Комментируя журналистам итоги встречи, Д.Медведев заявил, что "весьма важным направлением нашего сотрудничества" считает "борьбу с наркоторговлей, контрабандой, незаконной миграцией, организованной преступностью, на что направлено также только что подписанное соглашение между нашими министерствами и службами". "Это и сотрудничество в области Министерства внутренних дел по тем сферам, которые курируют министерства внутренних дел, службы безопасности наших стран и, соответственно, генеральные прокуратуры наших государств. Большие перспективы мы видим и в развитии гуманитарных контактов. Речь, конечно, идет о сотрудничестве в сфере образования, науки, культуры. Заметным шагом в этом направлении является и подписание соглашений о взаимном признании дипломов, которое тоже только что состоялось", - отметил глава Российского государства.
"Мы провели очень хорошие конструктивные переговоры, и у нас была отдельная встреча вчера, где мы обсуждали самые разные вопросы нашего сотрудничества. Хотел бы прямо сказать, что наши переговоры прошли в доверительной и конструктивной атмосфере. Именно такая атмосфера и отличает российско-туркменский диалог на высшем уровне, способствует достижению реальных результатов нашего сотрудничества, и мы этой атмосферой очень дорожим. Это по-настоящему партнерские отношения", - заявил Д.Медведев.
По итогам переговоров было подписано 11 соглашений и протоколов и 1 меморандум: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимном признании документов государственного образца об образовании; Соглашение между Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Государственной пограничной службой Туркменистана о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам; Протокол №1 к Соглашению между Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Государственной пограничной службой Туркменистана о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам об обучении кадров; Протокол №11 к Соглашению о сотрудничестве и взаимодействии между Министерством безопасности Российской Федерации и Комитетом национальной безопасности Туркменистана от 31 июля 1992 г.; Протокол №12 к Соглашению о сотрудничестве и взаимодействии между Министерством безопасности Российской Федерации и Комитетом национальной безопасности Туркменистана по вопросам обучения кадров от 31 июля 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Туркменистана; Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Туркменистана; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана об организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Астраханского воднотранспортного узла, Махачкала (Российская Федерация) и Туркменбаши (Туркменистан); Меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Туркменистана в области сельского хозяйства; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических работников.
Однако, как отмечает газета "Коммерсант", в списке подписанных документов не оказалось самого важного - соглашения о строительстве транстуркменского газопровода "Восток-Запад", призванного связать северо-восточные газовые месторождения Туркмении с Каспием, вдоль которого планируется протянуть лоббируемый Россией Прикаспийский газопровод. Еще утром в российской делегации и "Газпроме" намекали на то, что именно этот документ станет главным достижением российско-туркменского саммита. Однако после переговоров никто не хотел объяснять, что именно помешало его подписать. Сергей Лавров, Алексей Миллер, Виктор Зубков на ходу отмахивались от журналистов, игнорируя вопросы о газопроводе. Источники газеты "Ведомости" сообщили, что у "Газпрома" нет лишних средств на строительство газопровода "Восток - Запад", а Ашхабад планирует строить газопроводы в обход России. Это Транскаспийский трубопровод в Турцию и Nabucco - в Европу.
Прессу попытался успокоить только Сергей Приходько, сообщивший, что соглашение будет доработано и подписано на одной из следующих встреч двух президентов. По его словам, в ближайшее время Ашхабад посетит глава Минэнерго Сергей Шматко, которому поручено согласовать документ с туркменской стороной. Другой источник в российской делегации предположил, что соглашение может быть подписано в рамках Петербургского экономического форума в июне или в рамках традиционно проводимых в России в июле скачек на приз Президента России.
Туркменская сторона осталась на 100% довольна вчерашней встречей в Кремле. Крупной дипломатической победой Гурбангулы Бердымухамедова стала заявленная Москвой поддержка проведению в Ашхабаде международной конференции по безопасности транспортировки энергоносителей, отмечает "Коммерсант". Туркмения давно вынашивает идею разработки конвенции о международно-правовых гарантиях функционирования трубопроводов. Именно это раньше в корне не устраивало Москву, так как путем подобных гарантий в перспективе может быть установлен контроль над трубопроводами со стороны нерегиональных игроков, в первую очередь с Запада.
То, что задуманная Туркменией конференция, являющаяся, по сути, этапом разработки неугодной России конвенции, все же получила одобрение Москвы, Бердымухамедов может считать личным достижением, полагает аналитик "Коммерсанта". Как и то, что на вчерашних переговорах даже не затрагивался вопрос отмены визового режима, анонсированный российской стороной.
Русская линия