Да, конечно, празднуют, но не так широко, как у нас, или скажем точнее, не везде - так широко. Например, в местечке Равелло, что недалеко от Неаполя, на Амальфитанском побережье, это - пышный, шумный престольный праздник, с крестными ходами и петардами и концертами. Кстати, празднуют в тот же самый день, 27 июля - именно это число стоит в старом юлианском календаре.
Про Пантелеимона русскому читателю объяснять не надо, а вот про Равелло....
- Это местечко лишь с недавних пор стали осваивать наши паломники, да и курортники тоже. Отделенное горою от серпантина Амальфитанского берега, оно представляет собой оазис безмятежной тишины и как будто парит между небом и морем. Расцвет Равелло, укрывшегося между двумя долинами, пришелся на XIII век, когда его жители деятельно занимались торговлей с Ближним Востоком и Сицилией. Эти коммерческие связи зримо отразились в равелльской архитектуре, воспринявшей норманно-арабские черты.
Визитной карточкой Равелло стал силуэт Благовещенской церкви, того же периода, - ее две звонницы, крытые пологими «мавританскими» куполами, четко прорисовываются на фоне моря, скал и растительности. В особый восторг привела известного искусствоведа начала прошлого века, Павла Муратова, Вилла Руфоло (XIII-XIV вв.): «ни во всей Италии, ни в Сицилии нет более любопытного памятника арабской, или, вернее, навеянной арабами, архитектуры». Путешественник-литератор так пишет о равельских пейзажах: «чистые очертания гор пробуждают желание идти по новым дорогам, пить воду из ледяных ключей и искать первые весенние цветы». Согласно Муратову, Равелло, «где укрывались амальфитанцы... создано желанием спокойно наслаждаться благами жизни, добытыми ценою всевозможных опасностей».
- А что же св. Пантелеимон?
- В левом приделе старинного равелльского собора хранится великая святыня - ампула с его кровью. Прежде эта реликвия находилась в Византии, но в Х веке ее привезли в Равелло итальянские моряки. Так что Пантелеимона славят тут уже более тысячи лет - перед святыней засвидетельствованы чудеса. Существует и еще одно таинственное явление, которое и я сам наблюдал - на праздник св. Пантелеимона верхний край сгустка крови светлеет, а потом снова темнеет. Есть специальный документальный фильм об этом ежегодном процессе.
После наплыва наших паломников в Равелло настоятель собора дон Джузеппе Императо устроил тут особый новый придел, который он назвал Восточным - он и в самом деле обращен на Восток, но это совпадение. Восточный - от того, что сюда поместили все русские иконы со св. Пантелеимоном, которые удалось найти в этих краях. Не секрет, что многие контрабандисты долгие годы промышляли иконами - их продавали прямо на неаполитанских тротуарах, я и сам купил несколько. Сейчас стали к этому строже относится, да и свободные иконы, вероятно, поиссякли. Дон Джузеппе Императо организовал специальный поиск образов с Великомучеником. Их затем отреставрировали и поместили в собор - дай Бог ему здоровья за это. Всего тут собрали десятка два образов.
- А что еще делают на престольный праздник, кроме процессий и гуляний?
- В этом году в Равелло прошла уже Восьмая научно-церковная конференция в честь св. Пантелеимона. Мне довелось быть у истоков этой традиции. Сопровождая сюда паломников, я постоянно твердил падре Джузеппе Императо - давайте проведем хорошую конференцию в Равелло, поделимся нашими знаниями о Великомученике, опытом его почитания. Первая конференция прошла на престольный праздник в 2004 году. Мы сделали по ней и книгу - на итальянском, только, правда. Идут заседания обычно в стенах Благовещенской церкви. Их открывает по традиции епископ Равелльский, хотя здесь нет епископской кафедры.
- Как же это так?
Как и в нашей Церкви есть титулярные епископы, носящие имена древних, но упраздненных кафедр - скажем, епископ Сурожский, Корсунский и прочее, так же и у католиков. Существует такой монсеньор Клаудио Гуджеротти, папский нунций на Кавказе, с резиденцией в Тбилиси, ему и дали титул епископа Равелльского. На праздник Пантелеимона он приезжает с Кавказских гор в родные Апеннинские. Мы с ним тут общаемся на-русском - он искренне рад, что им владеет, так как обучится грузинскому, армянскому, азербайджанскому и прочим языкам нет сил, а вот русский на Кавказе все знают.
- Михаил, вернемся к вашим Свято-пантелеимоновским конференциям в Равелло. Вы сказали, что на этот праздник Великомученика прошла уже восьмая. Неужели возможно набрать столько докладов и докладчиков?
- Вы правы. Уже за первые два года стала ясно, что собрать ученых мужей и жен на тему жития, почитания, иконографии только св. Пантелеимона становится все более трудным. Родилась идея - не уходя от фигуры Небесного покровителя Равелло, расширить, скажем так, сонм святых - но с учетом того, чтобы это были святые, почитаемые в местном краю, и обязательно - святые с Востока. Так что следующие наши встречи имели общее название "По пути св. Пантелеимона: святые, пришедшие с Востока".- Ну, и кто же "пришел" с Востока в Равелло?
- Юг Италии был долго связан с Византией - и политически, и духовно. Поэтому здесь, в Равелло и окрестностях, широко почитают многих восточных угодников Божиих. Наши конференции посвящались святым Николаю Чудотворцу, Трифону, Косме и Дамиану. В их честь тут поставлены и особые церкви. Особу удалась конференция, посвященная св. Варваре, думаю, и оттого, что в соборе хранится большая часть ее святых мощей.
- А какой будет тема на следующий престольный праздник?
- В соборе в Равелло есть часть мощей преподобного Иоанна Дамаскина - для меня было бы логичным сконцентрировать наши научные силы на фигуре этого великого святого. Однако решает тему соборне научный комитет, а в конечном счете все определяет благословение настоятеля собора.
http://www.radonezh.ru/analytic/16668.html