«Вступил в действие единый Таможенный кодекс Таможенного союза трех стран – России, Белоруссии и Казахстана. В то же время ситуация с белорусским участием в этой интеграционной группировке остается неясной. Из Минска пока поступают взаимоисключающие сообщения относительно ратификации этого документа белорусским парламентом. Так или иначе, ни у кого из членов ТС нет сомнений в экономической целесообразности этого объединения. Хотя бы потому, что оно открывает новые возможности для развития внутреннего рынка входящих в него стран и устранения таможенных барьеров в торговле между тремя государствами», - заявил в интервью порталу КМ.Ru заместитель директора Центра политических технологий Сергей Михеев.
По словам политолога, «в первую очередь в этом заинтересованы национальные производители трех стран, которым будет легче и рентабельнее экспортировать свои товары внутри Таможенного союза». «Проще говоря, это означает расширение рынка сбыта для внутреннего производителя. Кроме того, упрощается транзит внешних грузов через территорию ТС, что также удешевляет транзит и, соответственно, стоимость товаров. И, что немаловажно, ускоряет транзит по времени. Это делает территорию трех стран более привлекательной в логистическом смысле. В долгосрочной перспективе все это принесет дополнительные экономические бонусы. В экономическом плане это крайне важно. Потому что одной из самых важных наших потерь, которую мы понесли после распада СССР, стала утрата общего внутреннего рынка. На самом деле в условиях кризиса это пришлось бы нам весьма кстати. Когда с экспортом товаров проблема, то спасает внутренний спрос. Мы же с начала 1990-х гг. добровольно разрушили свой внутренний рынок, внушив себе, что главное — это конкурентоспособность наших товаров на мировом рынке. В действительности это достаточно ущербный взгляд на вещи. Потому что никогда нельзя забывать о производстве, ориентированном на внутренний рынок», - продолжил эксперт.
Как подчеркнул Михеев, «в общем, с экономической точки зрения Таможенный союз — это однозначно выгодно». «А в перспективе любая форма экономической интеграции приводит и к интеграции в политической сфере. Понятно, что за экономическими интересами приходят и общие политические интересы. Правда, некоторые эксперты указывают, что в Европе интеграция началась в военно-политической сфере (с создания блока НАТО). На самом деле, история знает массу вариантов, когда происходило и так, и так. Конъюнктура общественных потребностей изменяется во времени», - добавил он.
С.Михеев отметил, что «сейчас в условиях кризиса превалируют экономические обстоятельства». «Поэтому имеет смысл начинать интеграцию с самого насущного — с выстраивания экономического единства. А в условиях начала холодной войны в конце 1940-х гг. приоритет был другим — безопасность. Вот почему создание военной организации было более предпочтительным стартом интеграции. Сегодня же военные угрозы на постсоветском пространстве в основном воспринимаются как латентные, экономические вопросы закономерным образом выходят на первый план. Конечно, в повестке дня могли бы стоять вопросы политики и идеологии. Но это крайне затруднено в силу того, что с момента распада СССР прошло еще сравнительно немного времени. А «цивилизованный развод», как мы помним, происходил на основании критики общей идеологии. А новая объединяющая идеология пока не создана», - подчеркнул эксперт.
С.Михеев также коснулся двойственной позиции белорусского руководства по поводу Таможенного союза. «На мой взгляд, это объясняется тем, что Лукашенко уже давно любую интеграционную тему использует в качестве козыря на переговорах с Россией для получения тех или иных экономических преференций и льгот. Это жизненно важно для него с точки зрения сохранения стабильности выстроенной им полусоциалистической экономической модели», - отметил политолог.
«С другой стороны, в России также существуют определенные группы внутри экономической и политической элиты, которые, откровенно говоря, делают ставку на ослабление позиций Лукашенко с целью скупки наиболее лакомых кусочков белорусской промышленности. Чему последний естественным образом противится. В долгосрочной перспективе Белоруссии нужен Таможенный союз. Хотя бы для того, чтобы получить беспошлинный доступ для продукции сельского хозяйства и машиностроения на российский и казахстанский рынок. В то же время он хотел бы получить преференции и по нефтяным поставкам. Не думаю, что он рассчитывает на полную отмену таможенных пошлин на нефтепродукты. Но, видимо, какого-то компромисса он хотел бы достичь», - заключил Сергей Михеев.