Духовные матрицы и культурные идентичности. Часть 3

Бывший СССР 
0
320
Время на чтение 10 минут

Часть 1

Часть 2

«Человек - это его вера»

И.В.Киреевский

Примерно 25 миллионов бывших граждан СССР проживает сегодня в зарубежных диаспорах. Часть этих людей успешно ассимилировалась или ассимилируется и нисколько не страдает от потери своей русской культурной идентичности. Да и была ли она у них? Они даже придумали для себя новое название - «европейские русские», совершенно не понимая, что конкретная культурная идентичность вырастает на поле культурных традиций, почвой которого являются духовные матрицы. И если отсутствуют духовные матрицы, а поле культурных традиций засеяно лишь частично и при этом на нем много традиций других культур, то не будет и конкретной культурной идентичности.

Причем, духовные идеалы согласно работам И.В. Киреевского и других славянофилов, играют решающую роль в плане воспитания культурной идентичности. Ибо сами по себе культурные традиции, лишенные духовных матриц не передают национальное самосознание, в них нет духовных ценностей придающих доминирование духовному над земным. Это важный момент понимания того, каким образом мы приобщаемся к русскому самосознанию.

Но к Православию «европейские русские» в лучшем случае безразличны, а то и откровенно враждебны, поэтому произведения русской культуры, пронизанные духовными смыслами не находят поддержки в их кругах. Высокую культуру они подменяют низкокультурными поделками, в основе которых атеистический гуманизм с его «общечеловеческими ценностями». На такой матрице вырастают космополиты-гуманисты, убежденные сторонники прогресса, толерантные к содомии, педофилии, ювенальщине и прочим плодам атеистической свободы. К чему ведет такое самосознание, писал другой известный славянофил Иван Сергеевич Аксаков: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет - уже совлекает с себя - и образ человеческий, и возревнует об образе зверином». И мы все больше и больше наблюдаем возрастание ревности об «образах звериных» в цивилизации шарли.

Другая часть людей, проживающих в диаспорах, серьезно озабочена сохранением русской культурной идентичности у своих детей и внуков. Им не все равно, носителями какой культуры вырастут их дети и внуки, они желают сохранить у своих потомков русское самосознание.

Именно этим людям следует внимательно ознакомиться с опытом сравнительного анализа западной и русской культурных идентичностей в контексте соответствующих духовных матриц, представленным Иваном Васильевичем Киреевским в статье «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852). Вот лишь некоторые оценки духовных миров западного и русского человека, почерпнутые из этой статьи.

Западный человек, по мнению Киреевского, всегда соблюдает законы, в этом его внешняя высокая нравственность. Более того, он доволен своим поведением и даже очень гордится этим. Он не ищет высоких духовных состояний, будучи убежденным в том, что его веры достаточно для спасения (протестанты) или потому что его понимание высоких смыслов жизни сводится к материальному благополучию, жертвуя часть которого он сможет приобрести должные для спасения заслуги (католики). Единственное, чем он недоволен, так это тем, что у него мало возможностей, чтобы показать и рассказать другим, какой он высоконравственный человек. Поэтому нередко западные проповедники-протестанты разных направлений самым серьезным образом считают себя святыми людьми уже в земной жизни.

Признаком особого расположения Бога западный человек считает богатство, оно знак его избранности к спасению. Это ложное толкование христианства, время от времени сопровождаемое заявлениями о своей «избранности», «расовой чистоте», «исключительности» привело к легализации социального расизма в западном обществе. Западная духовно-политическая элита, воспитанная в кальвинистской концепции предопределения избранных к спасению твердо уверена, в непогрешимости западного пути социокультурного развития и тем самым - своем безусловном праве диктовать другим народам правила международных отношений. Разве не это мы сегодня наблюдаем?

Западный человек ненавидит страдания, он считает их несправедливыми и неоправданными, ведь он святой, потому что живет строго по западно-христианской духовной матрице - верит в Бога, соблюдает законы, делает дела милосердия.Вся его духовная жизнь сводится к участию в церковных таинствах, у него нет даже понимания необходимости работы над преображением страстей в добродетели. Поэтому пороки постепенно легализуются, как нормы отношений в обществе и сферы коммерческой деятельности, общественная нравственность деградирует. Более того, лидеры Западной цивилизации навязывают другим народам порочные отношения, скромно именуя их «общечеловеческими ценностями». Западный человек готов на любые компромиссы с совестью ради избавления от страданий. Он ждет воздаяния за свою нравственность, но не понимает, что воздаяние бывает не за внешние приличия, а по мере достижения смирения своих греховных страстей. Вера, милосердие и подражание святым еще не делают человека смиренным, а значит, не являются главными условиями приобретения духовной любви. Поэтому, несмотря на внешние приличия и вежливость, западное общество крайне жестоко.

Смиренным человека делает духовная жизнь, включающая в себя молитвы, посты, покаяния, причастия и особенно понуждения себя к укрощению греховных страстей, ведь Царство Божие нудится - силою берется. Все это - православные духовные матрицы, на которых и вырастает русская культурная идентичность. Это и есть небесные приоритеты, которые для русского человека выше всех земных благ.

Поэтому русский человек всегда недоволен самим собой, даже приличное материальное благополучие его не удовлетворяет. Он всегда ищет проявления духовных смыслов в повседневной жизни, и даже находясь в обычной кампании, где казалось бы нет места разговорам о философии, русский человек будет с большим интересом рассуждать на философские темы. Известный философ Н.А.Бердяев писал: «Русский безграмотный мужик любит ставить вопрос философического характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божие».

Последнее для русского человека важнее всего, ведь справедливость, о которой он мечтает, возможна только в Царстве Божием.Справедливость, как начальная стадия любви, потому что там, где в отношениях достигнута любовь, там не нужна справедливость. Не удивительно, что советский социалистический проект был воплощен именно в России, а сегодня идет активная работа по созданию социалистической концепции на основе православного мировоззрения.

Ведь социализм в русском понимании - это пакет государственных социокультурных гарантий, обеспечивающих достойную жизнь каждому. Для русского православного миропонимания важно, чтобы каждый имел равные с другими возможности на справедливые условия жизни, тогда как для западного гуманистического миропонимания важно, чтобы каждый имел равные с другими возможности всего лишь к милосердию. Это принципиально разные мировоззренческие позиции, в основе которых разные понимания христианства.

Согласно православному учению нет, и не может быть никакого предопределения к спасению, спасение доступно каждому, кто верит в Бога и ведет духовную жизнь. Поэтому русскому необходим поиск высоких духовных состояний, ведь духовно расти можно только в процессе преодоления трудностей и страданий. Без этого он не видит смысла жизни и если он считает какой-либо закон несправедливым, он найдет способы, чтобы не исполнять его. Вот почему русский не имеет той внешней нравственности, которую имеет западный человек, но его духовный мир намного богаче любого западного философа, потому что в основе его внутреннего мира лежат евангельские заповеди, которые русский считает нормами своей жизни, не подлежащими сомнениям. И если он их плохо исполняет или какие-то не исполняет совсем, то это его волнует намного больше, чем уровень собственного благополучия. В этом духовная цельность русского самосознания - духовный и земной миры цельны и взаимосвязаны, но законы духовного мира выше и важнее законов материального мира.

Русский человек спокойно и без ропота переносит страдания, он воспринимает их как достойные по делам его, как необходимые для духовного роста. Он не пойдет на бессовестный компромисс для избавления от страданий, потому что страдания нужно перенести до конца, ведь терпение страданий приводит к преображению греховных страстей в добродетели. В этом преображении страстей в добродетели - духовные смыслы спасения. В этом евангельском отношении к самому себе, как грешнику и к страданиям, как необходимому лекарству от собственных страстей и заключаются секреты стойкости русского солдатана поле боя, трудового подвига в тяжелейших условиях жизни, благородства души, способной прощать самые тяжелые обиды.

Таким образом, духовная парадигма жизни западного человека - дай мне, Господи рай на земле, не посылай мне страданий, а я буду верить в Тебя, подражать Тебе, творить дела милосердия и соблюдать все внешние нормы нравственных приличий. По сути дела - это узаконенное фарисейство. Духовная парадигма жизни русского человека принципиально иная - не посылай мне Господи ни богатства, ни нищеты, я готов перенести на земле любые страдания, которые Ты пошлешь по грехам моим, готов ради поиска и защиты Твоей Правды себя не щадитьради надежды на спасение. И это стремление к Царству Божиему, реализуемое в желании жить без компромиссов с совестью, всего лишь с надеждой на спасение и есть сущность русского миропонимания.

Мы видим, что в мировоззрении западного человека земное благополучие выше стремления к евангельским высотам, тогда как, в мировоззрении русского человека стремление к евангельским высотам - главное, но у каждого по силе его намерений следовать им. Не зря в России говорят - Бог намерения целует! Никогда русский человек не будет считать себя святым, что вы, его понимание своего места в вечности другое - да я грешник, гореть моей душе в адском пламени, но может быть зачтутся мои духовные устремления и терпение страданий на земле и в вечности и по прошествии длительного времени, Бог помилует мою душу. Вечность - это же не бесконечность, в ней сохраняется пускай и слабая надежда на помилование на Страшном суде.

Итак, поклонник немецкой философии, далекий от всего, что связано с русским самосознанием и Православием, редко бывавший в молодости на службах в храмах, получает Откровение. После этого он всю оставшуюся жизнь посвящает делу возвращения православных духовных идеалов в русское общество.Сравнение духовных матриц западного и русского миропониманий приводит Ивана Васильевича Киреевского к открытию значения православных духовных матриц для русского самосознания. И это открытие преображает его самого, его соратников и многих продолжает преображать до сих пор.

Вот что писал сам Иван Васильевич о своем открытии: «Живые истины не те, которые составляют мертвый капитал в уме человека, которые лежат на поверхности его ума и могут приобретаться внешним учением, но те, которые зажигают душу, которые могут гореть и погаснуть, которые дают жизнь жизни, которые сохраняются в тайне сердечной и по природе своей не могут быть явными общими для всех, ибо, выражаясь в словах, остаются незамеченными, выражаясь вделах, остаются непонятными для тех, кто не испытал их непосредственного соприкосновения».

И эти живые истины он совместно со своими соратниками вернул в русское общество. И общество обратилось к своим культурным традициям.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Масонство в России\ http://www.ruskalendar.ru/publications/detail.php?ID=11321

2. Концевич И.М. «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси»\ http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich/stjazhanie-duha-svjatago-v-putjah-drevnej-rusi/

3. Концевич И.М. Оптина Пустынь\ http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich/optina-pustyn/

4. Киреевский И.В. Разум на пути к Истине: Философ. ст, публицистика, письма, переписка с преподобным Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пустыни. Дневник.- М.: Правило веры, 2002.

5. Каплин А.Д. «Чаю спасения для души моей...»\http://ruskline.ru/analitika/2006/04/03/chayu_spaseniya_dlya_dushi_moej

6. О том, как побеждать зло добром. Из воспоминаний о святом праведном Алексии Мечёве\ http://www.pravoslavie.ru/97411.html

7. Скороходов С. И.В.Киреевский о христианской культуре\

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/04/14/i_v_kireevskij_o_hristianskoj_kul_ture/

8. Гальперин С. Иван Киреевский и его идея цельного знания\

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/10/ivan_kireevskij_i_ego_ideya_celnogo_znaniya/

9. Хомяков А. Иван Васильевич Киреевский\

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/ivan_vasilevich_kireevskij

10. Степанов А. Николай Данилевский и Иосиф Сталин: к вопросу о единстве и неразрывности русской истории\

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/04/nikolaj_danilevskij_i_iosif_stalin_k_voprosu_o_edinstve_i_nerazryvnosti_russkoj_istorii

11. Московский старец отец Алексей Мечёв\

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/moskovskij-starets-otets-aleksej-mechev/

12. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Т.1\

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59