В современной печати много пишут о происходящем в современном мире процессе расчеловечивания: человек теряет свои корни, принимает вредные для себя решения, жизнь представляется ему бесцельной, бессмысленной и случайной, он жаждет уйти в виртуальную или иную искусственно созданную реальность. Но так ли это? Эти заявления больше похожи на внушение человеку о неотвратимости пути расчеловечивания, чем на действительно существующую ситуацию.
На самом деле у человека нет иного пути, как только быть человеком, и поэтому любой шаг в сторону расчеловечивания - есть предательство по отношению к самому себе. Человек, понимающий это, никогда не пойдет против себя. Аргументы за то, что в виртуальности, искусственной среде тоже есть жизнь и даже интереснее, не могут сбить человека с толку. И уж тем более никто не может убедить кого-то, что жизнь бессмысленна и бесцельна, - ведь это будет означать, что человека на самом деле уже нет. Таким образом, убедить человека, что он не человек, не так уж просто. Скорее всего, это невозможно.
Однако человек может оказаться незащищенным от сторонних злонамеренных убеждений, и через обман может пойти по пути расчеловечивания. Вот почему так опасны для человека вредные источники информации, развращающие книги и ложные советы. Во все века за правдивостью получаемой человеком информации тщательно следило общество, возлагало большую ответственность на учителей и ограничивало распространение литературы, разлагающе действующей на неокрепшие души.
Сегодня, когда общество не столь зорко следит за опасностями, исходящими от проводников информации, обнаруживается много того, что направлено против человеческого мировоззрения, человеческих ценностей и самого человека.
ГРОЗНЫЕ ПРИЗНАКИ РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ
На сегодняшний день обнаруживаются три взаимосвязанные тенденции, направленные лично против человека и его близких. Они направлены на все человеческое: разрушение человеческого мировоззрения (в том числе языка), уничтожение человеческих ценностей (отказ классической системе ценностей в приоритете над видами потребления), угнетение человеческой жизни (все виды эксплуатации). Рассмотрим каждое античеловеческое направление подробнее.
Разрушение человеческого мировоззрения
Человек обладает человеческим мировоззрением. И пока оно у него есть, он остается человеком. А если мировоззрение перестает быть человеческим, то и сам человек оказывается под вопросом. Тогда начинается процесс расчеловечивания, который приводит к катастрофе личности.
«Почему всё не так, вроде, всё, как всегда?», - этот вопрос из песни В.Высоцкого лучше всего характеризует сегодняшнее состояние человека в мире. Только все ли люди так пронзительно и обостренно чувствуют невосполнимость утраты человечности? Ведь то, что утрачено, можно понять только по-человечески. Боюсь некоторым, особенно молодым, не понять ни актуальности контекста этого вопроса, ни нравственного звучания монолога человека, от имени которого исполняется песня «Он не вернулся из боя».
И все же вопрос: «Почему всё не так?», возникает у многих. И тот, кто задает его, тот небезразличен к тому, что сегодня происходит в мире.
А в мире уже звучит мысль о глобальном расчеловечивании, как уже о чем-то свершившемся, хотя человек на самом деле не может выбрать такого пути, ибо этот путь в никуда. Почему же вопрос о расчеловечивании так актуален, где закладываются его основания?
О подмене человеческой культуры на античеловеческую. Анализ учебника для 8-го класса.
Конечно, в первую очередь, необходимо проверять на предмет античеловеческого мировоззрения учебники. Особое внимание следует уделять искажениям и подменам понятий, а также выявлять противоречия.
Из-за невозможности в одной статье представить анализ всех учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, рассмотрим для примера в одном учебнике одну тему, - как понимается становление личности, - и разберемся, что привносится разрушительного в сознание детей.
Итак, Обществознание. Учебник для 8-го класса под редакцией Л.Н.Боголюбовой и Н.И.Городецкой, 3-е издание. Академический школьный учебник. Издательство «Просвещение», М., 2012.
В вопросе о становлении личности авторы учебника исказили педагогическую основу, которая еще задана К.Д.Ушинским. Педагог определил, что сознательный процесс создания гармоничной личности происходит через воспитание, главнейшую роль в котором играет воспитание нравственности. Что предлагают авторы учебника? В учебнике утверждается, что личность формируется под воздействием «факторов-агентов социализации», таких как семья, школа и др. Но ведь любому человеку понятно, что существующее спонтанное воздействие семьи, школы и других институтов не тождественно целенаправленному воспитанию, особенно если воздействие совсем не предполагает воспитательных задач. Отметим, что в учебнике сам процесс становления личности сводится к социализации (из словаря учебника: «социализация - процесс становления личности), а личность проходит три фазы: адаптации (освоение норм группы), индивидуализации (поиск индивидуальности и ее признания) и интеграции (лучшее применение своих индивидуальных свойств). Я передаю смысл в некотором сокращенной виде, но и так понятно, что речь идет о социальной адаптации человека к каким-то условиям, но совсем не о становлении личности. В учебнике отмечается, что при социализации важным является «успешное преодоление трудностей», но не объясняется, что значит понятие «успешное» и какие предполагаются «трудности». Непонятно, почему авторы не показывают различные научные подходы к выработке периодов становления личности и не стремятся рассказать о лучших личностных качествах.
В учебнике дается искаженное представление о личности. Появление нравственной стороны личности связывается не с воспитанием, а с переживанием боли и несправедливости в детстве. Не буду приводить пример с писателем Максимом Горьким, но если кому интересно, то обязательно посмотрите. В учебнике и нравственная, и безнравственная позиции рассматриваются как равные, якобы одинаково украшающие разнообразие мировоззрений. И та, и другая якобы говорят о неповторимости внутреннего мира человека.
В учебнике не только не раскрывается глубина понятия «личность», но и замалчиваются конечные цели и задачи личности. Авторы учебного пособия отмечают, что «стать личностью - это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности». Но ответа на вопрос, какие качества являются важными для общества, мы в учебнике не найдем, есть только общие слова о выборе профессии. Видимо, социализация вообще не требует развития каких бы то ни было личностных качеств, достаточны только успешное прохождение трудностей, индивидуализация и лучшее применение своих индивидуальных свойств.
После такого удара против личности, взрослому человеку не так просто прийти в себя, что уж говорить о ребенке.
Проведенные исследования показали, что в направлении против классических знаний о личности работают многие издательства: они издают литературу, учебники, дающие заведомо искаженное представлении о жизни и человеке. При изучении подобных книг закладывается основание расчеловечивания, которое в дальнейшем позволяет человеку принять искажение и подмену понятий, античеловеческие идеи.
Искажение, подмена понятий, вульгаризация смыслов
Первое, с чем сталкивается современный человек, - это с искажением понятий. Все информационное пространство просто напичкано новыми определениями: жизнь - это..., любовь - это... . При этом никто не говорит, что такие понятия превосходят любые возможные определения. Без опасности сузить смысл эти понятия можно определять только через более широкое понятие - Бог. Но всем намеренно через незамысловатые детские определения подсовывают античеловеческую тенденцию «обмельчания» смыслов. И такая поверхностность в определениях встречает современного человека на каждом шагу.
Второе, на что попадает современный человек - это замена понятий. Она происходит постепенно, сначала в смысл внедряется искажение, а потом совершается подмена. Это приводит к ужасающим последствиям - человек теряет свои корни.
Результаты анализа современных текстов показали, что так или иначе подмена смыслов проведена почти с третью основных понятий русского языка. Но отметим, что увидеть эти подмены можно только при рассмотрении понятий в системе классических ценностей. Важно понимать, что при подмене понятие утрачивает свой изначальный глубинный смысл, а не просто изменяет семантику. Лучше сказать точнее, - при подмене происходит отторжение глубинных смыслов.
Сейчас повсеместно внедряется следующая трансформация - не человек, а потребитель. Пока понятие «человек» сохраняет свой изначальный смысл, еще можно говорить о литературе, искусстве и языке. А вот с понятием «счастье» такая подмена уже прошла, - никто и не заметил. Счастье в СМИ стало «потребительским» словом. На самом же деле счастливый - не просто испытывающий в чем-то удовольствие, а чувствующий себя частью счастливого целого: и семьи, и социума, и города (села), и страны, и мира. Заметим, что понятие «счастье» во всех источниках СМИ уже стало банальной удовлетворенностью условиями своего бытия (в узком смысле - быта). Оно «прописывается всем» как реализация своих возможностей или проходит как успешная реализация своих способностей, и уж только вскользь говорится о счастье, как об осуществлении человеком своего человеческого назначения, что включает всё вышесказанное, но с обязательным осознанием себя частью счастливого целого. Ведь счастье на самом деле никак не связано с временным переживанием радости или искусственно получаемым удовольствием при приеме наркотических веществ. Только в единстве и в общей радости человек ощущает полноту и осмысленность жизни.
Третье, на что одни современные люди взирают с ужасом, а другие не обращают особого внимания, - вульгаризация языка. Эта страшная тенденция ведет к проблеме утраты языка. Эту проблему открыто подменяют вопросом о допустимости мата. На самом деле именно этот вопрос и запускает вульгаризацию понятий.
Что стоит за искажением, подменой и вульгаризацией понятий?
Не думаю, что надо отдельно подчеркивать, что искажение, подмена и вульгаризация понятий - специально осуществляемые акции против языка. Почему для осуществления плана разрушения личности недостаточно подмены смыслов? Дело в том, что язык очень подвижен и легко приспосабливается к любым условиям. Поэтому искажение смыслов и подмена не затрагивает языка мыслящих людей. Ну, назовите счастье чем угодно, а для человека оно все равно сохраняет глубинные смыслы и остается счастьем, - и никуда от этого не денешься.
Вот почему для системы, работающей против человека и его языка необходимо, чтобы подмена задела самого человека. Для этого используется высмеивание общечеловеческих смыслов, их аморализация, а еще точнее - дехристинизация. Да, за вульгаризацией языка скрывается именно это - борьба с христианской тысячелетней культурой. И эта борьба нацелена не столько против культуры и языка, сколько против самого человека, чтобы разделить людей, разрушить общие связи, уничтожить стремление человека к идентичности. Основной метод этой борьбы - генерирование ложных идей, внедрение их в информационное поле, незаметная подмена ими человеческих идей, нацеленных на истину, единство, справедливость.
Античеловеческие идеи против человечности
Все античеловеческие идеи исходят изначально от одной посылки - человек случаен, его можно не учитывать в системе мироустройства. Все идеи, получаемые из этого положения, становятся стихийным бедствием, сметающим человека.
Однако следует отметить, что само это положение известно с давних времен. Тогда оно показывало особую роль человека в мироздании. Всегда подчеркивалось, что человек не укоренен в мире. Разумность, нравственность всегда отражали превосходство человека над миром неразумным, не имеющим нравственных принципов. Так человеку отдается дань и предлагается другое пространство для человеческих задач и забот - собственная страна, где законы должны учитывать двойственность человеческой природы: как её животную, так и её нравственную сторону. Идеальной страны еще никто не видел, но попытки дать возможность нравственным людям жить по-человечески осуществлялись на протяжении всей мировой истории, но была и обратная тенденция.
На протяжении всей истории были попытки утвердить нравственного человека чем-то случайным и вывести его за скобки. Этому способствовали следующие две идеи:
- богоборческая идея, направленная против всего лучшего в человеке;
- эволюционная идея, дающая санкции против человека, ибо она утверждает ненаучный факт, что человек когда-то не был человеком.
Весь массив идей, появившийся в 20 веке от этих двух идей, можно трактовать в рамках идеи вседозволенности. Но только в 21 веке стало понятно, что все идеи, появляющиеся на основе богоборчества и теории эволюции, есть идеи, убивающие человечность.
Уничтожение человеческих ценностей. Война против человечности
В 21 веке началась открытая война против человечности. Она проводилась во все века, но в 21 веке стало открыто утверждаться, что единой для всех людей цели у человека нет. Так в законодательстве РФ произошла смена цели образования: изначальная единая для всех задача образования «формирование духовно-нравственной личности» сменилась на «развитие личности» (ст.2 п.1 закон об образовании РФ), и «развитие человека» (ст.2 п.2 закон об образовании РФ), однако не указывается, в каком направлении должно проходить это развитие. Возникает вопрос, а может целью образования стать, мягко говоря, - развитие человека в бесчеловечном направлении? И может ли развитие личности привести к ее обезличенности?
Продолжает войну против человечности всё, что поддерживает идею эвтаназии. Идея добровольно-вынужденного умирания старых и больных людей известна еще от древних отсталых культур. Идея эвтаназии стара как мир и даже в своем новом звучании она возвращает человечество в первобытность, но с элементами антигуманизма, античеловеческого неприязненного отношения к людям. Такой фашистский уклон в гуманном обличии получают и идеи, вырастающие из идеи эвтаназии: идея необходимости ограничения численности населения из-за опасности для кого-то голода, идея необходимости уменьшения количества пожилых людей в мире из-за экономических, финансовых или каких-то иных выдуманных проблем, любые виды угнетения человеческой жизни и другие бесчеловечные идеи.
Основная суть идеи эвтаназии - создать систему оправдания любых действий против человека и занять людей искусственно привнесенными трудностями. Особенно отметим работающую в этом направлении, идею «ювенального воздействия», в рамках которой самое главное - нанести серьезную моральную травму родителям и ребенку, видимо это и есть технология производства «трудностей».
На сегодняшний день идея эвтаназии проникает в самые разные сферы жизни. По сути, она выражает желание манипулировать человеком, а это бесчеловечно.
Сейчас много говорится о мире, который меняется, и за изменениями которого люди не успевают. И это так. Но стоит человеку остановиться и внимательно присмотреться к происходящим в мире изменениям, то он легко увидит, что изменения делаются ради изменений. В них нет иной цели, как только запутать человека, поставить его в сложную ситуацию, сделать так, чтобы люди почувствовали свою отсталость и неизбежность непонимания мира. И на фоне калейдоскопа происходящих событий легко вводить античеловеческие идеи под видом новизны. В круговерти событий легче преподать идею равнозначности любых идей, которая растворит всё нравственное и разумное, что выделяет человека из мира. В этом месиве обезличенности и бесчеловечности человеку трудно обрести истину, справедливость и единство, - всё, на чем базируется человечность, что является достоянием личности.
Угнетение человеческой жизни
Да всё, что направлено против человека, бесчеловечно. Но нет более бесчеловечного дела, чем угнетение человеческой жизни на основании имеющихся знаний о человеке. Ведь от большинства существующих способов, работающих против человека, невозможно защититься. Именно потому требуется особая забота, исходящая от общества и государства, о людях, поставленных в ситуацию выживания, - эта забота должна быть направлена на поиск источника угнетения человека, чтобы обеспечить лучшую защиту.
Однако если защита заблокирована, либо если ее совсем не предусмотрено, то против беззащитного человека окружающие злые люди действуют во всех направлениях. Но сильнее всего ударяют по человеку те способы, которые подкреплены античеловеческой идеологией. Выделим три основные тенденции, которые разрушают жизнь человека особенно основательно.
1. Антирелигиозная направленность позволяет ударить по всем сферам человеческой жизни. А основанием для такой атаки является мировоззрение, смешивающее в одно целое и добро, и зло. И в результате получается, что не существует ни добра, ни зла, а есть только силы, которые действуют в соответствии со своим представлением о природе материала и необходимости воздействия на него. В результате человек получает физические и психические воздействия. Современные новейшие технологии позволяют проводить это воздействие незаметно, но организм реагирует на эти нападения. Таким образом, появляется болезнь. Смешение добра и зла позволяет оправдывать существование болезни, социальное расслоение, потери и чьи-то личные неудачи и считать, что они получены по некоторому якобы случайному стечению обстоятельств.
При оправдании зла происходит ещё большее смешивание добра и зла, а любое нежелание искать источник зла делает борьбу добра и зла игрой, в которой заведомо проигрывает человек. Непрекращающаяся борьба добра и зла, не имеющая цели найти источник зла, несовместима с нормальной жизнью человека.
2. Антиморальная направленность против человека разделяет долг и человечность, разводит их в разные стороны. Получается, что человеку под девизом «ничего личного» позволяется совершать бесчеловечные поступки. Появляется некоторая каста, которая по причине выгоды, профессионального интереса, службы может действовать против конкретного человека, его близких и даже большой группы людей. При антиморальной установке негласно внушается, что человечность якобы мешает профессионализму и объективности, таким образом, официально появляется запрет быть человеком. Антиморальная тенденция формирует касту «манипуляторов».
3. Антисоциальная направленность против человека уничтожает общечеловеческие ценности, вырабатывая античеловеческие законы. В этом направлении работает любое изменение закона, не принимающее в расчет работу закона на перспективу. Например, принятый закон по Профстандартам лишает людей, имеющих прекрасное образование, возможности устроиться официально на работу, неофициально при этом берут.
Антисоциальная тенденция против человека приводит ко всем видам эксплуатации человека.
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КАТАСТРОФЫ
Может ли человек привыкнуть к утратам и потерям? Или все-таки необходимо что-то делать, чтобы началось восстановление человечности? Конечно, по-человечески, все-таки следует принять во внимание самого человека и дать ему жизненное пространство, в котором сохранится человеческое мировоззрение.
Очевидно, что, в первую очередь, требуется создать информационное пространство, в котором информация будет защищена и не будет подвержена действию «манипуляторов», которые насаждают античеловеческие бесчеловечные идеи, систему извращенного потребления, псевдокультуру и псевдонравственность.
Несомненно, что для поддержания востребованного каждым человеком информационного пространства требуется вернуться к человеческому мировоззрению, при котором будет поддерживаться классическая система ценностей.
Система классических ценностей, действующая в противовес античеловеческим установлениям, характеризуется:
1. Моральной и религиозной направленностью, - когда обязательно признается базовой максима о любви к ближним. Исходя из этого тезиса, становятся невозможными: безнаказанный обман, оправдание зла, угнетение чьей-то жизни, использование чьей-то жизни в качестве средства для чьих-то целей. А производителю придется делать продукцию, какую использует он сам и его близкие, а не какую ему максимально выгодно производить.
2. Информационно-доступной направленностью, - когда обязательно требуется наличие абсолютно открытых (без сносок на различные редакции) законов, общеизвестных и работающих для всех. Обязательно наличие всегда всех законов в общей доступности. Должно быть доступно всё, что сохраняет и поддерживает человечность, нравственность, человеческое достоинство и работает на безопасность всех людей. Если закон направлен на поддержание человечности, он действительно помогает и защищает человека.
3. Социальной направленностью, - когда при принятии всех законов и решений обязательной признается идея справедливости, как идея, сохраняющая человечность в мире.
Важно понять, что иных перспектив, как только восстановить классическую систему ценностей, у человечества нет. Человечество, решившее гамлетовский вопрос в пользу «быть», должно приложить все усилия, чтобы исключить влияние «манипуляторов» на каждого конкретного человека. Во всяком случае, каждый человек должен иметь защиту от тех, кто выживает из квартир, «гнобит» в школе или на работе, использует суд с целью принятия несправедливых решений, отбирает землю, не дает получить положенное по закону, продает некачественные товары, вредные продукты, предлагает услуги плохого качества и т.п.
Самое главное для человека - жить в человечном обществе и по человеческим законам. А против тех, кто имеет заговор «против беззащитных людей», должны быть выработаны жесточайшие меры защиты. И беззащитные (незащищенные) люди, а ими являются все, кто не планирует и не делает что-то против другого человека, должны превратиться в защищенных. И тогда античеловеческая идея, четко выраженная у писателя Павла Нилина в рассказе «Последняя кража», и звучащая следующим образом: «мир устроен для сильных, что только сильные имеют право на жизнь. Им представлены все удобства. И неважно чем занимаются они - грабежом, торговлей или коммерцией. В мире царствуют только деньги. И только деньгам покоряется человек», будет всеми признана античеловеческой.
Противопоставить античеловеческому мировоззрению можно только ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Человек не может породить разрушающее мировоззрение, его порождает только тот, кто не хочет быть человеком, кто видит других только средством для своих целей. Остановить натиск бесчеловечных законов, бесчеловечного мировоззрения можно только через признание уникальности человека в его универсальной единичности.
Предлагаю также ознакомиться со статьями Масловой И.В., похожего содержания:
- В статье «Катастрофа личности. Ситуация в образовании» показано, как постепенно человек теряет духовно-нравственные ориентиры, и общество попадает в ловушку разделения на касты.
- В статье «Катастрофа личности-2. Человек и система ценностей в обществе» показаны имеющиеся внешние причины, искусственно ставящие человеческое мировоззрение, основанное на системе классических ценностей, в разряд маргинальных человеческих представлений.
Маслова Инна Викторовна, канд. филос. наук