К вопросу о создании Комиссии по реабилитации Распутина

0
1147
Время на чтение 13 минут

Данная статья оппонирует священнику Александру Шумскому, а именно его заявлениям, сделанным в публикации «Почему я против создания «Народной Комиссии» по общественной реабилитации Григория Распутина». Но прежде хотелось бы вернуться к его ранней статье «Трезвомыслие или экзальтация? (к вопросу о канонизации Григория Распутина)». Критику на неё я уже писал, но потом отозвал свою публикацию, поскольку увидел в ней ошибки. Теперь, после правки, оппонируя отцу Александру начну с критики именно этой его статьи.

В своей статье «Трезвомыслие или экзальтация? (к вопросу о канонизации Григория Распутина)» священник Александр Шумской написал, что не видит «никаких стопроцентных аргументов в пользу «святости» Григория Ефимовича Распутина». Во-первых, непонятно, почему слово святости взято в кавычки? Странное заявление. Если о. Александр стопроцентных аргументов святости Распутина не видит, то может быть пятьдесят или хотя бы десять процентов все-таки видит? Читая дальше, я понял, что не видит он ничего и, кажется не желает видеть. Вот что о. Александр написал далее: «Полагаю, что Григорий Ефимович был сложной и неоднозначной личностью. Об этом, в частности, свидетельствует оценка, данная Распутину директором департамента полиции, генералом П.Г.Курловым. Отрицательно относились к Григорию Распутину преподобномученица Елизавета Фёдоровна, а также уважаемые владыки Феофан (Быстров) и Ермоген (Голубев). Это те люди, которые знали его лично. Почему я должен верить не им, а неким современным «великим» сказочникам, которые уже поторопились написать «икону» Григория Распутина и служат перед ней молебны и читают самочинные акафисты?»

Во-первых, что это за епископ Ермоген (Голубев)? Вообще-то он не знал Распутина, был архиепископом Калужским и Боровским и скончался в 1978 году. Распутина близко знал епископ Гермоген (Долганов), но о нем, как и о сказочниках скажем немного ниже. Про Курлова сказать могу лишь то, что если о. Александр начитался его воспоминаний в издательстве "Захаров", то это печально. Издательство провокационное, издает фальсификации. А вот доктору филологических наук Татьяне Мироновой я совершенно доверяю. Вот какие высказывания генерала Курлова о Распутине она приводит в своей книге «Григорий Распутин: оболганная жизнь, оболганная смерть»: «Генерал П.Г. Курлов в 1923 году в Берлине издал книгу "Гибель императорской России". Генерал никогда не принадлежал к кругу Григория Ефимовича, и ненавистники старца не могут обвинить его в предвзятости, кроме того, он директор Департамента полиции, товарищ министра внутренних дел... Курлов описывает Распутина таким, каким сам его видел. "Я находился в министерском кабинете, куда дежурный курьер ввел Распутина. К министру подошел худощавый мужик с клинообразной темно-русой бородкой, с проницательными умными глазами. Он сел с П.А. Столыпиным около большого стола и начал доказывать, что напрасно его в чем-то подозревают, так как он самый смирный и безобидный человек... Вслед за тем я высказал министру вынесенное мной впечатление: по моему мнению, Распутин представлял из себя тип русского хитрого мужика, что называется - себе на уме, и не показался мне шарлатаном" (15, с.312). "Меня поразило только серьезное знакомство Распутина со Священным писанием и богословскими вопросами. Вел он себя сдержанно и не только не проявлял тени хвастовства, но ни одним словом не обмолвился о своих отношениях к Царской Семье. Равным образом я не заметил в нем никаких признаков гипнотической силы и, уходя после этой беседы, не мог себе не сказать, что большинство циркулировавших слухов о его влиянии на окружающих относится к области сплетен, на которые всегда так падок Петербург" (15, с.317). При новой встрече с Курловым "Несколько раз пришлось мне говорить с Распутиным в последние месяцы его жизни. Я встречался с ним у того же Бадмаева и поражался его прирожденным умом и практическим пониманием текущих вопросов даже государственного характера" (15, с.318).

Что же касается мнений о Распутине преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и владыки Феофана (Быстрова), то это вопрос долгий. Но очень даже детально он разобран в опубликованной с свое время на РНЛ статье «Великая княгиня Елизавета Федоровна, епископ Феофан (Быстров) и Григорий Распутин». Там есть обстоятельные и глубоко аргументированные ответы на все недоумения, касающиеся этой темы. Вывод, подтвержденный документами только один - прпмч. Елизавета и владыка Феофан были сознательно введены в заблуждение некими «документами», сфальсифицированным в недрах «охранки». Вы бы о. Александр сначала попробовали хоть как-то оспорить этот вывод и уж тогда бы заявляли, что мнению прпмч. Елизаветы и владыки Феофан можно верить.

Кстати, почему бы вам не поверить святым страстотерпцам - Царю Николаю и Царице Александре, которые почитали старца Григория за святого. Ведь по своему положению они знали о Распутине практически всё, а когда в чём-то сомневались, то производили негласные проверки негативных фактов. Однако ни одна из многочисленных проверок не подтвердила такие «факты» и потому не изменила их мнение о праведности Григория Ефимовича. Вот что, например, сказал Царь-мученик обер-прокурору Святейшего Синода А.Д. Самарину на его обвинения Распутина: «Послушайте, Самарин, ведь Вы признаете Ее Величество и меня людьми верующими?.. Как же мы могли бы допустить возле себя человека, такого, каким вы изображаете Распутина? Ведь мы не дети».

Сказано это не только Самарину, но и нам. Нам в укор сказано! Как можно почитать Царя и Царицу и в то же время не доверять их мнению? Они что?! Дети?! Или они были настолько недалёкими людьми, что их было легко обмануть? Но ведь это уже прямое непочтение памяти Царственных мучеников, непочтение их Царственного служения!

Далее о. Александр приводит в пример такого «антираспутинца», как свщмч. Еермоген, (только не Алексеев, как у него пишется, а Голубев и не Ермоген, а Гермоген). Так вот этот епископ характеризовался его современниками, как человек еще более противоречивый, чем Григорий Распутин. Но к чести святой памяти священномученика Гермогена, он в конце жизни примирился с Распутиным и переживал то, что поверил компромату на Распутина созданному иудой от РПЦ иеромонахом Илиодором (Труфановым).

А теперь вернемся к оценке Григория Распутина всероссийским старцем протоиереем Николаем Гурьяновым, которой о. Александр почему-то не верит. Как он пишет в своей статье «Единичные недостаточно проверенные ссылки на мнение старца прот. Николая Гурьянова ни в чем не убеждают, потому что равновеликие им старцы (например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) давали весьма сдержанную оценку Распутину».

Это уже ни в какие ворота... Интернет пестрит видеозаписями, на которых старец Николай с иконой Григория Распутина в руках говорит о святости Распутина. Как можно после этого говорить о «недостаточно проверенных ссылках на мнение старца прот. Николая Гурьянова» И почему вас о. Александр это не убеждает? Да, вероятно, старец Иоанн Крестьянкин давал сдержанную оценку Распутину. Хотя я пока никаких его оценок Распутина нигде не читал. Зато мне совершенно точно известно, что положительную оценку Распутину дал старец Кирилл (Павлов), а старец Иероним (Верендякин) почитал Распутина за святого. Но не будем здесь считать по количеству - кто за, а кто против. Не это является основанием для канонизации того или иного праведника. Но прежде чем поговорить о канонизации, не могу не обратить внимание на бестактные высказывания о. Александра Шумского относительно почитателей Распутина. «Великие сказочники... поторопились написать «икону» Григория Распутина и служат перед ней молебны и читают самочинные акафисты ... это и есть та экзальтация...»

Согласно этим словам о.Александра экзальтированным великим сказочником был приснопамятный старец Николай Гурьянов. Как говорится приехали... И при чем здесь иконы и акафист? Например, задолго до канонизации писались акафисты и иконы преподобному Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому и другим святым. И акафист старцу Григорию Распутину у его почитателей отнюдь не самочинен. Он был издан святой Царицей-мученицей сразу после его мученической кончины и широко разошелся в народе. Между прочим, за чтение этого акафиста большевики приговаривали верующих к расстрелу (документально такой факт описан в моей книге «Григорий Распутин. Прозрения, пророчества, чудеса»).

А теперь надо сказать по поводу статьи о. Александра Шумского «Почему я против создания «Народной Комиссии» по общественной реабилитации Григория Распутина». Какие же доводы в ней приводит уважаемый священник? Оказывается, он в этом деле боится некоей экзальтации, которая может привести почитателей Григория Распутина к сектантству. Знаете, отец Александр, если волков бояться, то и в лес ходить не надо. Вы мне скажите вокруг какого святого не было и нет экзальтации? Около такого непререкаемого святого, как Сергий Радонежский и то есть экзальтация - множество паломников едут к его мощам, чтобы избавить от бесов своих родных, друзей, соседей. А вспомните экзальтацию вокруг святого праведного Иоанна Кронштадтского. Иоанниты - они же в целую секту превратились. Вспомните еще и «Пелагиан» и других не по разуму почитателей святости того или иного праведника. Это я опять же к тому, что если волков бояться, то и в лес ходить не надо. А что касается «разгорячения крови», то может быть пусть уж лучше она горячится, чем будет теплохладной... Как сказано в Откровении Иоанна Богослова «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Откр. 3:15).

Не согласен я и с другим утверждением отца Александра: «Хотят того создатели «Народной Комиссии» или не хотят, но она вступает в противоречие с Синодальной комиссией по канонизации святых». Ну и что следует из этого, уважаемый священник? Да, мы, как члены Русской Православной Церкви не согласны с выводами сделанными в этом докладе (но отнюдь не комиссии, которая по этому делу никаких документов не приняла. !!!).

Паки и паки повторю свои слова из прежней моей статьи: «после создания Комиссии, дискуссии о Григории Распутине будут только нарастать. Но, по-другому никак. По большому счету противоречивые взгляды на Григория Распутина будут иметь место до тех пор, пока не состоится его общественная реабилитация. Так, Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих телевизионных выступлений в отношении Царя Иоанна Грозного и Григория Распутина совершенно справедливо сказал: «Если возникнут новые исторические данные, тогда нужно настаивать на исторической реабилитации этого человека и нужно этот процесс организовать, создать комиссию беспристрастных исследователей, историков и постараться действительно воссоздать подлинный облик этого человека».

А ещё с чем я совершенно не могу согласиться, так это со словами отца Александра о чудесах. Вот что он пишет он на РНЛ о Комиссии по реабилитации Распутина: «Главная задача «Комиссии» заключается в сборе свидетельств о благодатной помощи Григория Распутина. Я не сомневаюсь в том, что «свидетельств» будет собрано очень много. В основном - от наших замечательных и впечатлительных православных женщин. Я уже давно служу в Церкви и по опыту знаю, как зачастую формируются в экзальтированном сознании свидетельства о той или иной «чудесной помощи». После сбора этих «свидетельств», насколько я понимаю, предполагается их передача в Синодальную комиссию по канонизации святых. Да простят меня члены «Народной Комиссии», но я не думаю, что в Синодальной комиссии серьёзно отнесутся к этим «свидетельствам». Очень даже хорошо будет, если они серьёзно отнесутся к этому и опровергнут ваши, отец Александр слова: «Я уже давно служу в Церкви и по опыту знаю, как зачастую формируются в экзальтированном сознании свидетельства о той или иной «чудесной помощи». Почему я это говорю? Потому что на опыте пережил, что значит безо всякой экзальтации обращаться к старцу Григорию. Это долгий разговор, но самое важное вы можете узнать по ссылке.

Еще раз напомню - отец Александр пишет: «Да простят меня члены «Народной Комиссии», но я не думаю, что в Синодальной комиссии серьёзно отнесутся к этим «свидетельствам» Это уж как хотите, так и думайте, отец Александр. Только согласно правилам Русской Православной Церкви, одним из основных критериев канонизации является народное почитание праведника. К сведению - такое почитание началось еще при жизни старца Григория, продолжилось после кончины и через страшные атеистические годы дошло до нас. Причем я вижу это почитание не только среди мирян, но и среди известных в РПЦ авторитетных архиереев, протоиереев и священников, а также архимандритов, иеромонахов и монахов. Скажете, что помимо почитателей есть и не почитатели? Так они у каждого святого были. Я, например, знаю таких православных и даже воцерковленных людей, что до сих пор не признают святости Царя-мученика Николая, но «подчиняются соборному решению».

Чего же еще не хватает для канонизации Распутина? Чудес? Документальных свидетельств о чудесах, свершенных старцем Григорием, как при жизни, так и после кончины, и в наше время, более чем предостаточно.

Еще один критерий совершенно необходимый для прославления - это благочестивая жизнь. В отношении этого много чего можно говорить, однако ограничусь высказыванием богослова Ф.Н. Козырева: «Если уж судить человека по обычным нравственным меркам, то почему бы не обратить внимание на то, что Распутин за всю свою жизнь никого не преследовал, не злословил, не обижал, не угнетал? Есть хорошее и простое правило: чтобы понять, что собой представляет человек, надо посмотреть, как чувствуют себя люди, зависящие от него. Григория Ефимовича обвиняли в самых страшных грехах, но для вынесения ему обвинения катастрофически не хватает одной детали, а именно - пострадавших. Даже после его смерти не нашлось человека, который свидетельствовал бы против него. Все же, кто знал его близко, любили его: жена, и дочери, и царские дети».

А пострадавших от «злого гения» попросту нет. Даже когда Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства официально обратилась к «пострадавшим» женщинам с просьбой подать заявление о совращении их Распутиным, в комиссию не поступило ни одного обращения. Все рассказы о том, что Распутин был блудник, оказались фикцией. Такой же фикцией оказались и россказни о его пьянстве. Примеров злых дел Григория Ефимовича не находится. И, наоборот, предостаточно примеров того, что он делал людям добро - благотворил, утешал, раздавал деньги нуждающимся, заступался за неправедно гонимых, научал жить в православной вере, исцелял силой своих молитв пред Господом.

И последнее замечание. Вышеперечисленные критерии канонизации Русской Православной Церковью использовались в течение столетий и были зафиксированы Священным Собором 1917-1918 годов. Но вот еще какая штука. В Определении этого Собора сказано: «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его».

Из этого очевидно, что критерий чудотворения является основным, так как о первых двух критериях судят люди, а чудо - это Богом явленное свидетельство святости православного христианина, ведущего церковную жизнь. Профессор Е.Е.Голубинский на этот счет пишет, что «единственным общим основанием для причтения усопших подвижников благочестия к лику святых, иначе - для их канонизации, служило в нашей Церкви прославление подвижников даром чудотворений или еще при жизни, примеры чего известны, или, как это было наибольшею частью, по смерти».

К чему я это привожу? К тому, что были все основания создать Комиссию по реабилитации Григория Распутина церковную и дать определение явным чудесам, свершенным Григорием Распутиным при жизни и свершаемым ныне по молитвам к нему. А это может произойти только в рамках подготовки его к канонизации, которая нужна конечно же не Распутину, а нам. И никакого раскола она не вызовет. Она только выявит кто действительно, выражаясь словами о. Александра, является экзальтированным великим сказочником, а кто нет.

Вообще же вопрос об отношении к Распутину имеет принципиальное значение для оценки самодержавного правления святого Царя Николая Второго и для оценки монархии в целом как Богом установленной власти. По сути клевета на Распутина - это специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших исторических, национальных и духовных ценностей, которые заключались в Уваровской триаде «Православие, самодержавие, народность». Это препятствие было создано для того, чтобы помешать нам возвратиться к этим ценностям. Не очистив светлое имя Григория Распутина от грязи и клеветы, мы не сможем не только реабилитировать в широком народном сознании монархию, но и осознанно почитать Царственных мучеников.

Совершенно справедливо сказал Олег Платонов, что клевета на Распутина, возведённая оголтелыми деятелями либерально-революционного движения в Царской России, продолжает и сегодня жить, и процветать, поскольку и в наше время живут и процветают прямые наследники либеральных революционеров-богоборцев, разрушивших православное русское православное Царство и желающих разрушить нынешнюю Россию. Вот почему надо ставить вопрос о канонизации Григория Распутина. Только в рамках подготовки к Соборному решению по этому вопросу можно очистить и Распутина, и Православную монархию и русскую историю от клеветы. Очистить и увидеть истинную русскую идею: «Православие, самодержавие, народность». Ведь Григорий Распутин был носителем монархической русской идеи, был символом православного русского народа, определяющего своё бытие как жизнь за Веру, Царя и Отечество. За это он и был убит врагами русского самодержавия. За это он был ненавидим пришедшими к власти интернационалистами-большевиками, душившими все проявления русского духа, за это его втаптывают в грязь нынешние либералы-русофобы. Распутин ненавидим ими за то, что является символом верности священной триаде «Православие, самодержавие, народность», которая концентрированно выражала русскую национальную идею. Сегодня, пусть крайне медленно, но идёт возвращение нашего народа к этой идее, и враги России опасаются, что с реабилитацией Распутина начнётся серьёзное осмысление священной триады и воплощения её в русской народной жизни.

Оттого и злобствуют русофобы, оттого и клевещут на православие (в лице священников-черносотенцев в Царской России), на самодержавие (в лице Царя-мученика) и на народность (в лице Распутина). Таким образом, вопрос о Григории Распутине напрямую связан с вопросом русской идеи, одним из символов которой он был.

Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань

Источник: ИМ Зерна

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

96. Ответ на 91., eka:

... Уровень собеседников такой, что ты чувствуешь себя как в своей тарелке, катакомбники, кликуши и Миша, Ершов....

Вова, ты бы на себя взглянул со своими марсами и юпитерами. Ты вообще с какой планеты сюда прилетел? :))
М.Е. / 04.04.2017, 09:30

95. Re: К вопросу о создании Комиссии по реабилитации Распутина

Патриарх у нас бывали разные. Учили тоже по-разному. Патриарх Никон и Патриарх Алексий 1. или, наоборот. Патриарх Гермоген и патриарх Тихон.
Lucia / 04.04.2017, 07:36

94. Re: К вопросу о создании Комиссии по реабилитации Распутина

К счастью, комиссия создана.значит,порядочные люди преобладают.
Lucia / 04.04.2017, 05:57

93. Ответ на 86., М.Е.:

Игумения Георгия об о. Николае Гурьянове и Распутине: "По поводу же Распутина — я никогда от батюшки не слышала ни слова, часто я бывала у батюшки в келье, и вместе с матушкой игуменьей Варварой Пюхтицкой была в последний год жизни батюшки. Никакой иконы Распутина на стене, а тем более в святом углу, мы не видели. К сожалению, сейчас очень многое придумывают и сочиняют на батюшку."Потерпел батюшка от гроянов женского и мужского пола. Царствие ему Небесное!

Серьёзный компромат на Григория Ефимовича. Миша, а ты часом не в прелести?
eka / 04.04.2017, 04:26

92. Ответ на 87., М.Е.:

Из воспоминаний игумении Георгии,настоятельницы Горнего монастыря в Иерусалимеhttps://vk.com/topic-718666_7013049

Краткое содержание воспоминаний:По поводу же Распутина — я никогда от батюшки не слышала ни слова, часто я бывала у батюшки в келье, и вместе с матушкой игуменьей Варварой Пюхтицкой была в последний год жизни батюшки. Никакой иконы Распутина на стене, а тем более в святом углу, мы не видели.
eka / 04.04.2017, 04:24

91. Ответ на 90., М.Е.:

бьёт прямо в цельСмешное выражение в данном случае.Ты к словам не придирайся. Тебе хоть в лоб, хоть по лбу ... )) Прочтите это внимательно насчет Распутина и прекращайте свое словоблудие.Еka, ты небось насчет ц. Ивана Грозного возмутиться хочешь? Не стоит. Тебе только одно нужно навсегда усвоить: для канонизации этого царя нет оснований (и скорее всего не будет никогда). Бай-бай!

А что у тебя есть по Иоанну Грозному, воспоминания Жуковской? Какой-то ты вялый на РНЛ, вот на другом сайте, который ты постоянно пропагандируешь, у тебя рот не закрывается, постоянные потоки грязи текут. А знаешь почему? Уровень собеседников такой, что ты чувствуешь себя как в своей тарелке, катакомбники, кликуши и Миша, Ершов....
eka / 04.04.2017, 04:12

90. Ответ на 88., Lucia: и еke пару слов

бьёт прямо в цель Смешное выражение в данном случае.

Ты к словам не придирайся. Тебе хоть в лоб, хоть по лбу ... )) Прочтите это внимательно насчет Распутина и прекращайте свое словоблудие. Еka, ты небось насчет ц. Ивана Грозного возмутиться хочешь? Не стоит. Тебе только одно нужно навсегда усвоить: для канонизации этого царя нет оснований (и скорее всего не будет никогда). Бай-бай!
М.Е. / 03.04.2017, 18:55

89. Ответ на 85., М.Е.:

"утина, сделанные как в церковной жизни, так и в исторической науке."http://www.patriarchia.ru/db/text/420877Лукия: это старенькое заяаление Оно актуально и сейчас, а главное - бьёт прямо в цель, называя вещи и определенных лиц своими именами.

Ты уже третий раз выложил документ, который не удосужился прочитать.Что у тебя с головой Миша? телевизор смотришь....
eka / 03.04.2017, 17:30

88. Re: К вопросу о создании Комиссии по реабилитации Распутина

бьёт прямо в цель

Смешное выражение в данном случае.
Lucia / 03.04.2017, 17:27

87. Игумения Георгия, настоятельница Горнего монастыря в Иерусалиме

Из воспоминаний игумении Георгии, настоятельницы Горнего монастыря в Иерусалиме https://vk.com/topic-718666_7013049
М.Е. / 03.04.2017, 16:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Евсин
Последние комментарии
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от Дмитриев
26.04.2024 15:48
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13
Страх и подвиг
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 14:50