Про главный недостаток русского народа

Священник Димитрий Фетисов 
0
15.04.2014 159

Фото: И.И.Жук Фото: И.И.Жук Недавно армяне попросили освятить квартиру. Большая дружная семья: работяга отец с жилистыми руками и сединой, мать-домохозяйка, четверо детей, старшие из которых - юноша и девушка - уже студенты.

Мне, привыкшему общаться с нашими обычными русскими семьями, было удивительно и непривычно видеть, с каким почтением у них младшие относятся к старшим. Это чувствуется во всём. После того как со мной поговорил отец почтенного семейства и получил моё принципиальное согласие на освящение квартиры, всё остальное организовывал его старший сын.

Парень заметно огорчился, когда узнал, что мне удобнее приехать самому, т.к. я за рулём, а дом я уже посмотрел на карте и в принципе понял, как туда можно добраться. Несмотря на все мои заверения в том, что мне точно известно расположение их местожительства, он терпеливо ждал меня во дворе, чтобы услужливо взять сумку с требным набором и собственноручно нажать кнопку лифта, поднявшего нас на нужный этаж.

В доме я попросил чистую глубокую чашу под святую воду, стаканчик с подсолнечным маслом и список имён для заздравного поминания в конце чина освящения. Отец с матерью остались недвижимы, дружелюбно разговаривая со мной и рассказывая про прекрасную солнечную Армению, а в это время их чада без обсуждения, мгновенно выполнили мои мелкие просьбы, даже не распределяя их между собой...

Когда старший сын провожал меня, видимо считая, что я могу заблудиться, а требная сумка столь тяжела, что только он, как настоящий джигит, сможет донести её до машины, мне пришли в голову удивительные и немного грустные слова, которые в Евангелии не раз в укор своим соплеменникам повторяет Христос Спаситель: «Аминь, глаголю вам: ни во Израили толикия веры обретох» (Мф. 8:10)...

Можно ли увидеть столь трепетное отношение к пятой заповеди у нас, русских людей, даже находящихся в церковной ограде? Крайне и крайне редко... А ведь это уникальная заповедь, в которой Господь не просто предупреждает не разрушать свою душу чем-либо греховным, но и даёт обещание духовного и земного благополучия вкупе с многолетием: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:6).

Когда приходишь для совершения требы в наши обычные, среднестатистические малоцерковные или даже церковные семьи, то обычно переступаешь порог со словами «мир вашему дому» - и предстают перед тобой приветливые лица мамы и папы, смотрящие на тебя с симпатией, а в дальней комнате виднеется тощая, неестественно согбенная над «компом» спина благороднейшего отпрыска этого замечательного дома.

Вот уже всё при помощи хозяйки и хозяина дома готово к освящению, и тут почтенная мать семейства неуверенно, переминаясь с ноги на ногу, спрашивает:

- А на освящении вся семья должна присутствовать?

- Желательно, - отвечаю, - а что? Кто-то против? Если кто-то из живущих здесь против, то освящать никак нельзя, ведь Бог себя никому не навязывает...

- Ну что вы, что вы, конечно же, нет - живо отвечают, после чего жена, уже немолодая женщина, с таинственным видом удаляется и, встав у дверного косяка, робко вопрошает:

- Кхм.. Петенька, сынок, ты, может быть, с нами помолишься, а то тут батюшка пришёл?

В это время отец с таинственным видом зачем-то многозначительно мне говорит:

- Парень уже в десятый класс перешёл, учится неплохо, в институт готовится... У них теперь своя жизнь, всё сами решают... А наш-то ведь поначитался всякого в интернете и теперь говорит, что попы-де все сплошь развратники и на дорогущих иномарках пешеходов сбивают...

- А он с каким-нибудь священником знаком лично?

- Да не-е-т, ну откуда же у него такие знакомства? - удивлённо разводя руками, отвечает папа.

Иногда Петенька (или Машенька) всё же приходит. Подозрительно глядя на меня уставшими стариковскими глазами, в которых читается невообразимая скука, а то и презрение, он может сухо поздороваться и тут же прямодушно осведомиться: «а надолго?». А иногда так и остаётся на месте, прикованный к компьютеру, и лишь гневно и опасливо озирается, когда процессия, состоящая из меня, папы и мамы заходит в комнату чтобы покропить стены святой водой и покадить.

В такие моменты мне иногда хочется подойти и со словами «изгоняется демон сей!» вылить полную кандию святой воды на системный блок...

Но я понимаю - нельзя. Ведь Бог себя никому не навязывает...

Принято у нас ссылаться на советские годы: мол за семьдесят лет раздербанили всё, что можно, а теперь вот живём на обломках великой православной империи. Но мне кажется, что проблема ещё глубже: в самом менталитете нашего, без преувеличения, великого народа, в котором отчего-то заложено довольно пренебрежительное отношение к старшим. Дед с бабкою в наших сказках нередко глупы, жадны до безобразия и чванливы, в чём их и обличают, перехитрив своей смекалкой и положительной дерзновенностью, добрые молодцы и красны девицы.

Как-то мне рассказывала моя прихожанка, мама пятерых детей, о том, как она в детской больнице сидела вместе с многодетной узбечкой и та гордо ей заявила: мол «у нас дети для родителей, а у вас всё ровно наоборот, вот и растите вы, русские, себе не слуг и помощников, но сатрапов на старость»...

Мы с той мамой посовещались и вместе пришли к двоякому выводу о том, что узбечка с одной стороны права в смысле недостатка нормальной патриархальности в наших семьях, где родители постоянно вслух всячески подчёркивают свою главную миссию «жить ради детей». А с другой стороны, чрезмерная ветхозаветная строгость тоже современной семье не подходит.

Никто, конечно, не отрицает, что «всё лучшее - детям» и что жить нужно для них и ради них, но пусть дети этого не слышат по десять раз на дню. Пусть папа в своей семье будет как архиерей в Церкви, пусть все делается с его благословения и последнее слово будет за ним. Некоторые матери ропщут на то, что дети непослушны и строптивы, но показывают ли они пример послушания и кротости по отношению к своему мужу? Ведь именно об этом сказано в послании апостола Павла, которое читается во время венчания: «... А жена да убоится своего мужа» (Еф. 5:33). В том плане, что власть мужа и отца в семье сакральна (как и власть родителей) и сделанное вопреки его воле даже якобы благое дело может привести только к худшему результату.

Вот и получается, что растут наши детки, постоянно слыша о том, что мама и папа живут ради них и для них (увы, чаще всего, для него - одного единственного, хотя многодетность, почитаемая теперь за дурной тон, сама по себе решает целый ряд вышеизложенных проблем), и при этом видя, как мама в ответ на замечание или просто комментарий мужа изливает на него поток словесной канонады, а то и помоев... Ну, как ребёнку в такой ситуации не превратиться в эгоистичного и грубого нарцисса, по-хамски и потребительски-прагматично относящегося к родителям?

С другой стороны, излишняя, прямо-таки ветхозаветная (или античная, где детей и жену глава семьи мог продать, согласно римскому праву, в рабство) патриархальность, несомненно, обедняет культуру и богатство личности. Ведь там, где царит чрезмерная строгость и несоразмерная жёсткость - там нет любви. Да и дети в таких семьях растут менее одарёнными, ведь своевременное развитие многих способностей почти невозможно без некоторых «своевольных» детских экспериментов, например - по разлитию жидкостей и окраске стола манной кашей с вареньем.

Так что если бы меня спросили о том, какой у нас в русском народе самый главный недостаток, я бы помимо всего наносного (типа пьянства или искусственно выращенной в советские годы и доведённой до абсурда зависти) назвал бы хамов грех во всех его разнообразных проявлениях.

Без победы над этим недугом у нас ни в семьях, ни в государстве точно ничего хорошего не сложится.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print69971.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Священник Димитрий Фетисов
Все статьи Священник Димитрий Фетисов
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от С. Шараков
06.05.2021 12:02
Посредник и координатор, а не единоличный распорядитель
Новый комментарий от Валерий Новоскольцев
06.05.2021 12:01
Кто готовит революцию в Церкви
Новый комментарий от Сант
06.05.2021 11:26
Очередной раздрай среди монархистов
Новый комментарий от В.Р.
06.05.2021 11:24
Олег Погудин: «Песня — очень личностное высказывание»
Новый комментарий от Советский недобиток
06.05.2021 11:09
Холодная война
Новый комментарий от Алексей Строев
06.05.2021 10:53
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от В.Р.
06.05.2021 10:33