Сербский полицейский Ненад Деронич 22 июля в гаагском судилище опроверг показания ключевого свидетеля обвинения Момира Николича о том, что он присутствовал на встрече Николича с Младичем в июле 1995 года, когда генерал якобы жестом приказал, чтобы все пленные мусульмане из Сребреницы были уничтожены.
Капитан Николич (57) во время событий в Сребренице был офицером безопасности Братунацкой бригады Армии Республики Сербской (АРС). В 2003 году он признал вину за преследование мусульман из Сребреницы и был осужден на 27 лет тюрьмы. Однако вскоре, после заключения сделки со следствием и согласия лжесвидетельствовать против бывших соратников, его срок был снижен до 20 лет. Он выступил лжесвидетелем против более чем десятка офицеров АРС.
В прошлом году на процессе Младича Николич описал встречу с ним 13 июля 1995 года у села Коньевич Поле. Тогда он заявил, что Младич после того, как пообещал военнопленным мусульманам, что они будут обменены на пленных сербов, показал жестом Николичу, что все они на самом деле будут уничтожены. В качестве одного из присутствующих при этом разговоре Николич назвал Ненада Деронича.
Между тем, Деронич опроверг факт своего присутствия на этой встрече на контрольном пункте в Коньевич Поле.
Деронич сказал: «Что касается Момира Николича, общеизвестно, что в Братунце он врал не только про меня, но и про других людей... чтобы выставить себя в лучшем свете, и освободить себя от некоторых обвинений. Безусловно, его рассказ о том, что он якобы видел, это ложь».
Деронич подчеркнул, что 13 июля он находился в полицейском участке в Сребренице, которую не покидал.
Тем самым, Деронич косвенно опроверг и «показания» одного защищенного свидетеля на процессе Радована Караджича о том, что он 13 июля 1995 года на берегу реки Ядар, у Коньевич Поля, участвовал в расстреле 15 пленных мусульман.
Во время перекрестного допроса представитель обвинения предъявил Дероничу документ зворницкой полиции, согласно которому он был принят на службу в Сребреницу 21 июля 1995 года, а до этого «участвовал в боевых действиях». Деронич не стал оспаривать подлинность этих документов, но вновь заявил, что с 12 июля 1995 года находился на службе в отделении полиции Сребреницы, и в последующие девять дней не покидал города.
Михаил Ямбаев, кандидат исторических наук