«Берег России»: Дорогой Владыка, сегодня церковно-государственная ситуация в России становится всё более разнообразной и порой довольно противоречивой. В государственной политике России взят курс на борьбу с западными ценностями. Однако и в Церкви, и в государстве мы наблюдаем большую активность лиц, придерживающихся как раз западных ориентиров. В церковном плане – это, конечно, экуменизм, стремление к сближению с католиками, тенденции окатоличивания в Русской Церкви. В государстве вообще, вопреки объявленному антизападному курсу, мы наблюдаем торжество западных ценностей. А при этом мы сейчас занимаем такую как бы обличительную позицию по отношению к Западу, пытаемся учить других, как им жить, не наведя христианский порядок внутри своего государства и Церкви.
Как в этой ситуации вести себя простому православному народу, который видит многие противоречия, а порой и откровенную ложь людей, имеющих немалую власть в Церкви и в государстве? К чему же это может привести Россию, и что же делать нам, православным?
Владыка Вениамин: Сегодня мы особо просим у Господа помощи, чтобы не сойти нам окончательно с пути, по которому шла Русь. Много врагов у нашего Отечества, в мире усиливается настрой против России, удерживающей зло. Но, чем больше нарастает зло, тем больше нам нужно стремиться к Богу. Ведь Россия всегда этим побеждала.
Наше общество сегодня подобно человеку, который одной ногой стоит на лодке, отплывающей от берега, а другой на суше, не зная, куда переставить ногу.
Мы говорим, что боремся с Западом, а сами - те же самые западники во всей полноте этого слова. Что ж мы их критикуем? Очищаться нам нужно, чтобы говорить правду, выйти нужно из экуменизма, прекратить сближения с папой Римским.
Чтобы нам кого-то учить, идти кого-то спасать, надо самим стоять на истинном пути и быть на высоте духовной. А то идем сегодня с красными знаменами, пугаем этим народ, да еще злобу вызываем в народе. Хватит уже, мы нажились с этим. В церковной и в государственной политике искренность, правдивость должны быть. Неложность, ни «да» и «нет», а «да», или «нет».
Но что делать, когда видишь ложь и противоречия, о которых Вы говорите? Нам нужно быть поближе к Богу. В Боге всё может разрешиться. Будем помнить, что, чем больше зла, чем больше тьмы, тем ярче свет с Господом. Надо встать на крепкий путь покаяния, молитвы и приближения к Богу. Каждому православному, да и всем нам, нужно исполнять волю Божию, и всё встанет на свое место. Видя какие-то противоречия в церковных или государственных делах, надо стараться укреплять свой приход. Если будет крепким приход, все ереси, раскольники сами по себе будут отталкиваться.
«Берег России»: Ваше Высокопреосвященство, сегодня часто подчеркивается особая роль России в мире. На одном патриотическом канале даже так образно выразились: «Россия, как ледокол, своей спецоперацией на Украине взламывает лёд старого мироустройства и ведёт за собой огромный караван стран в новый многополярный миропорядок». Кругом в СМИ говорят о грядущих и даже уже наступивших переменах. Перемены, прежде всего, внутри России. И к этим переменам относят обязательное появление идеологии, которая пока формально отсутствует в нашем государстве. Новая идеология предполагает смену кадров в системе власти и, конечно, коснется положения Русской Церкви. Некоторые очертания того, на какой идеологической основе будут осуществляться готовящиеся реформы в стране, предстоящая перестройка, можно увидеть в недавно вышедшем Указе Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В Указе перечислены ценности, которые, на взгляд разработчиков документа, являются традиционными. Отмечается, что «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию». Владыка, мы хотим спросить у Вас, как старейшего и авторитетного архиерея Русской Церкви, будет ли способна Россия со своей новой идеологией, основанной на «традиционных ценностях», стать началом нового мироустройства? И угодно ли всё это Богу?
Владыка Вениамин: Вся наша история, жизнь России и Русской Церкви свидетельствуют о том, что Бог ждет от нас не пустых слов, а реальных христианских дел. Он ждет от нас покаяния и Любви. Когда Россия твердо шла за Христом, являя пример и другим народам, проповедуя Слово Божие, и на Западе, и на Востоке, наше Отечество пребывало на духовной высоте и даже в материальном плане имело достаток. Господь давал России новые земли и новые богатства, чтобы Русь имела больше возможностей проповедовать Христа в мире и защищать православные ценности. И не было никакой надобности в том, чтобы утверждать на бумаге какую-то идеологию. Евангелие было основой жизни всего государства. Какая будет польза от того, что мы на бумаге перечислим какие-то ценности, а при этом будем иметь злое сердце? В Советском Союзе во времена атеизма много говорили о нравственности, составили «моральный кодекс строителя коммунизма». А при этом отрицали Того, Кто является источником высшей нравственности и морали. Отрицали и гнали Того, Кто Своей Любовью сотворил весь этот мир и человека. Сегодня пожинаем плоды десятилетий безбожия. Страшная жестокость, которую мы всё чаще встречаем даже среди детей – это результат долгого внушения людям, родителям этих детей того, что Бога нет, что человек – плод дарвиновской эволюции. А если Бога нет, то всё дозволено. Сейчас мы пытаемся детям привить какие-то традиционные ценности, которые универсальны для всех. Но ведь традиции разных народов могут сильно противоречить друг другу. Мы говорим, что ценностью для всех является жизнь. Но почему же не сказать, что жизнь дает Господь и от того, как мы относимся к Богу, любим ли Его, выполняем ли Его заповеди, зависит наша жизнь. О какой жизни мы говорим? Сегодня мы видим много примеров того, как даже невинных людей лишают жизни только ради того, чтобы некие мировые силы могли устроить свой новый мировой порядок. Вы говорите, что Россия способна создать какой-то свой миропорядок, наверное, более справедливый. Но то, что кажется справедливым для одних, оказывается совсем несправедливым, с точки зрения других. У Руси есть призвание от Бога. Оно заключается не в том, чтобы насаждать какие-то миропорядки, а в том, чтобы быть защитницей Православия на земле и проповедовать миру Христа. На этом и строилась всегда наша «идеология». Россия – Подножие Престола Божьего, Дом Пресвятой Богородицы. Вот такая Русь с такой идеологией, конечно, угодна Богу.
«Берег России»: Владыка, давно замечено, что в нашем обществе есть силы, которые заинтересованы в возникновении всевозможных внутрицерковных и внутригосударственных расколов и противостояний. Одной из острых тем, вокруг которой искусственно подогреваются распри в нашем народе, является отношение к революции и Гражданской войне. Людей посредством СМИ просто делят на «красных» и «белых». Недавно во Владивостоке отмечали 100-летие окончания Гражданской войны. Ученые, журналисты, бизнесмены возлагали цветы к памятнику «Борцам за власть советов» на главной площади города. И опять раздавались непримиримые лозунги о том, что «большевики разогнали атаманов и воевод и установили самую справедливую власть на земле». Хотя много тех, кто совершенно не согласен с такими взглядами и даже вполне обоснованно считает их оскорбительными. Но через СМИ как будто бы умышленно подогревается противостояние тех и других. И, по сути, продолжается такая Гражданская война в сердцах наших граждан. Как же достичь истинного примирения, как уврачевать этот раскол в обществе и прийти к христианской любви?
Владыка Вениамин: Много бед принесли России революция и Гражданская война. По сей день мы слышим отголоски тех трагических событий, когда русский народ, отступивший от Бога, предавший своего Царя, Помазанника Божьего, погрузился в пучину братоубийственной войны. До сих пор в нашем государстве не произнесены слова Правды о тех днях, об убийстве Государя и истинных мотивах разрушителей Святой Руси. До сих пор в народе нет покаяния.
Во Владивостоке на главной площади города высится величественный Спасо-Преображенский собор. А недалеко от него стоит тот самый памятник «Борцам за власть советов». К чему стремились эти борцы-революционеры? Чего желали их души? Многие из них хотели, чтобы Русь преобразилась. Хотели преображения Руси. Так по-своему, по-революционному, они понимали это преображение. Сегодня у нас в Приморье высказываются мысли о том, что главную площадь Владивостока в связи с завершением строительства Спасо-Преображенского собора, который стоит на этой площади, нужно назвать Преображенской. Наверное, это было бы хорошо. Хорошо, чтобы площадь Преображения стала символом примирения и объединения. Всем нам нужно стремиться к Преображению, но к тому, которое показал Господь Своим ученикам на Горе Фавор. И, конечно, можно достичь примирения и единства в нашем обществе, достичь христианской любви, если путем покаяния перед Богом, мы преобразим свои души, омоем их покаянными слезами так, что убелятся они и засияют светом Христовым.
Беседа подготовлена редакцией журнала «Берег России» и будет опубликована в ближайшем, 10-м номере журнала
3. Бог ждет
Бог ждет от нас не пустых слов, а реальных христианских дел.Дождется ли? Истинные христиане должны стать крестьянами (что одно и то же). Вернуться на землю, жить там и трудиться общиной, и там рожать по десять детей, где они нужны как помощники по хозяйству. Иначе мы вымрем. Там дети, в общинном труде, станут истинными патриотами. Истинные батюшки, вместо пустых проповедей, должны переехать на землю и увести за собой паству. Хотя бы часть ее.
Один запрещенный о. Владимир (Головин), живя сознательно на земле, призывает верующих поселиться и трудиться на земле, показывая на собственном примере, какое это счастье во всех отношениях.
2.
1) Захоронение неизвестных личностей выдаётся за захоронение Царской семьи.
2) Кирилловичи представлены как "императорские величества".
3) Гробница императора Павла Петровича и его супруги расположены так, что к ним подойти невозможно. О правлении его хорошего там не услышишь.
4) На солее собора, где проходят Богослужения, проводятся концерты поющих священников и диаконов.
5) В лавке собора продаётся всяческая мишура. Это же музей, скажет городское начальство?
1. Без ежедневного молитвенного единства в быту...
27.01.2019*
Отличная идея! Только не в разовом, а в ежедневном ВСЕНАРОДНОМ исполнении, и не в виде объёмного моления, а на основе к-н краткой ПКАЯННО-СПАСИТЕЛЬНОЙ, общедоступной и понятной молитвы в памяти Божией! Типа Лодочной... Больше просто не потянуть... Силы внимания не хватит...
Организация регулярного молитвенного единства Церкви в быту в единое организующе-дисциплиниующее время умерла окончательно? Может, попытаться реанимировать? Но нет ни благословения, ни организации...
Хоть по Праздникам... ВСЕМ ВМЕСТЕ... Может, услышит? Ниневия, Грузия... Россия?
Нет?