В этом смысле демократическая модель на Украине далеко не совершенна. Ибо, избирая депутатский корпус снизу до верху - от уровня сельского совета, до уровня Верховного Совета Украины, избирая сельских, поселковых и городских голов, до сих пор граждане Украины лишены одной из ключевых возможностей, связанных с выборами глав областных и районных администраций. Таким образом, граждане Украины, за исключением жителей Автономной Республики Крым в некоторой степени, лишены возможности формирования исполнительной вертикали власти в регионах, что, разумеется, существенно понижает уровень развития местного самоуправления на Украине, зачастую сводя его до декларативного состояния.
Для Украины, как государства, имеющего значительные исторические и культурно-языковые различия на уровне регионов, государства, представленного регионами с различными экономическими возможностями, отсутствие выборности в системе региональной исполнительной вертикали власти, отсутствие федеративных форм государственного устройства, является существеннейшим недостатком, провоцирующим развитие на Украине межрегионального противостояния, свидетелями чего мы являемся.
По сути дела, унитарное украинское государство, идея о создании которого зародилась на западе Украины, в отсутствии федеративных форм государственного устройства позволяет себе беззастенчиво эксплуатировать одни регионы Украины - русско-культурные, индустриально развитые регионы-доноры Юго-Восточной Украины - и создаёт систему искусственных преференций в экономической, политической и гуманитарной сферах для представителей украиномовных, преимущественно аграрных регионов Западной Украины.
За годы политической независимости на Украине сложилась парадоксальная ситуация, исторический аналог которой присутствовал в Соединённых Штатах Америки в XIХ в. во взаимоотношениях между северными и южными штатами. Там также, аграрный, рабовладельческий Юг долгое время диктовал условия промышленно развитому Северу.
Чем это в результате всё закончилось - хорошо известно: гражданской войной. Необычайно жестокой и кровопролитной, между прочим...
Естественно, в той войне победу одержал промышленно развитый Север, который не захотел терпеть нравы рабовладельческого Юга.
Таким образом, мы имеем исторический пример, который наглядно показывает, к чему может привести межрегиональное противостояние, сложившееся (и это уже ни для кого не секрет...) в наши дни между Западом с одной стороны, и Востоком, Югом Украины и Крымом - с другой.
Если кого-то смущают подобные аналогии - советую посмотреть на то, что сегодня происходит в украинском парламенте.
К счастью, политические баталии пока происходят только в парламенте. Но если все эти эмоции выплеснутся на улицу, то остановить насилие будет крайне сложно. Тем более сложно, так как за позициями, декларируемыми представителями Юго-Востока и Запада Украины, отчётливо видны интересы мировых держав, для которых карта нынешней Украины - это всего лишь шахматная геополитическая доска. Не более того!..
Я ни в коем случае не склонен заниматься "пророчествами", и не призываю к насилию. Но, как депутат Верховного Совета Крыма, в подтверждение своих слов скажу прямо: крымчане предпримут все необходимые меры и, если потребуется, примут международную помощь для того, чтобы на крымской земле никогда не было НАТОвских солдат и НАТОвских баз. Крым никогда не будет в НАТО, и в Крыму всегда русский язык будет государствообразующим.
Что же касается Черноморского Флота Российской Федерации, то крымчане относятся к нему как к своему родному! Поэтому, можно догадаться, что ни до 2017 г., ни после, Черноморский Флот России не покинет базу в Севастополе. Юго-Восток Украины и Крым к этому не стремятся, а Россия уже далеко не та, чтобы так просто взять и вывести Черноморский Флот с его вековыми традициями из Севастополя - Города-героя, Города Русской военно-морской Славы.
Ни один современный, реальный российский лидер, глядя на то, какие отношения складываются между Востоком и Западом Украины, не пойдёт на вывод Черноморского Флота из Севастополя. К тому же, следует полагать, что к 2017 г. в Крыму будет такая власть, а Юго-Восток Украины будут представлять такие политические силы, что Киев в итоге согласится пролонгировать договор о базировании Черноморского Флота России в Севастополе ещё лет на 100. Предлог будет найден.
Это обстоятельство следует, наконец, уяснить украинским националистам.
Но какой же выход из сложившейся ситуации можем предложить мы - представители восточного геополитического вектора Украины?
Как ни странно, этот выход подсказывает нам опыт всё тех же Соединённых Штатов Америки, к которым, в силу сложившихся политических традиций, мы не испытываем особых симпатий.
Американцы, завершив кровопролитную Гражданскую войну, сохранили свою федерацию, позволив и южным и северным штатам сохранить свою внутреннюю самостоятельность. И это спасло Соединённые Штаты Америки от неминуемой гибели. Отцы американской демократии, следует признать, раньше других усвоили простую истину: на установлении насилия, принуждения, диктатуры - невозможно построить фундамент прочной государственности. Природа человека и общества этого не терпит.
В этом смысле переход двуязычной, двукультурной, двуполярной Украины к федеративной модели государственного устройства - это последний шанс к выживанию!
Идея федерализма сама по себе на Украине не нова. Однако до сих пор Украина не смогла перейти к федеративной модели государственного устройства, в основе чего видны две политические первопричины.
Первая из них заключается в том, что во многом паразитирующая западно-украинская политическая элита, представляющая дотационные регионы Украины, используя своё влияние на подконтрольные ей массы галичан, и соответственно, присутствие в центральных органах власти, жестко блокирует любые попытки, связанные с переходом Украины к федеративному устройству, справедливо усматривая в этом угрозу своим личным, корыстным интересам. Ибо, в случае перехода Украины к федеративному устройству, представителям западно-украинской элиты придётся, что называется, протягивать ножки по одёжке... Ни какого волевого, административного перекачивания средств с востока Украины на запад в таком случае не будет. А, значит, не будет и политических привилегий для представителей западной Украины.
И тут галичанам уже будет не до менторского тона, какой до сих пор сквозит в отношении к жителям юго-восточных, русско-культурных регионов Украины. В условиях федерализма представителям Западной Украины придётся уважать мнение тех, кто в первую очередь содержит Украинское государство и, конечно же, считаться с ним!
Вторая причина, вследствие которой идея федерализма не смогла реализоваться на Украине, заключается в том, что до сих пор на Украине не было политической силы способной эту идею практически реализовать, а, точнее сказать, способной вынудить представителей Западной Украины с ней согласится.
Коммунистическая партия Украины, опирающаяся главным образом на поддержку жителей юго-восточных регионов Украины, в своей идеологической основе к федеративной идее изначально была не предрасположена. Другая крупная политическая сила, располагающая схожей электоратной базой - Партия регионов, провозгласив свою федеративную инициативу, увы, тут же про неё забыла, как забыла и про многие другие свои обещания...
Поэтому, если говорить теперь о предстоящем в Северодонецке Съезде депутатов всех уровней, то, очевидно, нам - представителям восточного геополитического вектора Украины - следует говорить, прежде всего, о втором Северодонецком Съезде как об отправной точке, которая положит начало процессу создания мощной, ведущей в регионах Юго-Восточной Украины политической силы, способной добиться принятия общенациональных решений, предусматривающих переход Украины к федеративному государственно-политическому строительству.
Потенциально, это может быть Партия регионов, возможности которой ещё далеко не исчерпаны. Но не исключено, что ситуация выведет нас на создание другой партии, к примеру: Федеративной партии Украины.
В конце концов, на данном этапе, это не столь важно.
Но важно то, что "Северодонецк - 2" обязательно должен стать отправной точкой в процессе будущего перехода Украины к федеративному устройству - к созданию Федеративной Республики Украины!
И если в ближайшее время мы не решим этой важнейшей задачи, не развернём политический процесс в направлении федерализации Украины, то нас постигнут тяжёлые времена, а унитарную Украину, в исторической перспективе, - мучительная гибель.
Олег Слюсаренко,
председатель исполкома Русской общины Крыма,
депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым