В мире альтернативного православия. Часть 2

ИПЦ в Солнечногорске

0
919
Время на чтение 6 минут

Как и во время первого контакта после конференции в Центре Истинно Православной Церкви (в юрисдикции митрополита Рафаила (Мотовилова)) в поселке Денежниково Московской области, митрополит Солнечногорский Марк (Воинов) и на сей раз неоднократно подчеркивал: «Не безпокойся, о твоем приезде я никому не расскажу». Мысль о посещении его возникла при подъезде к Солнечногорску, когда я возвращался в Москву после поездки в деревню. От главной Никольской церкви города база Марка находилась в 10 минутах езды (проезжал, кстати, мечеть). Коренастый, среднего роста, чернобородый иерарх ИПЦ в высокой шапке с меховой опушкой был похож и на стрельца, и на опричника, и на боярина. Еще напомнил «Таможню» - персонаж из знаменитого советского фильма «Белое солнце пустыни». С первой минуты контакта, продолжавшегося в течение 4,5 часов, имел место уже знакомый «Ниагарский водопад» слов из его уст. При этом он энергично жестикулировал. Устало заметил про себя: «Надо бы держаться от него на расстоянии не менее полутора метров, иначе заденет». Подробно показал строящийся (кстати, близко к центру города) комплекс, который будет состоять из двух храмов (в честь Спасителя и св. Екатерины), монашеской общины, Епархиального управления, нескольких хозяйственных построек.

За время общения на мою голову обрушилась масса деталей и цифр. Выяснилось, что митрополит Марк канонически относится к Русской Зарубежной Церкви, к одному из ее «осколков» (был упомянут архиерей из Нью-Йорка). Однако все его хозяйство зарегистрировано на ИПЦ (Р) (зарегистрировать на Зарубежную Церковь никак не получалось). Наверное, на практике участие Марка в жизни ИПЦ (Р) не ограничивается чисто юридическим аспектом. Марк (в миру Константин), как и я, является уроженцем Донбасса (он родился в городе Северодонецке, который сейчас находится под контролем украинских войск). Интересно, что один из его братьев является секретарем Северодонецкого епархиального управления УПЦ МП. То, что он оказался моим земляком, несомненно, повлияло на мое желание пообщаться с ним (я передал ему несколько экземпляров газеты «Луганщина SOS», выпускаемой Луганским землячеством Москвы, членом Правления которого я являюсь). До рукоположения (его рукополагал в священники митрополит Луганский и Алчевский Иоаникий в 1996 году) Марк (тогда еще Константин) закончил в Ленинграде два ВУЗа - военно-морской и медицинский. Воинской службе он посвятил 25 лет (был в нескольких горячих точках, в частности, в Афганистане и Анголе; дважды был ранен, побывал даже в плену). Служа на Луганщине, он построил здесь храм. Имел место инцидент с благочинным (впоследствии тот перешел к Филарету Денисенко). Будущий иерарх ИПЦ, заметив кощунство благочинного (после Литургии выливал остатки Святых Даров вместо их потребления), сильно поколотил его. После этого он подался в Одессу к недавно вышедшему из катакомб епископу Лазарю (Журбенко). Состоял в браке (он был расторгнут по вине супруги).

Поскольку я ничего не записывал, общаясь с Марком, то могу быть где-то не совсем точен. После восстановления по памяти нашего разговора всплывал ряд деталей, я их фиксировал и разделял на две части: в одну то, что можно внести в статью, а в другую то, что нет - нецелесообразно, рискованно. Определенно зафиксировал в своей памяти слова Марка о том, что в сан епископа он был рукоположен все-таки в Московском Патриархате (он даже показывал панагию, которая была ему вручена - это была панагия Патриарха Алексия I, выпущенная по случаю юбилея учреждения патриаршества на Руси). Около 5 лет, по его словам, был рядом с о. Николаем Гурьяновым. Рукоположен был Марк с целью содействия процессу объединения с зарубежниками. Трудно понять, что произошло дальше - похоже, что он сильно разочаровался, столкнувшись с вопиющим попранием норм нравственности в церковной среде. Спрашиваю его: «А где же Ваши нашумевшие фотостенды, обличающие нравственные пороки?» Он: «Раньше висели на улице - напротив стендов, рассказывающих о нашей жизни. Теперь висят в доме. Хочешь посмотреть? Могу переслать». Я: «Ой, не надо».

Показал вагончик - храм, увенчанный небольшой луковкой с крестом («как у вас, старообрядцев»). Храм наполнен благоуханием (у Марка прочные связи с Грецией, с хорошим ладаном проблем нет). Монахиня читала акафист новомученикам. Иконостаса нет. Престол вплотную к восточной стене. В храме, в основном, живописные изображения. Несколько икон канонического письма довольно искусной работы, в частности, икона апостола Марка - «писала игумения Феодосия, моя двоюродная сестра. Она заканчивала иконописное училище в Сербии, в городе Нови-Сад. Здесь возглавляет монашескую общину из 12 сестер». В храме два мощевика. Один из них с частицами мощей всех Киево-Печерских угодников. По словам Марка, у него есть несколько старопечатных книг, служебник 14-го века, старообрядческая панагия. Нет такс на требы, размер пожертвований представляет собой резкий контраст с соседними храмами.

Наблюдая за Марком в процессе нашего общения, подумал: «Крепкий хозяйственник (так часто говорили в советское время), крепкий орешек - такого голыми руками не возьмешь, много еще создаст напряга местной епархии, размах его деятельности не может не обезпокоить серьезно ее». Обрисовал внушительную картину своих связей и возможностей. Упомянул, в частности, крупную общину донских и кубанских казаков (ее возглавляет бывший руководитель местной полиции). Кстати, сам Марк из среды донских казаков. В день нашего общения постригал в монашество еще не старую женщину. На следующий день тоже намечался постриг. По словам Марка, духовенства у него более 40 человек. Показал письмо, где представители местного духовенства из Московского Патриархата зондировали почву - предлагали либо «в более низшей степени священства» (по-видимому, епископстве), вернуться в лоно МП, либо принять схиму и стать духовником местного благочиния. Насколько я понял, на сегодняшний день такой вариант развития событий совершенно нереален. Динамика роста паствы ИПЦ впечатлила. Намечают крестные ходы по полторы сотни верующих. Ожидают великие святыни из Греции от тамошних старостильников.

Показал свое скромное жилище - вагончик на 4 человека, с кроватями в два яруса. С «удобствами» большие проблемы. Фотографии, где он в военной форме. Подарил видеокассету о своих приходах в Греции. Встает рано утром, уже в 4 часа делает зарядку. В потертом подряснике возит на тачках стройматериалы на площадку, где будут строиться храмы.

За скромной трапезой в другом вагончике от обличений Марком церковных структур «вяли уши». Я еще подумал: «Жаль, что маловато воды на столе (обычно я размешиваю водой крепкие напитки в случае их предложения), - а то бы можно их (т.е. уши) смочить, чтобы не завяли». Предложения, одно экзотичней другого, озвучивались митрополитом ИПЦ. Блеска в моих глазах они не вызывали. Мой взор при разговорах на подобные темы давно потух. «Зачем Вам больной и уже совсем не молодой человек? Я исследователь, аналитик, своим положением вполне удовлетворен. Как и Вы, я переживаю за Донбасс - мою малую родину». Про старообрядцев сказал, что Патриархии они не нужны, что их привлекут, выжмут и бросят. Естественно, Марк говорил про грядущий Всеправославный Собор, после которого, по его словам, будет введено поминовение римского папы. «Ты в системе - и пикнуть не можешь». На что я возразил, что довольно свободно себя чувствую и все, что хотел, сказал в своих статьях и книгах.

В процессе затягивающегося застолья впечатления становились все более сумбурными и неоднозначными. Марк, например, нахваливал моего семидесятилетнего водителя («преданный тебе человек» и т.п.) - хорошо бы ему принять сан. На мое замечание, что он второбрачный, отмахнулся - мол, нужды ради, бывает применение закона. Я еще подумал: «Ну вот, здрасте. Чем же тогда оправдывается наименование "Истинно-Православная Церковь", если в ней те же знакомые язвы?!» Кстати, в трапезной в рамке были помещены фотографии Предстоятелей Старообрядческих Церквей Патриарха Александра и митрополита Корнилия. Здесь же фотография «Святейшего Рафаила, Местоблюстителя Патриаршего престола» и Патриарха Кирилла. Тяжеловатое ощущение от общения, почувствовал некоторое опустошение. Огромный объем информации, что-то вставить в этот поток было непросто.

Одно обстоятельство, однако, выглядело довольно четко: движение, позиционирующее себя как истинно-православное, альтернативное официальному, набирает силу, находится в безспорном тонусе и динамике. Возникает вопрос: что делать? Одно могу сказать однозначно: жертвенность, безкорыстность, безукоризненная нравственная чистота носителей священного сана необычайно востребованы. Без стяжания этих качеств служителями алтаря нечего и надеяться, что разделение будет уврачевано.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45