Этого храма на берегу реки Оккервиль не должно было быть: всё было против, а часовню в честь Рождества Пресвятой Богородицы трижды поджигали. Но Бог поругаем не бывает: и часовня стоит, и храм рыбаков в честь апостола Андрея Первозванного вознёс вверх свои небесно-голубые купола, а рядом вскоре будет выстроен ещё один храм - в честь прп.Романа Сладкопевца. Об этом и многом другом настоятель храма о.Виталий МАГДЕЕВ.
В 2000 году на том месте, где ныне стоит наш храм и магазин «О'КЕЙ», вольготно раскинулся рынок «Ладожский». Но однажды главврач рынка Валентина Дмитриевна Борщевская выловила в реке икону Спаса Нерукотворного Образа. А согласно древней традиции в местах обретения икон всегда строилась часовня или храм. Валентина Дмитриевна была человеком верующим, поэтому обратилась к главе рынка с тем, что надо бы здесь церковь строить. Идея понравилась. Нужен был только священник.
Владыка Владимир (Котляров) вызвал меня и сказал: «Молодая община хочет зарегистрироваться и строить храм. Ты молодой, энергичный, не хочешь ли её возглавить?». А я, будучи ещё мальчишкой-семинаристом, думал: а вдруг Господь судит мне построить храм! Я и рисунок «своего» храма сделал.
- Батюшка, вы из верующей семьи?
- Мама была верующей, но не воцерковлённой. Мне было лет десять, когда мы с ней зашли в Спасо-Парголовский храм. Мне там понравилось, и я положил себе за правило ходить в храм три раза в неделю: по вторникам, четвергам и воскресным дням. Меня заприметил о.Александр Румянцев и предложил помогать ему в алтаре. Батюшка по сути заменил мне отца, и когда я заканчивал школу, сказал: «Давай-ка будем с тобой готовиться к поступлению в семинарию». Я стал отнекиваться, поскольку планы были другие, я мечтал о спортивной карьере. Когда рассказал маме о предложении батюшки и своём отказе, она сурово сказала: «Иди покайся и скажи, что ты согласен». Так я оказался в семинарии, а по ночам работал сторожем в храме. На четвёртом курсе меня рукоположили во диакона, а через полгода - во священники. Рукополагали в Преображенском соборе, где я младенцем был крещён.
- И всё же решиться молодому батюшке строить свой храм на пустом месте, вернее, на рынке - смелый поступок.
- А у меня перед глазами был достойный пример - о.Александр Румянцев. Он восстановил Покровский храм в Политехническом университете. Я ему помогал и прошёл здесь все нивы - от сторожа, уборщика, алтарника, псаломщика, диакона до священника.
Меня, по сути, назначили «в никуда»: ни общины, ни прихода, ни часовенки. С чего начать своё служение Богу и людям на новом месте? Первым делом на Заневском проспекте установили Поклонный крест, у которого стали совершать регулярные молебны и панихиды - прямо на улице, в любую погоду, зимой. Вокруг потихоньку собирались люди, причём не только жители Заневского проспекта, но и верующие труженики рынка. Полгода так служили, но я понимал, что без самого главного таинства - без Литургии - нет той благодати, которую Господь даёт, когда идёт литургическая служба. Я обратился в администрацию рынка с тем, чтобы мне помогли построить хотя бы часовню. Мне ответили: «Зачем часовню? Сразу построим храм». Но время шло, а ничего не делалось. Тогда я стал просить выделить пустующий павильон, который можно превратить в церковку. Нам отдали металлический вагончик без окон. Мы поставили наверху деревянный крест, утеплили. Я сам сделал иконостас, престол, жертвенник, поскольку владею ремеслом столяра-краснодеревщика. Мне помогал мой помощник Алексей. На пожертвования купили иконы.
- А выловленная в реке икона тоже в храме?
- Хранится у Валентины Дмитриевны, поскольку нуждается в реставрации - сильно пострадала от воды.
Словом, начали мы служить литургии по субботним и воскресным дням. А после литургии, пока существовал рынок, я по местному радио читал проповеди. Представляете, в воскресенье над рынком звучит голос: «Дорогие братья и сёстры, сегодня Матерь-Церковь празднует память такого-то святого, поздравляю всех...». И обязательно читал какой-нибудь отрывок из Евангелия. Община стала умножаться, летом люди даже на улице стояли.
А зимой... Зимой в железном вагончике было невыносимо холодно, обогреватели не спасали. Как бы тепло ни одевался, через тонкий железный пол холод пробирал до мозга костей. Я болел страшно - простудой, воспалением лёгких. Но выжили, выстояли.
Вскоре рынок закрыли, администрация потеряла право на землю. И обещание построить нам храм развеялось как дым. Что делать? Я решил на свой страх и риск, без разрешения властей, строить деревянную часовню. Часовню собирали по частям: денег хватило только на старый выгнутый брус, его пришлось распиливать и строить стены из небольших кусочков. Меня предостерегали: «Зря вы это затеяли, о.Виталий. Как только рынок закроют, часовню снесут». Но мы с прихожанами проявили, как я выражаюсь, святое упрямство - решили молиться, служить и держаться до конца.
Поехал к митрополиту Владимиру на приём, молил не распускать общину. Владыка выслушал, сказал: «Общину сохраним. Бейся, как можешь». И я подумал: в городе есть храмы моряков, пожарных, военных, а почему бы не построить храм для творческой православной интеллигенции - в честь музыкантов С.Танеева, Д.Бортнянского, П.Чайковского, М.Балакирева, А.Чеснокова?.. Даром, что ли, город называют культурной столицей России? Обратился за помощью к знакомым музыкантам из групп «ДДТ», «Аквариум», «Ю-Питер» и других. Они меня поддержали, подсказали возводить храм в честь св.Романа Сладкопевца, сняли документальный фильм и обратились в администрацию города. И... нам выделили земельный участок, вот этот самый - на берегу реки Оккервиль.
Между тем на месте бывшего рынка стали появляться палатки торговцев с юга, которые не очень-то были рады нашему соседству. Нас трижды поджигали, облив часовню бензином. И каждый раз - на Духов день. И что удивительно! Трижды огонь сам потухал, до приезда пожарных. Выгорала всегда западная часть храма, где висел образ Николая Чудотворца, но сама икона не пострадала. Прихожане очень чтут этот образ.
Как-то меня спросили: «Отец Виталий, вот вы задумали храм строить, а деньги на строительство у вас есть? До вас к нам приходил батюшка, так у него и благодетели имеются, и на счёте несколько миллионов. А у вас?». Я ответил: «А с нами - Бог». И Господь действительно был с нами. Однажды я познакомился с Алексеем Краузе, ныне он - глава группы компании «О'Кей». Земля, на которой стояла часовня, должна была отойти магазину «О'Кей». Но, поскольку Алексей Владиславович по первому образованию архитектор, то я убедил его не только не сносить часовню, но и помочь нам построить храм. Я отправился к владыке Владимиру и попросил издать указ о назначении А.Краузе председателем совета нашего прихода. Владыка указ подписал. Прихожу я к Алексею Владиславовичу и показываю указ о его назначении (без его ведома!). Но он смиренно принял назначение и подключил свою команду к строительству храма. Как-то Алексей Владиславович пригласил меня на рыбалку, где я познакомился с главой городского клуба рыбаков А.И.Вахмистровым. Узнав о трудностях строительства храма, он сказал: «Клуб поможет, но это должен быть храм рыбаков в честь св.апостола Андрея Первозванного». Вот так поворот! Я посоветовался с друзьями-музыкантами, они в один голос: «Соглашайся. Мы ведь тебе деньгами помочь не можем. А людям храм нужен». И я согласился.
Ныне храм стоит, первая Литургия в нём была отслужена два года назад на Рождество Христово. Но ещё много работы осталось: стелем полы, кровлю заканчиваем, стены будем расписывать. Наш приход окормляет несколько детских домов, безплатно крестим воспитанников. Ведём просветительскую и катехизаторскую работу. Мои друзья-спортсмены согласились вести на нашем приходе секции бокса и борьбы для мальчиков и юношей - это ведь будущие защитники Родины. Для девочек будут работать кружки по интересам. Со временем построим рядом с храмом ап.Андрея Первозванного небольшой храм в честь св.Романа Сладкопевца.
Вот так строительство нашего храма произошло точно в соответствии с евангельскими словами: «Проси´те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам...» (Мф.7,7).
Адрес: Санкт-Петербург, Заневский пр., 65А. Ст.м.«Ладожская».
Записала Ирина РУБЦОВА