О первом русском экономисте и правдоискателе рассказывает старший научный сотрудник Института экономики РАН Любовь Зайцева.
Иван Посошков происходил из оброчных крестьян подмосковного села Покровское, жители которого работали в мастерских Оружейной палаты государева двора. Это обстоятельство помогло Ивану приобрести различные знания и навыки - благодаря чему он "никогда не празден был и дней своих не терял даром". В результате неустанных трудов будущий первый русский экономист далеко ушел от своего класса и по существу стал одним из первых российских буржуа. По меркам того времени Иван Тихонович достиг многого: владел собственным двором в Петербурге, двумя дворами в Новгороде, ещё двумя небольшими имениями с несколькими десятками крепостных и винокуренным заводом. Жизнь в нём била ключом: изготавливал денежные станки для монетного двора (и как лучший механик был представлен царю), открывал нефтяные месторождения, устанавливал фонтаны, изобретал разные воинские орудия... Но ни материальный достаток и положение в обществе, ни творческое самовыражение не могли его удовлетворить.
ИСКАТЕЛЬ ПРАВДЫ
Не случайно основоположник русской политической экономии Иван Посошков в своей рукописи, а по существу фундаментальной "Книге о скудости и о богатстве" выдвинул на первый план раздел "О духовности"; она- то и должна была ярким светом освещать усилия по реформе всех сторон жизни. Нам следует внимательно отнестись к взглядам Посошкова, изложенным в этом труде, поскольку современное развитие общества не может быть объяснено и понято только с точки зрения происходящих экономических процессов. Такой упрощённый, односторонний взгляд нарушает сложнейшую взаимосвязь и взаимообусловленность всех многообразных проявлений общественной жизни, мешает увидеть целостную картину развития, оценить роль национальных традиций и особенностей.
Подобно тому, как зерно, упавшее на каменистую почву, не имея корней и влаги, засыхает, так и экономические идеи, чуждые русскому духу, не прорастают на российской почве. Нравится это кому-то или нет, но тысячелетний период православия сформировал определённый тип поведения людей, без учёта которого никакие реформы не могут иметь успеха в России. Никогда не укоренится в нашей стране "экономический человек", лишённый чувства сострадания и любви к ближнему, как бы ни хотели этого реформаторы, не желающие знать правды о своём народе.
Русскому менталитету присущи иные качества. Образ правдоискателя, которым полна отечественная история, воплощён самой жизнью великого русского экономиста. "От юности своея, - искренне признавался он, - бех таков: лучше ми какову пакость на себя нанести, нежели, видя, что неполезно, умолчати".
Дитя бурного петровского времени, "всеусердный желатель правды" (как он сам себя называл), Посошков тратил много времени и сил, "нужду свою домовую презрев", на записывание своих соображений, проектов, составление бесчисленных представлений, "доношений", "записок" о различных вопросах общественного устройства. В них Иван Тихонович предлагал различные средства к тому, чтобы "прямое подкрепити, кривое исправити, лишнее отставити, недостаточное же наполнити". Будучи уже в преклонном возрасте, но не имея сил молчать, он "дерзнул" взяться за перо, чтобы изложить царю насущные нужды и потребности России - дабы "тунеядцем у Великого Государя не быть, и за то...ответу Богу не дать".
За несколько месяцев до кончины Петра I Посошков адресует ему рукопись своей книги "О скудости и богатстве". В ней он предлагает самодержцу провести такие реформы, которые не только обогатят все сословия, но и создадут сильное и прочное государство, что ещё больше поднимет авторитет власти, пополнит государственную казну. Но это станет возможным, если мы кроме вещественного богатства станем "больше заботиться о невещественном богатстве, то есть истинной правде". Смысл этого понятия был ясен русским людям, так как вытекает из Священного Писания и творений Святых Отцов церкви. "Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов", призывал Посошков. Только при общем согласии и христианской любви друг к другу "вси обоготятся", а царские сокровища "соизлишествам наполнятся, потому, что правда никого не может обидеть", "правде - отец Бог и правда вельми богатства и славу умножает..."
Своё первое "трикратие" автор посвящает тем сословиям, которым, с одной стороны, более всего необходима правда, а с другой - от состояния правды которых зависит общее состояние её на Руси. Это духовное, воинское и судебное сословия. Посошков не сомневается в том, что только православная вера через своих духовных пастырей способна воспитать русских людей в "истинной правде". Придавая духовному сословию исключительное значение в деле воспитания русского народа, он связывает с ним будущее России: "священство - столп и утверждение всему благочестию и всему человеческому спасению... Они наши пастыри, они и отцы, они и вожди..." Но, чтобы выполнить это предназначение, духовенству ещё предстоит много поработать над своим совершенствованием, поднять образовательный, да порой и нравственный уровень.
Ивану Посошкову одному из немногих удалось выразить и раскрыть всю полноту понятия "Россия державная". По его мнению, само это понятие включает в себя Святую Русь и Великую Россию. Первая из них представляет собой внутренний, духовный мир России, её душу, которая в течение веков окормляла своей благодатью нашу Родину. Вторая - её внешняя, материальная форма, вобравшая в себя невидимую душу России - Святую Русь. Земное и небесное, материальное и духовное не только не отрицают друг друга, а, наоборот, взаимно утверждают и возвышают. Державная Россия станет недосягаемой в своём величии, если сумеет сохранить свою душу - Святую Русь - в духовном целомудрии и чистоте веры, будет дорожить теми православными традициями, той верой отцов, которая заповедана нам. Лишь тогда она сможет поднять свои производительные силы и достичь высот в экономическом развитии и народном благосостоянии.
Как видим, взгляды на то, каким путём поднять производительные силы, обеспечить успешное экономическое развитие у первого русского экономиста отличались от того, что думали по этому поводу отцы западной классической политической экономии... К сожалению, общественности того времени труды Посошкова остались неизвестными, зато работы Адама Смита, которого нарекли основателем новой общественной науки, широко публиковались и изучались...
ИСКАТЕЛЬ БОГАТСТВА
Как и Иван Посошков, Адам Смит принадлежал к XVIII веку. Родился он в 1723 году, в небольшом шотландском городке Киркальди в семье таможенного чиновника. С детства его окружали книги, в 14 лет он поступает в Глазговский университет, а в 28 лет становится профессором. Смит целиком посвящает себя научной и преподавательской работе. И только в конце жизни, после издания своей основной книги, благодаря хлопотам влиятельных знакомых и почитателей он получает весьма прибыльную должность одного из таможенных комиссаров. Но основатели новой науки в Западной Европе и России отличались между собой не только по социальному происхождению, общественному статусу и образу жизни. Основное различие - мировоззренческое. Адам Смит долго наблюдал то общество, в котором жил, и определил его основные закономерности, характер взаимоотношений людей. "Не от расположения к нам мясника, пивовара или булочника ожидаем мы нашего обеда, - утверждал он, - а от пристрастий их к собственным выгодам. Мы обращаемся не к гуманным их чувствам, а к эгоистическим. Мы говорим не о наших чувствах, а об их выгоде". Логику человеческих поступков по отношению к другим людям, по его мнению, можно объяснить формулой: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе".
Вот именно такого человека, понимаемого как сгусток эгоистических своекорыстных интересов, Смит и поставил во главу новой науки, которую он назвал "политической экономией". Этот "хомо экономикс" ("экономический человек" - как его назвали позже) действительно не ждёт благодеяний от своих близких и не оказывает их другим. Он разумно преследует свою выгоду и твёрдо знает, что ничего не получит даром, но и сам ничего не даёт и не делает даром.
Итак, эгоистическая природа человека проявляется в стремлении как можно лучше обеспечить себя материальными благами. А значит, надо исследовать природу увеличения этих благ, которые в совокупности составляют богатство нации. Вот он и исследует скрупулезно категории, которые определяют частно хозяйственную деятельность: прибыль, ренту, капитал и т.д. Целостная личность таким образом распадается, материальное вытесняет духовное на задворки внутреннего мира человека... Если по Смиту закон спроса и предложения - это основа человеческих взаимоотношений, то выходит, что мы должны равнодушно взирать на человеческие страдания, считая их следствием "естественного" хода вещей. Впрочем, Смит полагал, что если каждый станет преследовать свой эгоистический интерес, то "невидимая рука" рынка сделает богатым в конце концов всё общество.
Однако годы реформ в России показали, что это не так. "Новые русские" взяли на вооружение постулаты "экономического человека" Смита и оказались в моральной изоляции. Реформы на западный лад в России идут со скрипом. Наш человек на уровне подсознания не может принять навязываемую ему погоню только за материальным богатством. "Дух западноевропейского капитализма, поднимающего на щит ценности богатства и благополучия, основан на протестантской религиозной этике. Её основной постулат - индивидуальная избранность к спасению - несовместим с духовным наследием православия. Православие всегда отстаивало равенство всех людей перед Богом. Это и есть благая весть, символ совести нашего народа.
ДОМ И ЕГО ХОЗЯИН
Что бы ни говорили, а русскому человеку ближе то понимание государственной власти, которое мы встречаем у Посошкова, чем взгляды по этому поводу Адама Смита. Последний категорически возражал против вмешательства государства в частно-хозяйственную деятельность. Он рассматривал это как посягательство на "естественную свободу" человека.
Но в русской общественной мысли - иная традиция. Посошков, например, рассматривал Российское государство как большой хозяйствующий дом. Главе этого дома, отцу семейства все подчиняются и беспрекословно исполняют его указания. Но кому много дано, с того много и спросится. Обязанность главы дома заключается в том, чтобы последний всегда был в порядке, был пригодным для проживания. Но Посошков видит, что единственное, что осталось в этом доме прочного, так это православная вера, на фундаменте которой он зиждется. Другие же части все обветшали. Иван Посошков советует монарху срочно заняться переборкой брёвен. "...Хоромина из нея не очистить".
Сердце Посошкова болит от того, что его любимое Отечество не богатеет, а беднеет. От чего происходит это общее обеднение (или скудость), задаётся вопросом автор представленной Петру I рукописи? И находит на него ответ: от неправды. "Российская земля во многих местах запустела, и всё от неправды, и от нездравого и неправого рассуждения. И какие гибели начинятся и всё от неправды", - с горечью восклицает он. Неправда - это бесправие, такое состояние общества, когда каждый может обидеть другого; это когда на "обидников" нет суда, особенно если они состоятельные люди или выходцы из высшего сословия, "понеже в нас неправда велми твёрдо вкоренилась: кто с кого сможет, тот того и давит". Как считает Посошков, в России неправда происходит от "неправого суда", "от нездравого рассуждения", от "неразсмотрительного правления" и "от разбоев". Он предлагает различные меры по установлению "прямого правосудия", то есть той самой христианской правды, которая искоренит всех "обидников", "воров", "разбойников", защитит слабого от сильного и судить будет судом самым правдивым и нелецеприятным, подобно Божьему, где "нет лица ни богату, ни убогу, ни сильну, ни маломочну - всем суд един". Прямое правосудие создаст то истинное невещественное богатство, ту правду, без которой России "славы добрыя... не нажить".
Что касается богатства вещественного, то автор "Скудости и богатства" предлагает Петру I провести такие реформы, которые обогатят не только все сословия, но и создадут сильное и прочное государство, а это ещё больше поднимет авторитет власти, пополнит государственную казну. Говоря о необходимости экономического реформирования России, автор подробно рассматривает те сословия, которые способствуют созданию этого самого вещественного богатства Российского государства - купечество и ремесленный люд. Он предлагает конкретную форму организации купечества в форме единой торговой компании, которая объединила бы всех купцов - как крупных, так и мелких. Её цель - не только держать выгодные для русских цены на вывозимые товары, но и вести внешнюю торговлю, которая является важным источником пополнения царской казны. Посошков считал, что торговля эта должна быть регулируема, что необходимы ограничения на ввоз в страну иностранных товаров. К числу таких товаров он отнёс скоропортящиеся и те, которые в России уже имеются. Знакомая проблема, не правда ли?
Россия должна торговать готовыми изделиями, а не сырьём, считал Посошков. На вывозимое сырьё должен быть установлен высокий таможенный тариф, который будет стимулировать развитие отечественной промышленности. Однако предложения Ивана Тихоновича шли вразрез с правительственной политикой того времени. В 1724 году были установлены низкие вывозные пошлины на важнейшие виды экспортируемого сырья. Прошло почти 300 лет, но многое ли изменилось? Недавно Президент страны вынужден был начать заседание правительства с вопроса о том, когда же, наконец, у нас будет организована переработка древесины, что уменьшит объём поставляемого на экспорт леса-кругляка...
Впрочем, автора "Скудости и богатства" больше занимали "внутренние источники" накопления. Его заботила судьба кустарных ремёсел, качество выпускаемых там изделий. Он советовал Петру также развивать отечественную крупную промышленность: сначала строить казённые заводы по переработке отечественного сырья, а затем передавать их в частные руки с взысканием за них оброка. "Дабы люди богатились, а царская казна множилась".
Смысл государственной хозяйственной деятельности Посошков видел в том, чтобы не только наполнить богатством царские сокровищницы, но и обогатить весь народ, который терпит "нужду", "бедность", "убожество", "нищету". "Гобзовитое" (изобильное) богатство - это такое, которое после изъятия его части в пользу царской казны продолжает оставаться "с прибытком". Более того: даже после уплаты податей народ остается в "богатстве-довольстве" и "богатстве-достатке". Для роста этого достатка нет предела, но есть предел, ниже которого начинается всеобщая "скудость" и обеднение русского народа. А вместе с ним - и обеднение всего Российского государства.
Глава российского дома, настаивал Посошков, должен наделить дворян новой функцией - "присматривать" за крестьянами (чтобы они "не лежебочили", а получали "прибыток"), способствовать росту крестьянского богатства. Конечно, дворянам эта функция была несвойственна, но поражаешься тому, насколько дальше робких идей либералов золотого века Екатерины II пошёл вышедший из народа экономист-самоучка. Исходя из Священного Писания, по которому каждый должен добывать свой хлеб в поте лица своего, он осмелился предложить обложить платежом все дворянские земли - поместные и вотчинные, предварительно описав их. "Дабы на земле Его Императорского Величества никто даром не жил", а все были бы "платежниками" согласно количеству своего земельного владения.
Рукопись "Книги о скудости и о богатстве", адресованную монарху, Пётр I, вряд ли успел прочесть. Посошков просит Петра оставить его имя неизвестным "любителям правды", ибо последние, узнав о "мизерности" (низком происхождении) автора, "не допустят... на свете ни мало времени жити, но прекратят живот мой". И как в воду глядел Иван Тихонович! В августе 1725 года его арестовывают по "криминальной вине".
Выводы "Книги", очевидно, показались слишком резкими для властей. Тюремное заключение подорвало силы Ивана Тихоновича, которому в то время уже было за семьдесят. Спустя пять месяцев, в феврале 1726 года он скончался. Труд его долгие годы скрывали в Тайной канцелярии, пока он не был обнаружен М.П. Погодиным в 1840 году. Первая его публикация была осуществлена в 1848 году.
А в России тем временем широко распространяются идеи того же Адама Смита (кстати, в отличие от Посошкова его основную работу "Исследование о природе и причинах богатства народов") ожидал шумный успех. В 1802 - 1804 годах в переводе русского посла в Лондоне С. Воронцова эту книгу издают в четырёх томах в России. Под её влиянием была написана работа "Опыт теории налогов" декабриста Н.И. Тургенева (опубликована в 1818 году). Да, развитие России и русской общественной мысли теперь во многом определялось идеями Адама Смита и его последователей. Мысли же Посошкова требовали более глубокого осмысления, особого восприятия российской действительности, и потому ими руководствовались лишь немногие наши соотечественники. В этом, по-моему, заключается трагедия России...
* * *
Несмотря на то что уже сегодняшние либералы постарались выбросить из повседневной жизни многие нравственные аксиомы, из-за чего она стала напоминать джунгли социал-дарвинизма, общественная мысль настойчиво, порой на ощупь ищет точки опоры, обращаясь к традициям и поискам предков. Дабы мы смогли опять собрать растрескавшееся общество, сплотить его, увлечь общим делом, продлить историю страны и народа. "Выход из этой критической ситуации только один, - пишет академик Дмитрий Львов, - создание мощного фундамента сдерживающих общество нравственных аксиом по типу и в развитие основополагающих заповедей Бога нашего - Иисуса Христа. Только на этой основе может быть выстроено здание социально справедливой и эффективной экономики"... Творческое наследие Ивана Тихоновича Посошкова опять оказалось востребованным российской общественной мыслью.
Записал А.Мешков