Человечество стоит перед фактом нарастающего внедрения роботов и искусственного интеллекта во все сферы жизни. Уже в обозримом и даже ближайшем будущем прогнозируется сокращение, порой тотальное, рабочих мест по причине их роботизации.
Количество людей выброшенных с рынка труда может исчисляться огромными числами. Почти апокалиптические прогнозы такого типа весьма популярны.
Ждет ли человечество второе изгнание из максимального в истории уровня потребления. Ведь с точки зрения простого набора человеческих потребностей, можно сказать, что уже есть некое подобие рая на земле. Оно в исключении трудностей при преодолении расстояний, возможности иметь хлеб без пролития пота, в не опасении множества болезней, от которых ранее человек был беззащитен, и во многом другом, от выращивания зубов, строительных, пищевых технологий до средств связи, что собственно создает сегодня социально-экономическую ткань отношений по выживанию человека.
Куда денутся в ближайшие десятилетия, если не годы, множество сельхоз и промышленных рабочих, обслуживающего персонала, водителей, всевозможных контролеров, людей интеллигентного труда, юристов, инженеров, слесарей и техников, учителей, врачей множества специализаций и других специалистов, если их функциональные обязанности будут исполнять умные машины?
И как станет существовать человечество, если множество населения вдруг останется не у дел? Будет ли его содержать экономика роботов, создавая товары, пищу, условия жизни человеку? И чем будет занят тогда человек? Сможет ли в своем большинстве заниматься доступным трудом для саморазвития, а не в целях добывания хлеба, если таковая цель отпадет, по причине обеспеченного достатка, или будет деградировать, вытесняемый из всех сфер профессиональной деятельности?
Ведь если мир продолжит жить в парадигме прибыли, то в роботизированной экономике, собственно и возникающей по причине ее высокой прибыльности, прибыль как цель деятельности уже не только людей, но по преимуществу уже роботов, останется определяющей.
Я сейчас хочу сказать даже не о борьбе за выживание в соревновании человека с машинами, и не о планомерном выходе человека из производственных и иных создающих товары и услуги процессов, и даже не о замене потребителя-человека потребителем- роботом, и не о признании роботов личностями с соответствующей правоспособностью, что уже является предметом обсуждения в сферах правовой науки и политики. Я хочу сказать о другом.
О том, куда в принципе может деться человек, вытесненный из сферы материального производства и услуг более экономичным и эффективным роботом?
Где сфера, в которой человек может присутствовать исключительно и безраздельно без риска конкуренции с интеллектуальными машинами, возможно даже признанными личностями?
Представляется, что в таком контексте любая материальная деятельность, включая даже любое художественное творчество, которое тоже всегда процесс материальный, перестанет быть сферой применения исключительного человеческих усилий. Прогнозы таковы, что со временем роботы, наделенные искусственным интеллектом, смогут уметь все!
Но вот способности верить в духовный источник материального мира, религиозной способности общаться в духе с Богом, способности готовить себя для этого, возрастать в вере в Бога, понимать Его волю и испытывать блаженство в этом общении, такой способности роботы не обретут никогда.
Именно эта сфера является единственной, в которой может спастись человек как личность, не опасаясь конкуренции машин.
Конечно, возникает вопрос, как уход в эту недоступную машинам сферу позволит человеку сохранить контроль над происходящим в мире?
Как сочетать наряженное на уровне контролера присутствие в мире насыщенным искусственным интеллектом, с которым интеллект человека предположительно состязаться не сможет, и глубокую религиозную жизнь, которая предполагает минимизацию присутствия в обычном мире, тем более таком сложном и вероятно непредсказуемым, как мир интеллектуальных, и, как прогнозируется, даже имеющих желания машин?
В этой связи картины Апокалипсиса данные в системе образов, доступных пониманию человека древнего мира, не есть ли картины уничтожения человека высокоинтеллектуальными роботами?
И в какой момент откроются законсервированные с изгнанием из Рая возможности человека?
Как известно, мы используем до 3-5% возможностей своего мозга. В остальной части мозг бездействует. Включаться ли, возможности нашего мозга в борьбе за выживание с высокоинтеллектуальными роботами или в связи с иными проблемами, которые могут стимулировать такие процессы, либо все произойдет так, как предсказано Апостолом Иоанном?
Во всяком случае, очевидно следующее.
- Человечество уже не откажется от экономически эффективной и соответственно прибыльной роботизации.
- Развиваясь в парадигме экономики прибыли, роботизация неизбежно ведет к снижению спроса на человеческий труд.
- Уходя из сферы труда, человек как личность сможет сохраниться только в сфере религиозной жизни.
- Сфера религиозной жизни никогда не сможет быть доступна машинам. Следовательно, эта сфера либо станет им враждебной, либо эта сфера каким-то образом должна быть табуированной для искусственного интеллекта.
Управление будущим из одного корыстного, сиречь экономического расчета, на сегодня является уже примитивным управлением.
Человек будущего нуждается не в потреблении, а в духовности. А в министрах образования, я уж не говорю о министрах экономики и других, у нас десятилетиями сидели примитивные атеисты, которых по большому счету уже и просто образованными людьми нельзя считать.
Вообще принципом подбора на госслужбу уже давно должна быть глубокая религиозность кандидата. Потому как время примитивных атеистов прошло.