Иерей Александр Шумский: «Это явление постмодерна в нашей духовной жизни»

Православные священнослужители выказали свое отношение к деятельности протодиакона Андрея Кураева

Новости Москвы 
0
1896
Время на чтение 4 минуты
В последнее время, когда СМИ бурно и зачастую неприязненно обсуждают деятельность Русской Православной Церкви, в центре их внимания оказалась фигура протодиакона Андрея Кураева, пишет Regions.ru. Как отмечает издание, «некоторые восприняли упоминание Святейшим Патриархом о "предателях в рясах" на молебне 22 апреля, как намек на о.Андрея, как и заявление Патриарха, что священнослужителям не следует участвовать в ток-шоу, где "участники соревнуются друг с другом, желая завоевать симпатии зрителей"».

Выказать свое отношение к деятельности отца Андрея Кураева издание попросило известных православных священнослужителей.

Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, убежден, что «о. Андрей просто уже утратил чувство меры»: «Он, например, подвергает сомнению схождение Благодатного огня в Великую субботу. Он допускает почти кощунственные высказывания о св. Иоанне Предтече. А в Молдавии он давал такие советы семинаристам, которые повторить и в мужской компании неловко. То, что он говорил о миссионерстве и катехизации, было больше похоже на уголовную феню. Когда такое говорит священнослужитель, то это вызывает серьезное недоумение. Адекватными такие высказывания признать трудно».

«Многое еще можно было бы привести такого, что противоречит и церковному преданию, и святым отцам, - отметил священник. - Прежде всего, как мне кажется, в такой ситуации следовало бы задуматься о духовном здоровье. Его представления о миссионерстве, на мой взгляд, ничего общего с традиционным церковным представлением о миссионерской работе не имеют».

«Отец Андрей, по-моему, типичный представитель постмодерна. Я бы сказал, что это явление постмодерна в нашей духовной жизни. Это крайняя степень релятивизма, вседозволенности, фактически нигилизм. Какая-то отсебятина предлагается в качестве объективной истины. Этим уже заражено общество, и тем более это опасно в духовной жизни», - заключил отец Александр Шумский.

По мнению же настоятеля домового храма МГУ протоиерея Максима Козлова, «дело не в одной фигуре о.Андрея». «У нас есть круг лиц, востребованных СМИ, которые стали своеобразными "спикерами" от лица Церкви. Некоторые из них имеют такие полномочия, будучи главами синодальных структур или церковных подразделений, а некоторые стали таковыми в силу своего авторитета или по мере своей активности. И мне представляется, что здесь, как в свое время сказал о.Димитрий Смирнов, большой бедой для человека является то, что мера его популярности подчас превышает масштаб его личности», - отметил священник.

«Быть постоянно востребованным, вопрошаемым, дающим комментарии и при этом в какой-то момент не ощутить себя все знающим и понимающим, имеющим большее право на высказывание и иной раз, может быть, несущим меньшую ответственность за продуманность своего высказывания, чем остальные, очень трудно. И многие "неофициальные церковные и околоцерковные спикеры" как раз подходят к этому порогу. Когда церковная проблематика стала на порядок более интересующей СМИ и общество, и соответственно обращения к ним становятся все более частыми, то это желание дать свой ответ всегда и всюду иногда и подводит. Отца Андрея оно очевидным образом подвело в его первоначальных комментариях по делу известных кощунниц, что он и сам признал, когда мы это обсуждали на совете МДА», - считает священник.

«На мой взгляд, было бы желательно, чтобы непосредственно священноначалием был определен круг лиц, дающих такого рода комментарии. Та большая мера ответственности, которая устанавливается сейчас в церковной жизни, естественным образом распространится и на область публичных высказываний. Всем нам, в том числе и о.Андрею, конечно, следует согласовывать свои слова и действия в публичном пространстве, в особенности в области общественно-политической и культурной, с позицией Церкви», - заключил он.

По мнению же игумена Сергия (Рыбко), «не ошибается только тот, кто ничего и не делает», а «о.Андрей делает очень много». «Я недавно в открытом письме в защиту монашества указал ему на те моменты, к которым отношусь отрицательно. Мы с ним объяснились. Он ответил мне частным письмом, в котором говорится, что я не совсем правильно его понял. Я это принял. Короче говоря, я скорее отношусь к сторонникам о. Андрея, хотя не во всем разделяю его взгляды», - заключил отец Сергий.

По мнению же протоиерея Андрея Спиридонова, клирика храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, «Кураев пытается говорить на более понятном современному обществу языке, и возникает такая разноголосица». «Человек, который живет внутрицерковной жизнью, не может изъясняться, а иногда даже понимать тот язык, который понятен "продвинутому" обществу, так как медийное пространство более разнузданно и цинично. Такие миссионеры, как Кураев, лучше в этом ориентируются, но при этом заведомо ставят себя в рискованную и сложную позицию», - считает священник.

А редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский полагает, что о.Кураев «скорее, некий раздражитель общественного мнения: его подчас скандальные суждения являются полезными для взвешенной оценки каких-либо проблем». «В свое время еще лет 10 назад мне пришлось с ним беседовать на эту тему, причем в публичной аудитории, и он сказал, что православный человек не обязательно должен ходить строем и мыслить и действовать в строгости с тем, как говорит Патриарх: Церковь - это любовь и свобода. И тут невозможно с ним не согласиться. И Кураев своими иной раз эпатажными выступлениями, с некоторыми из которых я категорически не согласен, порой подправляет взгляд Церкви на самое себя. Ведь важно не как на нас смотрят со стороны, а как мы сами себя воспринимаем», - считает отец Максим.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, напомнил, что «когда два месяца назад был первый скандал с осквернением храма Христа Спасителя, отец Андрей Кураев выступил неудачным образом», и «духовенство Московской православной академии это ему высказало, и протодиакон признал ошибочность своих слов». «Ему, как и каждому из нас, свойственно ошибаться, и даже свойственно ошибаться чаще, так как он больше трудится, причем на самом переднем крае. Поэтому не удивительно, что против него и критики больше», - считает отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Радуйся, Николае, великий Чудотворче»
Фоторепортаж Владимира Саяпина о праздновании дня памяти свт. Николая Чудотворца в храме на Берсеневке
23.05.2024
«Мы имеем великую святыню среди нас»
По словам Патриарха, за эти двадцать лет изменилось лицо Церкви
22.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от С. Югов
25.05.2024 21:19
«Пятая колонна» – тормоз России
Новый комментарий от Могилев на Днепре
25.05.2024 19:17
«Пятая колонна»? Нет, просто «продвинутые»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
25.05.2024 19:13
Армия России дойдет до границ Польши, а мы
Новый комментарий от Советский недобиток
25.05.2024 15:57
Баптисты США сомневаются: а папа Франциск вообще католик или нет?
Новый комментарий от Александр Волков
25.05.2024 15:56
Слово о Цусиме
Новый комментарий от учитель
25.05.2024 15:42
В Перми то «мечетнет», то «синагогнет»
Новый комментарий от Иван Демид
25.05.2024 11:31