Траурная церемония, в которой приняли участие командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев, представили руководства ВМФ России, морского собрания северной столицы, городской администрации и родственники Ивана Григоровича, закончилась возложением венков к месту упокоения последнего морского министра Российской Империи.
15 июля сего года отряд кораблей Черноморского флота России в составе гвардейского ракетного крейсера "Москва" и сторожевого корабля "Пылкий" зашли в порт Ментона на Лазурном берегу Франции, где взяли на борт урну с прахом адмирала Ивана Григоровича. В минувшее воскресенье ракетный крейсер Черноморского флота "Москва" доставил останки И.К.Григоровича в Новороссийск, откуда гроб с его прахом был доставлен в Санкт-Петербург самолетом, сообщает Агентство национальных новостей (АНН).
Заместитель главкома ВМФ РФ Михаил Захаренко сказал, что "сегодня восторжествовала историческая справедливость: гроб с прахом человека, которому Россия обязана возрождением своих военно-морских сил после катастрофы в Русско-японской войне, доставлен на родину... Иван Григорович волею судьбы оказался последним, восемнадцатым по счету, морским министром, какого не имела Россия со времен Петра Великого. Он жил там, где и служил - в казенной квартире при Адмиралтействе. И его волновали не комфорт и застолья, а флот, флот и еще раз флот... Сегодня, когда перед Российской Федерацией стоит задача по реформированию и модернизации флота, имя Ивана Григоровича должно стать примером для руководителей Военно-морского флота", сообщает АНН.
Внучка Григоровича Ольга Панина поблагодарила от имени родственников последнего морского министра России всех, кто принимал участие в организации возвращения его праха в Россию. Затем прочитала строки из дневника дедушки: "18 марта 1911 года я возглавил Морское ведомство, взяв на себя огромную ответственность перед Государем и Отечеством. Я постараюсь приложить все усилия, чтобы оправдать доверие Монарха, сделать так, чтобы государство гордилось своим флотом".
Иван Константинович Григорович родился в городе на Неве в семье морского офицера в 1853 году. Начав службу мичманом, будущий морской министр прошел три войны: Русско-турецкую, Русско-японскую и Первую мировую. В чине контр-адмирала командовал портом и крепостью Порт-Артур. Затем был военным губернатором Кронштадта, а в 1911 г. назначен морским министром. Он сыграл большую роль в реконструкции отечественного ВМФ после его разгрома японцами. Государь Император Николай II утвердил подготовленную им "Программу усиленного судостроения на 1913-1917 годы", которая предусматривала строительство 105 боевых кораблей. Хорошо знавшие Ивана Григоровича люди называли его "беспокойным адмиралом" - он не был кабинетным чиновником. Григоровича отправило в отставку Временное правительство. Он перебивался случайными заработками, преподавал, работал в морском архиве, написал "Воспоминания бывшего морского министра", которые были изданы в 1993 году в Петербурге.
В 1924 году Григорович уехал для лечения за границу и обосновался в Ментоне, где находилась большая русская колония эмигрантов. Отказавшись от предложенных ему британской и французской пенсий, отставной адмирал зарабатывал на жизнь продажей написанных им самим картин - главным образом морских пейзажей. Он умер 3 марта 1930 года в возрасте 77 лет и был похоронен на кладбище Ментона, где много русских могил. "Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нем, который так много думал о тебе", - гласит эпитафия на французском языке на его надгробии, сообщает АНН.
Однако перед смертью адмирал Григорович завещал непременно похоронить его в С.-Петербурге в фамильном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, где покоится его жена. Сегодня, через 75 лет после его кончины, последняя воля адмирала была выполнена.
Русская линия