Русский ли город Одесса?

Политический кризис на Украине 
0
4022
Время на чтение 20 минут
Фото: Исторический герб Одессы.1798 г.

 

В последние годы, особенно в связи с резким обострением внутриполитической ситуации на Украине, в СМИ, соцсетях и просто бытовых разговорах, все чаще встаёт вопрос о том – чей же город Одесса? Русский или украинский? Кем он был заселён при основании и представители какого народа превалировали там на протяжении всей его истории? При этом приводится множество аргументов от каждой из оппонирующих сторон, старающихся подкрепить этим свою позицию.

Лично я придерживаюсь того мнения, что великороссы (русские), малороссы (украинцы) и белорусы составляют один единый этнос, или народ - русский, искусственно разделённый уже только в ХХ веке, после революции. Но много кто сейчас стал считать совсем по другому, вплоть до признания этих народов искони враждебными друг другу и ничего общего между собой не имеющими. Что же – встанем тогда временно на эту точку зрения и посмотрим, что же представляло собой население Одессы в конце XIX – начале XX века, то есть до периода глобальных потрясений в России и связанных с ними массовыми перемещениями людей.

Можно не упоминать прописных истин о том, что начало основанию и устроению Одессы, на месте жалкой турецкой крепостцы Хаджибей, взятой русскими войсками в 1789 году, положил рескрипт российской Императрицы Екатерины Великой от 7 июня (27 мая по старому стилю) 1794 года. В начале следующего года новое поселение получило своё новое имя, что, было также продуктом творчества Екатерины, переиначившей мужское наименование «Одессос» на имя женского рода – Одесса. Можно не вспоминать о том, что за весь период существования Одесса всегда, включая и наши дни, говорила и говорит преимущественно на русском языке, пусть и слегка сдобренном местными выражениями и произношением. Но обратимся к документам и серьёзным исследованиям на тему населения «жемчужины у Чёрного моря»…

Вот к примеру, недавно скончавшаяся замечательная американская исследовательница Одессы Патриция Херлихи (1930-2018), профессор истории Брауновского университета и автор нескольких книг. Она сорок лет изучала историю Одессы в архивах США, Европы, России и Украины. Её подробнейшая монография «Одесса. История. 1794-1914» выдержала уже два издания в США на английском языке, одно издание на украинском в Киеве и уже целых три издания на русском в Одессе. Обратимся же к этой достойной во всех отношениях книге, и посмотрим, что пишет Патриция Херлихи о национальном составе Одессы.

Самую первую перепись населения Одессы провёл ещё основатель этого города вице-адмирал Российского Императорского флота Иосиф де Рибас в 1795 году. И что же она показала?

В этот год в городе уже числилось 2349 человек. Перепись не учитывала дворян, чиновников, солдат и офицеров гарнизона, а также отдельное подразделение греческих и албанских (арнаутских) солдат.

«Зарегистрировано было 1679 мещан, 146 купцов, 240 евреев, 224 греков и 60 болгар – пишет П. Херлихи. Из 1845 русских треть составляли беглые крепостные». Итого, из общего количества населения, уже при самом зарождении города, русские составляли более 75% населения. И это, опять же, без учёта солдат, офицеров, чиновников и дворян, тоже без сомнения по большей части бывших русскими людьми!

Население города постепенно росло за счёт прибывающих из разных концов империи рабочих, матросов, мастеровых, мещан, купцов и оставшихся на постоянное место жительства, отставных солдат. К концу XIX века наблюдается бурный рост населения Одессы за счёт переселенцев из разных губерний России. Обратимся ещё раз к книге П. Херлихи.

"1 декабря 1892 г. участники проведения переписи, видимо, большей частью студенты университета, исследовали состав населения Одессы. (54) Всего они насчитали 338690 душ, из которых 161200 – женщин и 177490 – мужчин. Из этого количества примерно 58% назвали родным языком русский; в это число, видимо, входили украинцы и белорусы, не выделявшиеся переписчиками отдельно. Около 31% назвали родным языком еврейский, 3,8% говорили на польском, 1,6% на немецком и 1,56 на греческом. Также отмечены вкрапления других языков, но в меньшем количестве. (55) Всероссийская перепись населения 1897 г. проводилась более тщательно, на основе более точных показателей. (56) Так, ею различались по языку русские, украинцы и белорусы. В 1897 г. говорящие на этих трех языках составили 58% населения – точно так же, как пятилетием ранее. С другой стороны, количество говорящих на еврейском языке выросло – в качестве родного его назвали более 32% населения. Наблюдалось некоторое увеличение польско- и германоязычных, а доля говорящих на греческом осталась неизменной. (57).

Согласно переписи 1897 г., 166345 человек (41,2% населения) говорили на 50 языках, не считая родными три основных восточно-славянских. (см. таблицу 10.2)

Таблица 10.2

 Десять крупнейших групп населения по родному языку в городе Одессе, 1897 г.

 

 

 

Язык

Мужчин

Женщин

Всего

% от всего населения

1.

Русский

104173

89254

193254

50,78

2.

Еврейский

61156

62530

123686

32,50

3.

Украинский

13224

8302

21526

5,66

4.

Польский

11174        

5864

17038

4,48

5.

Немецкий

5253

4680

9923

2,61

6.

Греческий

3166

1847

5013

1,32

7.

Татарский

970

459

1429

0,36

8.

Армянский

929

470

1399

0,37

9.

Французский     

423

701

1124

0,30

10.

Белорусский

799

296

1095

0,29

  Источник: Перепись, 1899 – 1905

 

Со своими 56,7% населения, считавшими русский, украинский и белорусский языки родными, Одесса в 1897 г. была существенно менее «русским» городом, чем Москва, где 95% населения говорило на этих языках. Даже в Санкт-Петербурге, при всех его связях с Западом, 87% населения назвали один из этих трёх языков родным».

И далее читаем у Патриции Херлихи:

«Крупнейшая этническая группа состояла из тех, кто говорил на славянских языках. Среди славян преобладали русские, они составляли половину населения (50,78% в 1897 г.). Возможно, эта цифра преувеличена стремлением части нерусского населения записывать русский в качестве родного языка и, тем самым, причислить себя к политически доминирующей группе. В 1880 г., по мнению одного обозревателя, треть фамилий в городе была украинскими, но в 1897 г. менее чем один из десяти жителей называли украинский родным языком. (70) Хотя общая численность русской составляющей в населении Одессы спорна, несомненно, это была крупнейшая из этнических групп городского населения.

По своим занятиям большинство русских в Одессе относилось к категории занятости «частной службой и работой по найму» более, чем к какой-либо другой. Эта категория, включая некоторых предпринимателей и работодателей, в основном включала работников неквалифицированного труда: прислугу, поденных рабочих и т.п. Русские, занятые таким образом, составляли 15743 из 75983 мужчин. Второй крупнейшей группой русских (11734) были военнослужащие. На третьем месте шли строительные рабочие (5624). Меньшие, но весьма важные группы по 2 – 3 тыс. человек русских составляли занятые на транспорте (почтальоны, возчики и т.д.), в производстве пищи, сапожном ремесле, столярных работах и швейном деле. Все вышеперечисленные занятия имели относительно низкий статус в социальной иерархии. Но русские были также представлены на правительственной службе (2224), среди живших на доход с капитала (2616) и живших на земельную ренту (1954). Это категория высокопрестижная. В целом русские занимали низшие и высшие уровни одесского общества, но почти полностью отсутствовали в средних слоях социальной пирамиды, где находилось большинство лавочников и мелких ремесленников».

Итак, что же мы видим на основании всех этих статистических выкладок американской исследовательницы? А видим мы то, что в Одессе, изначально многонациональном городе, русские, тем не менее, всегда составляли подавляющее большинство. Причем американку Патрицию Херлихи сложно обвинить в подтасовках и манипуляциях, в силу ее непререкаемого авторитета в научном мире и полной политической незаангажированности.

Нынешние украинские «интеллектуалы» и разные «науковци» очень любят порассуждать о массовом переселении (или завозе) в Одессу и вообще все Северное Причерноморье, русского населения с территории РСФСР в период Советской власти. Но статистика – вещь бесстрастная. И надо сказать упрямая! И мы видим, что до революции 1917 года русское население Одессы составляло более половины от всего населения – почти 51 %. Второе место занимали евреи – 32,50 %. Собственно же украинцев (малороссов) было всего лишь 5,66 %, то есть почти в десять раз меньше чем русских.

Так какой же после этого город Одесса? Его можно было бы назвать русским, отчасти еврейским, отчасти многонациональным, но уж никак не украинским! Украинцы всегда составляли явное национальное меньшинство в этом городе. И к чему тогда нынешняя «бескомпромиссная» борьба современных властей Украины с наследием советских времен (т.н. «декоммунизация»)? Ведь именно благодаря Советской власти и коммунистам, Украина обрела нынешние границы, включив в себя исторические территории Новороссии, Слобожанщины, Буковины, Закарпатья и Галичины, никогда до этого не бывшие собственно украинскими. Таких территориальных подарков в истории, пожалуй и не припомнить больше… Да этим господам из Верховной Рады и правительства Украины, надо не памятники крушить советским вождям и улицы переименовывать, а прямо вслед за бывшим президентом Порошенко и нынешним Зеленским скромно выстраиваться в очередь к монументам «деятелям тоталитарного режима» и возлагать букеты и венки к их основаниям, как к истинным создателям Украинского государства.

И еще такой небольшой штрих, касательно Одессы, этой «Южной Пальмиры» («Северной Пальмирой» – как известно, является Санкт-Петербург)… В литературу, кинематограф и искусство разных стран и народов всегда входят какие-то определённые известные произведения, связанные с тем или иным городом или регионом. Точно также, как и некоторые писатели всегда ассоциируются у нас с какой-то местностью, где они проживали, или родились. Поэтому Одесса ассоциируется в русской литературе с произведениями и жизнью в ней А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.И. Куприна, И.А. Бунина, А. Грина, И. Ильфа и Е. Петрова, И.Э. Бабеля, Ю. К. Олеши, В.П. Катаева, К.Г. Паустовского, И.В. Солоневича и еще множеством других знаменитых русских писателей и поэтов.

И все это при удручающем молчании об Одессе собственно украинской литературы. Тарас Шевченко, например, никогда не был в этом городе и ни одного слова не написал про Одессу в своих «творах». Он, видимо, даже не отождествлял Одессу с Украиной-Малороссией, что вполне справедливо с его стороны. Галичанин Иван Франко, будучи австро-венгерским подданным, один раз заехал в Одессу на несколько дней подлечить здоровье, что, в общем-то, никак не отразилось в его творчестве. Получается какая-то гробовая стена молчания об Одессе со стороны буквально всех украинских «письменников». Наверное, это тоже говорит о многом…

Так что, как бы кому не хотелось, но Одесса с самого своего основания была форпостом империи на юге-западе страны (как Петербург на северо-западе, а Владивосток на востоке) и остается неразрывно связанная с русской историей и культурой - то есть по существу русским городом, лишь территориально, благодаря роковому стечению обстоятельств начала XX века, очутившаяся в составе современной Украины. Или, говоря словами старого еврейского анекдота, одесситы не виноваты, что вокруг Одессы Украину построили.

Ришельевская (Потемкинская) лестница. Открытка начала ХХ века

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. р.Б.Алексий

Киев,был до переворота 1917 года,абсолютно русским городом.Украинцы жили преимущественно в сёлах.Никто никому не мешал.Отличительная особенность нынешней Украины,везде сёла,не разорённые коммунистами.Программа Партии СССР по укрупнению сельских поселений,прошлась только по России(РСФСР) не затронув ни Украину,ни Молдавию.Коммунисты,сразу же разогнали Немецкую Поволжскую Республику,в постсоветское время немцев,где то в количестве 300 тысяч приняла Германия.Прицепом к ним,в процветающую Германию,уехало многочисленное советское разношерстное по нациям людское море.
Русский Иван / 21.06.2022, 12:08

3. Новороссия - многонациональная этнически и русская цивилизационно.

К Новороссии вообще и Одессе в частности нельзя подходить с этнографическими мерками Средней полосы или Центральной Украины. Новороссия, также, как и Северная Америка, и Австралия, и Южная Африка - продукт колонизации Нового и Новейшего времени. Строго этнически ее хозяева - запорожские казаки, которые увлеченно воевали с Польшей, Крымом и Турцией, и что греха таить, и походами в Московию тоже не брезговали. Причем запорожцы к малороссийским селянам вообще никакого отношения не имеют, так являются порождением степной кочевой, а не оседлой земледельческой цивилизации (подробнее см. Л.Н. Гумилева), и по этой причине запорожцам не нужно было освоение этого края, их вполне устраивал их вольный разнузданный образ жизни. Для освоения края России пришлось переселить их на Кубань, причем в реальности процесс оказался конфликтным и болезненным.

Все современные порождения колонизации являются культурно-цивилизационно частями породивших их метрополий. Мы считаем Северную Америку, Австралию и Южную Африку частями англо-саксонского мира, хотя строго этнически англо-саксов там далеко не большинство, и дело даже не в коренном населении, а в иммигрантах со всего света, которые были вынуждены принять правила первых колонистов - англосаксов, и таким образом стать частью англо-саксонского мира. В Новороссии дела обстоят ТОЧНО ТАКЖЕ, то есть не надо считать проценты крови у жителей, так как ни к чему, кроме пролития той самой крови это не приведет. Новороссия заселялась не только великороссами, но и теми же малороссами (они там такие же колонисты, как и все остальные), и греками, и армянами, и молдаванами-румынами, и (куда уж без них) евреями, а также немецкими и голландскими колонистами и много кем еще. Но все они заселялись под эгидой Российской Империи и их русскость как раз не этническая, а имперская, что очень надо ценить. Как раз с возрождения Новороссии может и начаться возрождение Российской Империи, так ее жители не страдают этническими комплексами Средней полосы, не ненавидят (а точнее боятся) паталогически кавказцев и других инородцев.

В общем, если хотите прекратить кровопролитие, то перестаньте считать проценты крови, а то дождетесь, что Кубанские казаки предъявят претензии на Новороссию, как свою историческую родину.
Алексей Строев / 21.06.2022, 09:10

2. Ответ на 1, Русский Иван:

В сталинской переписи 1937 года все западные города России,и города на Украине,Белоруссии имели почти 40 или 50% еврейского населения.Война разогнала евреев по всему миру и по всей России.Где,Вы спросите куда подевались исчезнувшие русские горожане?Понятно,где!

Перефразируя известное выражение "чья власть - того и религия", можно сказать, что чья власть -того и город. Да, автор прав - Одесса до революции 1917 года - русский город, но можно пойти дальше и сказать, что Киев - русский город, Москва -русский город. И что с того, что было раньше. Когда-то и Стамбул был Константинополем-Царьградом. Сейчас Одесса -русский город ? Киев - русский город? Москва - русский город?
р.Б.Алексий / 20.06.2022, 22:45

1. Максим Ивлев

В сталинской переписи 1937 года все западные города России,и города на Украине,Белоруссии имели почти 40 или 50% еврейского населения.Война разогнала евреев по всему миру и по всей России.Где,Вы спросите куда подевались исчезнувшие русские горожане?Понятно,где!
Русский Иван / 20.06.2022, 19:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Николаевич Ивлев
Расказачивание в Семиречье: как это было
104 года назад вышла директива Оргбюро ЦК РКП(б) о расказачивании
23.01.2023
Семиреченский Геродот
Казачий историк Николай Леденев
24.11.2022
Иосиф де Рибас
Необыкновенная жизнь и загадки биографии основателя Одессы
15.09.2022
Все статьи Максим Николаевич Ивлев
Политический кризис на Украине
Пытки, предательство и побег // Откровения о службе
в разведке Украины экс-офицера СБУ
19.11.2024
Политические партии Украины: симуляция демократии,
или «50 оттенков» политического спектра
07.09.2024
Украинские депутаты бояться креста, как чёрти
ладана: Нардепы почуяли зраду, увидев православные кресты в Раде
26.07.2024
Вся правда о произошедшем с Ириной Фарион.
Зачем в этом пытаются обвинить Церковь?
22.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00