих моих зрителей, так же, как и для меня, тогда стало сенсацией многое из того, что поведал и рассказал Боханов. И все его суждения были строго основаны на фактах и документах. Появление такого ученого-историка было остро необходимо: шла острая дискуссия в Церкви о том, а достоин ли Царь прославления? Уверена, что первые монографии и статьи историка Боханова на царскую тему, его участие в фильме были как раз кстати. Не случайно перед прославлением Царской Семьи в лике святых прошла серия исторических конференций, организованных РПЦ.
Потом Боханов понесет свое новое знание о Царе дальше, напишет потрясающие книги, открывшись нам еще и как человек с великолепным литературным даром! Современные историки (Петр Мультатулли, Владимир Лавров и др.) считают его книгу «Николай Второй» лучшей книгой о Царе Николае II.
Покаяние – это изменение ума. И Боханов участвовал в этом процессе. Его исследование личности Николая II и его эпохи переворачивало в корне сознание о происшедшем - как у отдельного человека, так и общества в целом. Что может быть важнее? Своими работами и книгами он двигал этот важнейший процесс: покаяние за содеянное в 1917-18-м годах прошлого века на уровне общественного сознания.
Мне очень жаль, что имя Боханова так и не узнала широкая общественность в нашей стране. Именно он – вместо господина Радзинского - должен был блистать на прямых эфирах, не «слезать» с экранов телевизоров, писать сценарии для фильмов… Но, видно, время еще не пришло. Правда не победила ложь. Многое из того, что открыл Боханов, еще не вошло в разряд общеизвестных истин. Стало очевидно, что предстоит сражение, которое продолжается до сих пор. Куликово поле 21-го века. И я вижу Пересвета от истории (как собирательный образ), готового сразиться, чтобы сбросить ненавистное иго, – это Александр Боханов и все те исследователи, которым он своими трудами указал направление. Они есть, и продолжают его дело. Наверное, он сам счел бы такое сравнение слишком высокопарным и не заслуженным. Но что делать: каждому из нас выпадает свой жребий от Бога, и приходится соответствовать, подчиняясь Промыслу Божию! Помолимся о нем, братья и сестры! Святые Царственные мученики, помолитесь Там, на Небе, о рабе Божьем Александре, примите его под свой молитвенный покров, да простит Господь все его согрешения – вольные и невольные, и упокоит его душу в селениях праведных!