Создать сеть опорных пунктов профилактики!

О необходимой мере по реализации федерального законодательства в сфере профилактики правонарушений

05.11.2016 225

Социальное служение общины «Спас» получило за последние 5 - 7 лет четкую специализацию: работа по профилактике употребления психоактивных веществ, реабилитации и ресоциализации людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Считаю, что мы нашли ту ниточку, потянув за которую, можно решать проблемы не только наркотической и алкогольной зависимости, но и весь спектр профилактики правонарушений.

Думаю, что за последний год к проблеме наркомании неправомерно ослабло внимание государства и общества. Между тем потребление наркотиков за последнее время ни в коей степени не уменьшается. Если не сказать, что наоборот. Как известно, в апреле этого года ликвидирована Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). От ликвидированной службы полномочия передали в другие министерства и ведомства, нарушена, таким образом, целостность решения проблем.

Сейчас в органах власти на системном уровне есть серьезные проблемы решения вопросов незаконного оборота наркотических средств, борьбы с распространением наркотиков и профилактики наркозависимости. Как следствие - проблемы общества по другим социально ответственным направлениям. Сегодняшний пробел в этих вопросах, думаю, еще даст о себе знать. Вновь поползет вверх кривая незаконного оборота наркотиков, общего числа наркоманов и преступлений, совершенных на этой почве.

С другой стороны, в июне 2016 года был принят Федеральный Закон № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», дающий соответствующие ориентиры в вопросах профилактики правонарушений, в том числе, и связанных с профилактикой потребления наркотических средств и психотронных веществ. Именно на профилактике и реабилитации наркозависимых совместно с ФСКН нашей  некоммерческой организацией Общинный Центр педагогики «Спас» наработан серьезный опыт. Мы создали эффективную модель профилактики употребления наркотических веществ и реабилитации наркозависимых.

Через наш центр в год проходят профилактику на постоянной основе примерно человек шестьдесят - семьдесят. Уровень ремиссии (воздержание от потребления наркотиков в течение двух и более лет после реабилитации) - более 30 процентов. Это при том, что очень хорошим уровнем ремиссии считается показатель в 15 процентов.

Мы открыли медицинское учреждение - ООО «Медицинский центр «Спас», в котором работают профессиональные наркологи, психологи, психиатры, терапевты. Также мы создали в Обнинске первую в области адапционную трехкомнатную квартиру, куда направляются люди, прошедшие реабилитацию, на дальнейшую ресоциализацию.

Что очень важно! Мы создали сеть мотивационных кабинетов: в Балабаново, Боровске и Обнинске. И это не просто мотивационные кабинеты, в которых осуществляется приём граждан, а, по сути, опорные пункты, в которых ещё и выявляются, а не только мотивируются, алко и наркозависимые.  То есть это пункты по месту жительства для работы с родителями, родственниками, с самими нарко- и алкозависимыми и вообще с трудными подростками и потенциальными наркоманами.

По большому счету такие опорные пункты являются неким аналогом, существовавшим в советское время, опорных пунктов милиции, так как подавляющее число вопросов, относящимся к сфере правонарушений, сопряжено с проблемами наркомании и алколизации. Только в нашем случае эти опорные пункты - на общественных началах и имеют еще и более широкую сферу. В ближайших наших планах - расширение сети мотивационных кабинетов по Калужской области.

Несмотря на сложности, на территории Калужской области пытаются развивать региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, основные черты которой рассматриваются на заседаниях областной и муниципальных антинаркотических комиссий.

Но, практическое функционирование формирующейся региональной системы выявило следующие проблемы:

- отсутствует разработанная система первичной (информирование) и вторичной (выявление) профилактики в сфере наркопотребления;

- на низком уровне находится профилактическая работа с родителями, родственниками, всеми заинтересованными лицами по выявлению существующих и потенциальных наркоманов;

- реабилитационные центры не могут успешно заниматься мероприятиями по выявлению наркозависимых и их постреабилитационному сопровождению, так как это выходит за рамки их финансовых и организационных возможностей;

- нет четкого представления о территориях потребления и о количестве наркозависимых, нуждающихся в прохождении курса реабилитации. Официальная статистика не соответствует действительности;

- мотивационная работа на прохождение курса социальной реабилитации в государственных наркологических учреждениях недостаточно эффективна. Работа ведется стандартно, на прием посетителей. Негосударственных организаций, занимающихся мотивацией наркозависимых, - единицы;

- на областном уровне не выработан механизм финансирования НКО как основных исполнителей, осуществляющих профилактическую работу и социальную реабилитацию в регионе;

- средств, выделяемых муниципальными антинаркотическими программами, явно недостаточно для финансирования ребцентров;

- ряд других проблем.

Я думаю, что вышеперечисленный свод проблем характерен и для других регионов России.

Становится очевидным, что для более успешного развития и повышения эффективности деятельности региональной системы комплексной реабилитации и ресоциализации необходимо:

1. Увязать профилактику правонарушений (в том числе употребления психо-активных веществ (ПАВ)) с социальной реабилитацией в единое целое.

2. Сформировать как отдельный сегмент сеть организаций, занимающихся профилактикой, выявлением, мотивацией и постреабилитационным сопровождениям в муниципальных образованиях области.

3. Органам государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с поручением Президента В.В. Путина, данным в его Послании Федеральному Собранию 2016 года, обеспечить финансирование социально-ориентированных некоммерческих организаций, в частности, специализирующихся в вопросах профилактики правонарушений,  объемом до десяти процентов от общих средств, предусмотренных на реализацию социальных программ соответствующих субъектов России.

4. Найти новые формы работы, обеспечивающие возможность прямого и неформального контакта с широкими слоями населения, многие из которых вряд ли когда-нибудь обратятся за консультацией в государственные учреждения.

5. При этом сделать ставку на развитие в муниципальных образованиях мотивационных кабинетов (опорных пунктов) по выявлению, профилактике и положительной мотивации  алко и наркозависимых. 

Правовую и организационную основы системы профилактики правонарушений устанавливает  Закон №182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ». Одно из направлений реализации этого закона может строиться на работе опорных пунктов профилактики, осуществляющих свою деятельность в наиболее проблемных муниципальных образованиях в рамках муниципальных антинаркотических комиссий.

Наряду с  прямым назначением - мотивационной работой с наркозависимыми, необходимо расширить полномочия таких кабинетов (опорных пунктов) следующими видами деятельности:

- профилактической работой с родителями, родственниками и всеми заинтересованными лицами по выявлению не только алко и наркозависимых, но и потенциальных наркоманов;

- организацией мероприятий по первичной профилактике правонарушений;

- взаимодействием с государственными органами исполнительной власти, местного самоуправления, органами социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, комитетами по делам молодежи, здравоохранения, службами занятости, органами внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и негосударственными организациями;

- участием в постреабилитационном сопровождении тех наркозависимых, которые прошли реабилитационный курс и вернулись на место постоянного проживания, где функционирует мотивационный кабинет;

- профилактикой гемоконтактных инфекций (ВИЧ и вирусных гепатитов В и С) среди потенциальных потребителей наркотических средств;

- помощью в решении различных вопросов социального неблагополучия в семьях наркозависимых.

Создавая подобные опорные пункты, поднимается и решается огромный пласт черновой, очень трудозатратной профилактической деятельности. Реализация вышеназванных мер будет способствовать кардинальному улучшению социального положения на местах и снижению уровня правонарушений.

В чем эффективность нового подхода?

- Увязывается в единое целое профилактика правонарушений (в том числе употребления психоактивных веществ (ПАВ), мотивация и реабилитация, тем самым повышается качество общей реабилитационной работы.

- Увеличивается количество местных реабилитантов в реабилитационных центрах региона, ведется их учет и контроль, что дает возможность подушевого финансирования. Появляется перспектива прогнозирования и планирования деятельности самих ребцентров, их наполнение (в первую очередь наркозависимыми региона) и в будущем - расширение или увеличение числа реабилитационных сообществ.

- Деятельность антинаркотических комиссий в реабилитационной сфере становится более конкретной, целенаправленной, результативной и понятной для ее членов, различных инстанций и всех заинтересованных лиц, улучшается межведомственное взаимодействие внутри региональной системы.

- Для организации опорных пунктов профилактики (мотивационных кабинетов) используется все более возрастающий потенциал социально-ориентированных некоммерческих организаций.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что опорные пункты профилактики в форме мотивационных кабинетов, действующие в муниципалитетах региона, являются, с одной стороны, реальными и творческими исполнителями решений местных антинаркотических комиссий в рамках Федерального Закона №182, а с другой, той организационной формой, фундаментом, на котором строится вся региональная система профилактики, социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, от чего во многом зависит ее эффективность.

Игорь Лизунов, руководитель Обнинской городской казачьей общины «Спас»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игорь Лизунов:
Необходимо воссоздать ФСКН
Атаман Игорь Лизунов о проблемах реабилитации наркозависимых
27.06.2017
Создать сеть опорных пунктов профилактики!
О необходимой мере по реализации федерального законодательства в сфере профилактики правонарушений
05.11.2016
Двадцать лет общине «Спас»!
За годы плодотворной работы Обнинской городской казачьей общины накоплен богатый опыт по созданию позитивной самоорганизации граждан
01.11.2016
Голос Шатохина
На годовщину смерти С.А. Шатохина (13.03. 1939 - 19.11.2014)
17.11.2015
Все статьи автора