Россия и объединение Бессарабии. Возможно ли воссоединение региона?

Игорь Иваненко подчеркивает, что оно возможно лишь при федерализации, отказе от этнократии, обеспечении реального равноправия основных этносов

0
911
Время на чтение 5 минут
1
В начале мая 1807 г. в разгар первой русско-турецкой войны XIX в. было принято решение Всероссийского Императора Александра I о передаче под власть Молдавского правительства бывших османских владений в Бессарабии. Благодаря русскому оружию впервые с XIV века междуречье Днестра, Прута и Дуная было объединено в единое административно-территориальное образование. В регионе установился межнациональный мир, начал формироваться единый бессарабский рынок, общее культурное пространство. Этот процесс мог бы закончиться возникновением бессарабской государственности, если бы в погоне за созданием национальных этнократий в XX в. регион не был разделён между таковыми (Молдовой и Украиной).  

Для понимания реалий начала XIX в. необходимо учитывать, что в тот период наименование «Бессарабия» применялось не ко всему Пруто-Днестровскому междуречью, как теперь, а лишь к южной части региона. С XV в. эта стратегически важная часть Причерноморья с устьем Дуная, городами Белгород (Аккерман), Бендеры, Измаил, Килия непосредственно контролировались Османской империей. Здесь, как и на севере междуречья в Хотине, были воздвигнуты турецкие крепости, охраняемые мусульманскими гарнизонами. Местному населению вменялось в обязанности платить налоги и нести повинности для снабжения крепостей. 

В XVI в. османы усилили своё влияние в Бессарабии переселением сюда  ногайцев. С центром в городе Каушаны была образована Буджакская орда. По словам крупного исследователя истории региона Владислава Гросула, до присоединения к России в Бессарабии существовала чересполосица: турецкая часть (на севере междуречья) сменялась молдавской, молдавская – татаро-нагайской, а затем снова турецкой зоной. 

К середине XVIII века из 45800 кв. км. междуречья Прута и Днестра территория Молдавского княжества включала лишь 20300 кв. км. Это даже меньше, чем площадь нынешней Республики Молдова, которая без учета Левобережного Приднестровья составляет 29683 кв. км. Всё шло к изъятию оставшейся части Бессарабии у Молдавского княжества и превращению её в османский пашалык.

Это территориальное размежевание нашло отражение в международных правовых актах. К примеру, в Кучук-Кайнарджийском мирном договоре 1774 г. (артикул 16) говорилось: «Российская империя возвращает Блистательной Порте всю Бессарабию с городами Аккерманом, Килией, Измаилом и прочими, с слободами, деревнями и всем тем, что оная провинция в себе содержит; равномерно возвращает ей и крепость Бендеры. Возвращает также Российская империя Блистательной Порте оба княжества Воложское и Молдавское со всеми крепостями, городами, слободами, деревнями и всем тем, что в оных находится…» 

Аналогичное территориальное деление фиксирует Ясский мирный договор 1791 г. (статья IV): «…Российской Имперской двор возвращает блистательной Порте завоеванную оным Бессарабию с крепостями Бендерами, Аккерманом, Килиею и Измаилом, со всеми местечками, слободами, деревнями, и всем прочим, что оныя в себе содержит; равным образом возвращает Блистательной Порте Княжество Молдавское со всеми городами, селениями и всеми прочим, что оныя Провинция в себе содержит…» 

С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. из региона было эвакуировано мусульманское население, молдавская знать получила за счёт этого существенные земельные владения. Из разнообразных православных епископий (в т.ч. Константинопольской патриархии) была образована региональная митрополия с центром в Кишинёве. На всю Бессарабию была распространена молдавская система административных единиц (цинутов и околов) во главе с молдавскими боярами. 

Молдаване стали преобладать в региональных органах управления области. Так, в 1819 г. в составе администрации Бессарабии числилось 124 чиновника, из которых молдаване составляли – 53,2%, русские – 30,6% и прочие – 16,1%. 

После перехода Бессарабии под российскую юрисдикцию началось активное переселение в регион молдавского населения с территорий, подвластных Османской империи. В условиях выселения османских подданных и буджакских татар  это привело к молдавенизации Пруто-Днестровского междуречья.  В 1812 г. в Бессарабии проживали всего 256 тыс. человек, а в 1817 г. – почти 492 тыс. человек. Географию эмиграции демонстрирует то, что свыше 78% жителей региона в 1817 г. были молдаванами. 

Приток романоязычного населения не прекратился даже после упразднения Николаем I автономного статуса Бессарабии. Так, в 1867 г. в Россию прибыли 5329 молдаван, а выехали – 105. В следующем, 1868 г., прибыли 9369, а покинули – 118. Однако в XIX в. в Бессарабию массово мигрировали представители и других народов: русские, украинцы, русины, болгары, гагаузы, евреи и др. По переписи 1897 г. в Бессарабской губернии было 1 933 436 жителей. Молдаване составляли 47,6 % населения, русские и украинцы - 27, 9%, евреи - 11,8%., болгары - 5,3 % , немцы - 3,1 %, гагаузы- 2,9 %. При этом молдаване преобладали среди сельских жителей, а евреи и русские – среди горожан (304 тыс. жителей). Украинское население образовывало компактное большинство на Севере Бессарабии в Хотинском уезде. На Юге, в Буджакской степи, возникли населённые пункты, где преобладали болгары, гагаузы, восточные славяне и немцы.

В начале XX в. наметился процесс формирования бессарабской региональной идентичности, основанной на широко распространённом двуязычии (в основном, молдавско-русском), комплиментарности молдавско-славянских межнациональных отношении, религиозной общности, лояльном отношении к Российскому государству. Революция 1917 г. в России открыла дорогу для формирования в границах Бессарабской губернии полиэтничной государственности на федеративной основе. Однако молдавские элиты в начале 1918 г. под нараставшим влиянием Румынии пошли по пути провозглашения национального унитарного государства (Молдавской Демократической Республики). Тем самым, была выбрана траектория политического развития региона, продолженная румынскими и советскими властями. В начале, она привела к установлению жёсткого этнократического режима и притеснениям национальных меньшинств (в составе Румынского королевства), а затем новому территориальному разделу Бессарабии, на сей раз между Союзными республиками. 

Однако, даже раздел Бессарабии на «национальные квартиры» не уберёг регион от новых линий раскола. В 90-е гг. XX в. националистическая политика властей Республики Молдова вызвала активное противодействие на юге и востоке республики. Возникли Гагаузская и Приднестровская Республики (к последней присоединился бессарабский город Бендеры с окрестностями). Сегодня Гагаузия имеет статус автономии в составе Молдовы, но регулярно заявляет об ограниченности своих полномочий. Движение за создание национально-культурной автономии существует в преимущественно болгарском Тараклийском районе Молдовы. В 2013 г. Тараклийский районный совет единогласно принял соответствующее обращение к Кишинёву. Годом ранее в преимущественно русскоязычном бессарабском городе Бельцы муниципальными депутатами был инициирован местный референдум об автономии, который был заблокирован республиканскими властями. Непростые этнополитические процессы идут и по другую сторону государственной границы – в украинской Бессарабии.

Как видно, создание этнократических государств в многонациональном регионе, который ни один из народов не может считать своей исконной территорией, лишь множит межнациональные противоречия. В административно-территориальном плане Бессарабия все больше фрагментиуется, переживает экономическую депрессию, прогрессирующий отток населения. Воссоединение региона (или хотя бы его большей части) в XXI в. возможно лишь при федерализации, отказе от этнократии, обеспечении реального равноправия основных этносов. Представится ли шанс на возрождение бессарабского единства? Как и 200 лет назад, это, во многом, обусловлено степенью влияния Российского государства в регионе Северо-Западного Причерноморья. 

Игорь Иваненко, историк, политолог
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Иваненко
Все статьи Игорь Иваненко
Последние комментарии
Идеологические посылы от Путина
Новый комментарий от Алекс
10.05.2025 19:32
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Александр Т
10.05.2025 17:29
О «святых огурцах», или О чем нельзя молчать...
Новый комментарий от Игорь Ал
10.05.2025 17:28
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Новый комментарий от учитель
10.05.2025 16:36
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.05.2025 15:13
Юрий Погода. Убит режимом Зеленского
Новый комментарий от Калужанин
10.05.2025 14:07
Наш святой «Бессмертный Полк» не ушел от нас…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.05.2025 13:15