Законодательная инициатива встретила яростный отпор не только со стороны отдельных представителей православного сообщества, устроивших крестный ход вокруг Госдумы, но и со стороны некоторых депутатов. Так, депутат Александр Крутов отметил, что замена имени человека пожизненным кодом оскорбит чувства верующих.
Однако, несмотря ни на что, Федеральный закон "О персональных данных", вызвавший столь бурную реакцию со стороны верующих и некоторых депутатов, опасающихся "тотального контроля" и "печати антихриста", был принят в первом чтении 25 ноября.
В принципе, смысл принятого законопроекта сводится к простому упорядочению уже ведущегося сбора персональных данных. Так министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, представляя депутатам весь пакет законопроектов, отметил, что целью нового закона является создание общих унифицированных требований к сбору и обработке персональных данных физических лиц. Так как сейчас они, по мнению министра, собираются беспорядочно, бессистемно и слишком многими.
Министр подчеркнул, что законопроект наконец позволит восполнить имеющийся в законодательстве пробел и создать необходимую общую правовую основу для регулирования отношений, связанных с обработкой персональных данных в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.
Однако, чтобы создать общие правила для сбора и использования персональных данных граждан, разработчиками закона был придуман "универсальный идентификатор персональных данных" - личный цифровой код, который в соответствии с законом будет присваивается гражданину в момент его рождения и под которым он и будет фигурировать в этой базе. По этому закону граждане России получат помимо индивидуального налогового номера (ИНН) еще один номер - электронный идентификатор.
Этот электронный номер, заменяющий в базе данных имя человека, как предполагается, будет использоваться как "ключ" к электронному досье человека, содержащему сведения об индивидуальных особенностях и биометрических параметрах. Именно это вызвало недовольство верующих. В Московской Патриархии не стали возражать против введения системы электронной идентификации граждан, но и не стали осуждать протестующих православных.
Ранее, 20 октября, во время обсуждения этого законопроекта в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций, со стороны РПЦ прозвучала критика в адрес предложенного документа. В числе недостатков Закона "О персональных данных"
заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что необходимо предусмотреть альтернативную систему учета данных для тех, кто по принципиальным соображениям выступает против методов электронной идентификации. Впрочем, несмотря на разгоревшуюся дискуссию, во время обсуждения закона в Госдуме экспертный совет, в который помимо РПЦ вошли мусульмане, иудеи и протестанты, рекомендовал принятие законопроекта, но при условии его доработки. Что и было сделано.
Отметим, что официальная позиция Московской Патриархии по вопросу электронной идентификации граждан была озвучена еще 6 октября в специальном обращении к властям стран СНГ и Балтии. Там, в частности, было сказано, что "нет ничего греховного в самом факте учета граждан государством и в использовании для учета граждан последних технических достижений, в том числе электронных средств". Однако там же говорилось и об угрозах, таящихся в этом процессе. И прежде всего в сборе сведений о политических и религиозных убеждениях человека. Это, по мнению РПЦ, создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека. По идее, все опасения верующих должно было бы свести на нет заявление председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина. В частности, комментируя принятый пакет законопроектов, касающихся персональных данных, он отметил, что россияне могут не рассказывать государству о своих религиозных предпочтениях. "В настоящее время в законопроекте нет необходимости предоставлять данные о своих религиозных предпочтениях и участии в религиозных объединениях", - сказал Плигин. Он также отметил, что данные о религиозных предпочтениях могут получаться только с согласия граждан.
Впрочем, для радикально настроенных верующих отказ от получения нового идентификационного кода логически вытекает из их борьбы против присвоения индивидуального налогового номера (ИНН), которая ведется уже не один год. В связи с отказом от ИНН несколько человек даже обращались в Конституционный суд с требованием признать неконституционным присвоение ИНН. Конституционный суд в июле 2003 года вынес постановление, что Налоговый кодекс не затрагивает конституционного принципа свободы совести. Однако это постановление не смягчило конфликтную ситуацию. Видимо, и сейчас ни заверения свыше, ни официальная позиция церковного руководства не смогут изменить настроение радикально настроенных православных.
Мимоходом заметим, что на сегодняшний день, даже если кому-то из чиновников и придет в голову мысль о создании системы глобального информационного контроля, охватывающего политические и религиозные предпочтения граждан, технически это мало осуществимо и не выполнимо. Особенно если учитывать современный уровень развития и распространения информационных технологий в России. Таким образом, несмотря на все опасения верующих, принятый закон едва ли удастся до конца воплотить в жизнь, по крайней мере в ближайшем будущем.
http://religion.ng.ru/facts/2005-12-07/1_god.html