Великий иноческий подвиг, совершаемый человеком в одиночку, но не в одиночестве: монашество - тема очередной встречи с Вами, уважаемые читатели.
- Что это за человек такой - монах?
Владыка:
Человек, живущий в уединении с Богом, цель его жизненного пути -
расширить и укрепить отношения с Ним.
- Существует понятие
«чёрное» монашество, зачем усиливать и так - куда черней?
Владыка:
Это священнослужители, принявшие монашеский сан, а «белое» священство -
это обычные семейные священники.
- С чего начинается
иноческий путь человека?
Владыка: Монах даёт три обета.
Первый обет «нестяжания» не позволяет иметь никокой собственности. Всё,
что у меня есть здесь на Камчатке, - квартира, в которой я живу,
автомобиль, которым пользуюсь - принадлежит церкви; облачение и книги -
всё, что мне разрешается брать с собой. Хочешь служить Богу - отрекись
от материального. Второй обет - обет целомудрия, он позволяет избежать
привязанности уже другой - к людям. И третье обстоятельство монашеской
жизни - послушание, т. е. полное отсечение своей воли, предание себя
в руки Бога и священноначалия. Монах отдаётся в руки игумену, епископ -
патриарху.
- Что это значит - «монашеское послушание», зачем
ему нужно следовать?
Владыка: Когда человек поступает
в монастырь, игумену предстоит определить, какие у человека есть
способности и склонности, а также, какие недостатки стоят на пути
раскрытия во всей полноте образа Божья в этом человеке. Для
нивелирования недостатков назначаются послушания. Одно из самых главных
препятствий на пути духовного совершенствования - это наша самость, наше
«Я». И вот, пример, как меня испытывал игумен. Он мне дал послушание,
а я попытался доказать, что это нужно делать другим способом. Игумен
не стал со мной спорить, а спокойно благословил принести большой ящик
земли из сада, после чего привёл в большую комнату и указал тщательно
вымыть её. Я вымыл, и он благословил мне... раскидать эту землю по только
что вымытому мною полу, а затем собрать её дочиста тряпкой.
Представляете, что это значит, развозить вот так землю! Трижды я мыл
пол, мне было тяжело, больно, обидно, я думал: « За что?» но этот урок
запомнил на всю жизнь - в монашестве, прежде всего, нужно научиться
послушанию.
- Это лишь один пример, хоть и живописный,
из жизни монаха, а из чего состоит его обычный день, как устроена жизнь
иноческая?
Владыка: То, о чём вы спрашиваете, укладывается
в такое понятие, как монашеский устав. Устав касается каждого инока.
Монах встаёт в 5 часов утра, затем следует индивидуальная молитва -
келейное правило, затем - общее богослужение, храмовая молитва, иными
словами. Длится она от 3 до 5 часов. Дальше - послушания. Кто-то в храме
остаётся, кто-то во двор идёт, кто-то паломников встречает. У каждого -
своё. Чем больше монастырь, тем больше послушаний, допустим, Валаамский
монастырь - целая республика! Там представлены почти все виды
человеческой деятельности: садоводство, сельское хозяйство,
книгопечатание, свечной завод; они себя полностью обеспечивают.
Затем -
первая (!) трапеза, это около 12-13 ч. дня. И опять послушания, после
них - вечерняя трапеза, это часов 18. после неё - или послушание или
келейное правило, в 23 часа отходят ко сну, и так - каждый день.
-
Непохоже, владыко, чтобы у Вас был такой образ жизни...
Владыка:
Я монах, можно сказать, в прошлом (улыбается), хотя обеты давал на всю
жизнь. К сожалению, я не имею возможности придерживаться иноческого
устава просто потому, что моё послушание не позволяет мне этого. Когда
я жил в монастыре 9 лет, то с удовольствием подчинялся монашескому
уставу. Это была вторая моя сущность - я, вообще, люблю подчиняться
и не имею склонности руководить. Но поскольку Святейший патриарх
благословил меня руководить епархией, я обязан делать это. Но этот долг
исключает почти всё, что связано с уставом, я пытаюсь поддерживать
огонёк, который зажёг во мне монастырь, но другими средствами.
-
По каким причинам и через что человек приходит к монашеству?
Владыка:
Монашество - это призвание. Не каждый может хорошо петь или быть
спортсменом. Это путь, для прохождения которого нужно иметь определенные
данные, призвание. А как это призвание проявляется и когда зависит
от человека и от Господа, конечно. Некоторые вдруг понимают, что
монашество - это их путь, когда их посетят великие скорби, и далее уже
не видят возможности далее существовать в миру, тогда идут в монастырь.
Некоторые - и в разных ситуациях и в разное время это происходит - вдруг
понимают, что больше жить без Бога они не могут, настолько велика их
к нему любовь. И тоже оставляют мир со всеми его прелестями и идут
в монастырь. Либо по грехам идёт человек в монастырь, либо от великой
любви к Богу.
- Если в монашескую жизнь человека приводят
скорби, значит, в монастырь можно бежать от земных бед?
Владыка:
Скорби посещают человека по нескольким причинам, просто так они ни
к кому не приходят. Как говорил Воланд, кирпич на голову никому просто
так не падает. Святитель Игнатий говорил, что скорби - это признак
добрый, хоть неприятно, но полезно. Я живу в миру и веду неправедную
жизнь, мне Господь даёт болезни, беды, чтоб я одумался и исправился. Я
могу воспринять знак, измениться, и всё у меня наладится, а могу
попытаться сбежать от скорбей в монастырь. Этот поступок будет
неправильным - монастырская жизнь ничего не даст, с собой в монастырь
свои проблемы и принесу, а они там, вопреки ожиданию никуда не исчезнут,
а преумножатся, потому что жизнь в монастыре - это вовсе не сахар. Там
испытаний гораздо больше, чем в миру.
- Если человек родился
монахом, как Вы говорите, но не пришёл к этому подвигу, что же он будет
всю жизнь несчастлив? Или наоборот не тот человек в монастырь идёт...
Владыка:
Я не могу сказать, что он будет несчастлив, он будет искать своё
предназначение всю жизнь, а значит, этого ему будет не хватать
для полноты счастья.
А. Л.: В полной мере счастлив. Ведь нельзя
ставить стену между жизнью мирской и монашеской. Часто говорят, что
семейное послушание православного включает почти те же послушания, что
несут монахи, но они выражены в другой форме. И человек может прожить
жизнь в миру, может даже при церкви, священником, например,
но он не раскроется так полно, как раскрылся бы, уйдя в монастырь,
и наоборот: не призванный к иночеству, но ушедший в монастырь, тоже
не найдёт себя во всей полноте.
- А как человеку узнать, что
его путь - иночество, чтоб он не метался и точно обрёл своё место
в жизни?
Владыка: Если бы этот поиск совершался одной
стороной, то можно было ответить на этот вопрос, но это путь двух сторон
- человек идёт и Господь идёт, причём Господь проходит гораздо большую
часть пути. Рано или поздно, если человек неудовлетворён своим
состоянием в жизни, Господь даёт ему понять - это не твой путь, твой -
вот этот. Через старца какого-нибудь или в фильме увидел монастырь
и потянуло или побывал в монастыре. Так, допустим, со мной было: не было
никаких откровений, видений или внезапных поворотов в жизни, я жил
в миру, занимался наукой, готовил к защите кандидатскую, возглавлял
лабораторию, но где-то я понимал, что это не моё, я не готов с этим
связать свою жизнь окончательно. Были попытки поиска: и в искусстве себя
искал, и в спорте, и в психологии, в философии,- всё не моё... И вдруг
я познакомился с человеком, который был монахом и иереем, возглавлял
епархию, этот человек меня заинтересовал своей особенной жизнью, которой
я раньше не знал - монашеской жизнью. Стал интересоваться больше,
крестился под его руководством, а когда, взяв отпуск на работе, я попал
в монастырь, в монашескую келью в качестве послушника, я понял, что
это - моё.
- Владыко, насколько я знаю, Вы были тогда
человеком несемейным, простите, что говорю об этом, но ведь, могла быть
и семья уже, а Вы вдруг поняли... И что тогда?
Владыка: Ждать
и терпеть. Семью нельзя бросить ни в коем случае, ты взял
ответственность за женщину, за детей, они тебя любят. Нужно ждать, когда
дети станут самостоятельными, супруга добровольно, а невынужденно, даст
своё согласие уйти в монастырь. И потом, Вы знаете, если Господу
угодно, он всё совершит так, что все останутся счастливы. Допустим,
когда я был молодым человеком, у меня несколько раз возникало желание
создать семью. Были девушки, к которым я испытывал склонность,
но в самый последний момент всё само собой расстраивалось и распадалось,
при чём без взаимных драм. Я задавал себе вопрос, почему я не могу
создать семью, но лишь теперь ретроспективно оглядываясь на свою жизнь,
я вижу: Господу было угодно проложить мне иной путь и он так всё
устроил.
М. Д.: Существует институт послушничества: если человек
хочет стать монахом, он может прибыть в монастырь, поселиться там
и пожить этой жизнью, ещё не давая обета. Испытать себя, и потом уже
делать какой-либо выбор. И по статистике примерно, из 10 послушников
примерно 1 становится монахом...
Иногда люди годами живут в монастыре,
во всём подобно жизни монахов, но даже спустя несколько лет убеждаются,
что их путь - другой, ничего страшного нет, когда человек уходит, если
он обета ещё не давал.
Владыка: Он получает от этого огромную
пользу. В нашем монастыре было несколько послушников, которые после
нескольких лет послушничества уходили из монастыря, заводили семьи,
и жёны их до сих пор благодарят и Бога, и монастырь, и меня -
это идеальные мужья, я посоветую молодым людям и девушкам, прежде чем
заводить семьи, пройти хорошую пусть немноголетнюю монастырскую школу.
А. Л.: А на деле - это несложно. В
миру бытует мнение, что монастырь - это некий клан чернецов, тайный
орден, со степенями посвящения. Нет, да вот же они - наши монастыри, все
рядышком. Большинство наших читателей их знают, особенно женский
монастырь во имя иконы Казанской Божьей матери в п. Мутновском,
а мужской монастырь находится вообще в черте Петропавловска, на спуске
из п. Сероглазка к Мехзаводу. Там даже ворот нет! Бери благословение
у отца настоятеля или у владыки и входи, коли душа просит.
- Наверное, влыдыко, в Вашей
жизни часто бывают примеры, когда люди приходят и говорят: «Я хочу быть
монахом, владыка благословите».
Владыка: Бывают и часто,
я всегда выясняю причины. Пример. Приходит ко мне женщина: «Я устала
от мужа, от детей, устала от работы. Хочу остаток дней (а она ещё
достаточно молодая) прожить в покое и душевном мире». Я сказал ей, что
её проблема - она сама, монастырь не только не избавит её от бед,
но и усугубит их. Проблема взаимопонимания с ближним (а ведь именно
на это пожаловалась женщина) возникнет в общении с сёстрами, с игуменьей
- только сильней: оттуда не уйдёшь, никому не пожалуешься, там -
это будет твой крест. Я установил ей молитвенное правило, сказал, когда
приходить в церковь, как часто исповедоваться...
- И что стало
лучше?
Владыка: Во всяком случае, в монастырь она больше
не хочет. Отношения с близкими больше не такие напряжённые.
Есть
люди, по которым я вижу, что им подходит монашеское служение.
-
Вы это с первого взгляда определяете?
Владыка: Иногда да.
Чаще нужно время, чтобы это понять. Но и в том и в другом случае
я тщательно испытываю человека.
Был ещё один случай, очень
показательный. А связан он с нынешним наместником мужского нашего
монастыря в честь Всех святых - с отцом Антонием. Он был студентом 3-го
курса, когда пришёл ко мне и сказал: «Хочу в монастырь». Я ответил:
«Нет. Походи в наш молодёжный православный клуб». Стал он клуб посещать,
и опять: «В монастырь хочу». Я ему предложил с хорошей девушкой
познакомиться, нашли девушку. «Что делать?» - спрашивает. «Ты, молодой
парень, у монаха спрашиваешь, что делать? Сходи в гости к ней и её
матери, посмотри, чем помочь мужчина в доме может». Приходит, всё
сделал, опять спрашивает, что дальше. Я предложил девушку пригласить
к себе - чтоб борщ сварила, рубашки погладила. Погладила, сварила. «Что
дальше?» - он меня опять спрашивает; чувствую, что к семейной жизни пока
его не тянет. А тут он как раз оканчивает университет - «в монахи
хочу». Спрашиваю, что мама говорит, он отвечает, что мама
не благословляет, мама хочет, чтоб в армию пошёл. Я благословил идти
в армию. Начал он устраиваться, сначала - к ректору пошёл, тот его
направил к начальнику военной кафедры, оттуда - в военкомат - и у всех
одинаковое изумление: человек в армию просится! Из военкомата направили
на военные корабли искать, кто возьмёт. Обошёл все - никто не берёт.
Удивительное дело - здоровый, крепкий физически и духовно парень, сам
просится - и не берут. Значит, нет воли Божьей. А тут как раз открывался
морской колледж, и директор попросил помочь с преподавателем,
я будущего отца Антония, тогда просто Алексея, туда и отправил. Он жил
в монастыре, исполнял монашеские уставы, утром, вечером; постился
по монашески, а послушание нёс в этом колледже: был зав. кабинетом, две
лаборатории вёл, лекции читал, классное руководство имел... Это
колоссальная нагрузка - выдержал.
- И это уже не год и даже
не два он мечтал о монашестве.
Владыка: Несколько лет всё
нёс. И тут как раз мама согласилась отпустить его в монастырь. И только
тогда он принял постриг. И ни я, ни он не пожалели об этом, для того,
такую проверку человек и проходит, ведь этот шаг он делает навсегда,
пути назад нет.
- Многие уходят в монашество молодыми,
не создав семьи, не произведя детей. Так получается, монастыри стоят
на пути роста нашей и без того худой демографии?
Владыка:
Если рассуждать по-мирски, то эта проблема не разрешима. Молодые,
хорошие парни «даром пропадают», а их и так мало в стране (не
на Камчатке, правда, у нас мужчин больше), общественность не может
не возмутиться. Я помню, одна женщина пришла к нам в монастырь, и её
глазами - там парни здоровые живут в одиночестве, посвятили себя
непонятно чему, эгоисты такие, она и говорит мне: «Такой генофонд
пропадает!» Действительно, с позиции светского человека картина
несправедлива и возмутительна. Но поверьте - над всем Господь. И если
какую-то часть людей предназначил для иночества, значит, оно нужно
человеку, нужно народу и обществу. Вся Россия всегда приходила
в монастыри, чтобы духовно обогатиться и окрепнуть, почерпнуть чистоты
и светлости, накопленных монашеским трудом, утешиться и укрепиться.
М.
Д.: Не от монахов у нас семейный кризис, понимаете. Их всего 7 человек
на всю Камчатку! Монастырь у нас всего один, а сколько ночных, игровых
клубов, казино.
Владыка: Вот они-то по семьям самый большой удар
наносят: на 10 браков по статистике 9 разводов.
М. Д.: На Руси ещё
было подмечено - где сильное монашество, там - сильные и многодетные
семьи, именно потому что люди у монахов учатся.
Мы на примере
монашеского жития видим ту часть Царства Божия, которая может быть
воплощена на Земле. Все житейские беды становятся настолько неважными,
если знаешь, что есть опора в виде монастырей, духовных защитников
и окормителей наших.
На этой позитивной ноте
и с уверенностью, что все мужчины от нас не уйдут в монастырь, закончим
наш разговор и пожелаем добра и мира нашим читателям!
Газета «В добрые руки»
http://www.pravkamchatka.ru/news/2002/