О «Восьмом Вселенском Соборе» и не только

Бывший СССР 
0
10319
Время на чтение 8 минут

14 октября сего года Владимир Николаевич Осипов поместил на РНЛ свой ответ «По поводу статьи священника Александра Шумского» на мой материал «Недомыслие или провокация?», посвященный его «Открытому письму Патриарху Кириллу». Владимир Николаевич упрекает меня в том, что я, по его мнению, не проявляю тревоги в связи с намечающимся в 2016 году в Стамбуле «Восьмым Вселенским Собором», в котором должны принять участие представители Русской Православной Церкви.

Но, во-первых, я не считаю, что в 2016 году в Стамбуле пройдет именно Восьмой Вселенский Собор. Так полагает Осипов и его сторонники. Но наше Священноначалие подчеркивает, что данный стамбульский Всеправославный Собор неправомерно называть Восьмым Вселенским. Почему православные должны доверять некоему общественному деятелю больше, чем своему церковному Священноначалию? Надо сразу заметить, что почти все последние публичные выступления и статьи Владимира Осипова содержат в своем подтексте, а иногда и напрямую, недоверие к Патриарху Кириллу и к Священноначалию в целом.

Во-вторых, давайте разберемся в так называемых пророчествах о Восьмом Вселенском Соборе. Прежде всего, следует подчеркнуть, что не существует однозначного общецерковного определения об этом Соборе. Есть суждения отдельных авторитетных подвижников благочестия. Но и эти немногочисленные суждения весьма отличаются друг от друга. Например, в пророчестве, которое приписывается преподобному Серафиму Саровскому, грядущий Восьмой Вселенский Собор вообще оценивается положительно: «До явления антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под единый Покров Божией Матери, Единой по Бозе Всемогущей ... для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против назревающего антихристианского направления ... и для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий...». Епископ Феофан Полтавский (Быстров) говорит: «О Восьмом Вселенском Соборе я пока ничего не знаю. Могу сказать только словами святого Феодора Студита: "Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине"».

Подробное описание Восьмого Вселенского Собора находим у преподобного Кукши Одесского: «Скоро будет экуменический собор под названием "Святой". Но это будет тот самый "Восьмой собор", который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви». Можно ли себе представить на предстоящем стамбульском Соборе подобную повестку дня?! Полагаю, что нет. И уж совсем невозможно представить, что Патриарх Русской Православной Церкви согласится принять такое поругание Истины! А без согласия самой большой в мире Православной Церкви Собор не будет иметь никакой силы и просто развалится. А остальные Православные Церкви? Почему мы должны отказывать им всем в стремлении отстаивать Православную Истину? Получается, что только наши «ревнители» способны на такой подвиг. Но это уже, простите, попахивает прелестью.

Поэтому призыв Владимира Осипова к Патриарху Кириллу отказаться от участия в стамбульском Соборе принципиально ошибочен. Только участие Русской Православной Церкви в Соборе 2016 года не позволит осуществиться беззаконию, если таковое будет иметь место, и сорвет все планы врага. Именно об этом говорил и наш великий старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Некоторых сейчас страшит VIII Вселенский Собор. Не смущайтесь этим, только спокойно веруйте в Бога, ибо сказал ушедший в вечность Патриарх Пимен в личной беседе, что если будет на VIII ожидаемом Вселенском Соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе это не принять». Очевидно из контекста, что Патриарх Пимен и, следовательно, архимандрит Иоанн предполагают участие Русской Православной Церкви в Восьмом Вселенском Соборе. Иначе, как можно не принять беззаконные «соборные» постановления? Что же касается пророчества о Восьмом Соборе старца Кукши Одесского, то складывается впечатление, что оно относится к более поздним временам.

Современный подвижник благочестия, иеросхимонах Рафаил (Берестов) также много говорит о Восьмом Вселенском Соборе, но он указывает, что этот «отреченный» Собор будет проведен на острове Родос, и что на нем будет принят догмат главенства Папы над Православными Церквями. И как же тогда, уважаемый Владимир Николаевич, быть с предполагаемым Вами «Восьмым Вселенским Собором» в Стамбуле? Не может же быть двух Восьмых Вселенских Соборов одновременно, одного в Стамбуле, а другого на острове Родос. К тому же очевидно, что на стамбульском Соборе 2016 года не может быть поставлен вопрос о принятии догмата главенства Папы над Православными Церквями. На этом Всеправославном Соборе вообще исключается участие латинян в качестве полноправных членов, разве что в качестве наблюдателей. Кстати, иеросхимонах Рафаил, при всей своей жесткости в оценке предполагаемого «отреченного» Восьмого Собора, призывает православных к сдержанности и рассудительности: «Важно, конечно, раньше времени не начать действовать. Реагировать на то, чего еще нет». Не худо было бы некоторым нашим «ревнителям» с кипящими мозгами вдуматься в эти слова старца и не бежать «впереди паровоза», смущая православные умы и сердца.

Нередко ссылаются на пророчество преподобного Нила Мироточивого Афонского: «Потом соберется Восьмой Собор, чтобы разобрать спор и сотворит благое благим и злое злым... Земледелец отделяет пшеницу от мякины... Говорим, будут отлучены, отделены добрые от злых, т.е. - правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время мирствовать будут люди». Разве из этого текста следует, что преподобный Нил считает Восьмой Собор нечестивым?

Из всего сказанного я делаю вывод - утверждение Владимира Осипова о том, что в Стамбуле в 2016 году состоится «отреченный» «Восьмой Вселенский Собор» не имеет под собой глубокого и серьезного основания. Вместе с тем, учитывая, что вокруг темы «Восьмого Вселенского Собора» страсти все больше накаляются, было бы желательно получить от официальных церковных инстанций более подробное разъяснение по поводу намечающегося Всеправославного Собора в Стамбуле в 2016 году, во избежание распространения вредных слухов и нарастания нездорового возбуждения в части православной паствы.

Теперь о форме. Владимир Николаевич так объясняет резкую форму своего «Открытого письма Патриарху Кириллу»: «Наша организация, проводившая пикет в Чистом переулке, передала для Патриарха письмо с просьбой, чтобы нас приняли и ответили на наши вопросы. Никакого ответа мы не получили. Поэтому я и был вынужден обратиться с "Открытым письмом"».

Владимир Николаевич, Вы в самом деле столь наивны, что не понимаете, почему не получили в данном случае от Патриарха никакого ответа?! На что же еще Вы могли рассчитывать, организуя пикет у резиденции Святейшего Патриарха Кирилла? Ведь пикет - это форма давления на Предстоятеля. В такого рода пикетах проявляется диссидентский дух по отношению к Священноначалию, нравится Вам это или нет. Вот именно для того, чтобы Святейший проигнорировал Ваше письмо и нужно было провести пикет! Мне трудно поверить, что здесь не было определенного расчета. Почему бы Вам, Владимир Николаевич, не прийти лично в канцелярию Его Святейшества и смиренно оставить там Ваше письмо. Без всяких показных пикетов. И сдается мне, уважаемый Владимир Николаевич, что нет у Вас опытного духовника. Как вы думаете, благословил бы Вас опытный старец, например, Иоанн (Крестьянкин) на проведение пикета в Чистом переулке? А можете ли Вы себе представить, что опытный духовник благословил бы Ваше Открытое письмо, в котором Вы даете Святейшему Патриарху дерзкие советы и по существу отправляете в ад известного митрополита? Полагаю, что ответы на эти вопросы Вы сами хорошо знаете.

Теперь по поводу антисоветскости уважаемого оппонента. Владимир Николаевич, отвечая на мою статью «Недомыслие или провокация?», утверждает, что никогда не относился к категории антисоветчиков. Он пишет: «Припомнил отец Александр, что 30 лет назад я был «заочно (ибо сидел в зоне) принят эмигрантскими кругами в ПЕН-клуб, который совсем не сопрягается с почвенническим мировоззрением». Но я-то чем виноват? Никаких контактов, никакой переписки, никакого общения с ПЕН-клубом я никогда не имел». Объяснение невразумительное. Почему же не протестовал, когда узнал, что «его без него женили»? Почему потом не потребовал, чтобы его имя вычеркнули из списка членов этой антисоветской организации? Но дело даже не в ПЕН-клубе.

Я в своей статье «Недомыслие или провокация?» недоумеваю, как Владимир Осипов, который не считает, что был антисоветчиком и диссидентом, мог публиковаться за границей в супер-антисоветских журналах «Посев» и «Грани»? Достаточно указать, что журнал «Посев» являлся печатным органом НТС (Народно-трудовой союз российских солидаристов). НТС, как хорошо известно, ставил своими задачами создание партии ленинского типа и насильственное свержение советский власти. То же самое и журнал «Грани», имевший теснейшую связь с НТС. Этот журнал был основан представителями российской эмиграции, попавшими в Германию из СССР во время Второй Мировой войны! Надо ли объяснять, что это были за люди? Я, естественно, не собираюсь ставить знак равенства между ними и Владимиром Осиповым. Это было бы несправедливо. Его, пылкого и ревностного, еще молодого человека, просто цинично использовали грязные и старые дяди из НТС. Но повод-то использовать себя Осипов все-таки дал. Я его не осуждаю, поскольку и сам в ранней молодости придерживался диссидентских антисоветских взглядов, за что и был уволен из школы, где работал учителем истории, «по собственному желанию». Но почему же, отвечая мне, Осипов вспомнил лишь о ПЕН-клубе и ни словом не обмолвился о своих публикациях в «Посеве» и «Гранях»? Да, он лично не ругал там советскую власть, и лично не призывал к ее свержению. Но само его участие в этих НТСовских изданиях как я должен расценивать?

Есть в последней статье Осипова один любопытнейший момент. Владимир Николаевич сам, может быть не вполне осознанно, поставил очень интересный вопрос. Объясняя свое главное участие в выпусках самиздатского православно-патриотического журнала «Вече», в котором, по словам автора, «не было политической тематики», он описал реакцию на издание этого подпольного журнала главы КГБ Юрия Андропова в 1974 году: «Еще суд не определил характер издания, но Юрий Владимирович сразу все и за всех решил. И еще он самолично вписал мне второе мое преступление: «занимался пропагандой реакционного славянофильства» (хотя такой статьи - о пропаганде славянофильства в советском УК не было)». Характерно, что к идеологии славянофильства весьма подозрительно относилась в свое время и царская власть, ощущая в ней опасность для государства, для империи и имперского сознания. Славянофилы были погружены в народно-общинную стихию. Но им не доставало чувства государственности, они не обладали имперским сознанием. Именно поэтому от славянофилов дистанцировались и Константин Леонтьев, и Федор Достоевский - ярко выраженные имперцы. И Юрий Андропов, может быть подсознательно, почувствовал опасность славянофильства Осипова и его сторонников для советской империи, которая, как мы теперь хорошо понимаем, была продолжением империи дореволюционной. И не надо сбрасывать со счетов неплохую образованность Юрия Андропова. Впрочем, эта тема требует отдельного обстоятельного разбора.

P.S. Меня очень удивил последний абзац статьи Владимира Осипова: «Заканчиваю свой ответ словами Апостола Павла: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или (как) (судят) другие люди, я и сам не сужу о себе. Ибо (хотя) я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь, судия же мне Господь»».

В последние тридцать лет я постоянно читаю святоотеческую литературу и ни разу не встречал, чтобы кто-нибудь из Святых Отцов примерял на себя эти слова Апостола Павла. А вот Владимир Николаевич как-то легко примерил. И вспоминаются мне в этой связи слова преподобного Сисоя Великого, который на вопрос учеников, почему он плачет перед своим уходом из земной жизни, ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

154. Re: О «Восьмом Вселенском Соборе» и не только

Святой Нил Мироточивый говорит о 8 Соборе : " Потом соберётся восьмой собор , чтобы разобрать спор , и явить ( дословно : сотворить ) благое благим и злое злым ... Земледелец отделяет пшеницу от мякины . Пшеница - для человека , мякина же - для скота. Говорим : будут отлучены , отделены добрые от злых , то есть правоверующие от еретиков , и на некоторое малое время мирствовать будут люди . " У меня есть помысел : Смысл таков - пшеница в духовном понимании - Святое Причастие , а мякина ( солома ) - во первых - отсутствие пшеницы- Святого Причастия , то есть реального Таинства и во вторых - солома - та самая о которой говорит Апостол Павел , которая сгорит и навечно обожжёт всех принявших её . Еретик обнажённый от благодати Святого Духа подобен животному , он Причастия не получает . Далее святой говорит , что : " ОТЛУЧЕНЫ БУДУТ ПРАВОВЕРУЮЩИЕ ОТ ЕРЕТИКОВ " , А НЕ НАОБОРОТ , ЧТО БЫЛО БЫ ЕСЛИ ИМЕЛСЯ ВВИДУ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР ( НА ПРАВОСЛАВНЫХ СОБОРАХ ОТЛУЧАЮТ ЕРЕТИКОВ ОТ ПРАВОСЛАВНЫХ ) . с 27 июня после подписания еретических документов Благодать будет отнята от архиереев подписавших еретические документы , а равно и от священников ( и архиереев и конечно же и мирян и монахов ) , которые будут иметь общение с ними , то есть поминать на литургии и подчиняться им . Таинства реально совершаться в таких храмах не будут , мало того участие в еретических "таинствах" будет соединять не со Христом , а с бесом ереси . непокорные-православные еретикам священники и архиереи , которых в России - единицы будут очень быстро изгнаны из храмов , священники не поминающие еретика Кирилла уже изгнаны .
ярославб / 21.05.2016, 21:21

153. «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».

..."участие Русской Православной Церкви в Соборе 2016 года не позволит осуществиться беззаконию, если таковое будет иметь место, и сорвет все планы врага. Именно об этом говорил и наш великий старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Некоторых сейчас страшит VIII Вселенский Собор. Не смущайтесь этим, только спокойно веруйте в Бога, ибо сказал ушедший в вечность Патриарх Пимен в личной беседе, что если будет на VIII ожидаемом Вселенском Соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе это не принять».
диакон Владимир / 18.11.2014, 17:33

152. Ответ на 130., Анатолий Пронин:

Речь идет о человеке, который облечен в сан и занимает ответственную должность. В рамках этого сана и этой должности он стоит перед народом

На смакуемом здесь ролике будущий патриарх стоит не перед народом, а перед западными журналистами. Неужели не понятно, что это речь дипломата, обращенная не к пастве, а к внешнему миру? Не уподобляйтесь ребенку, который, подслушав разговор отца с матерью и ничего не поняв, делает свои скороспелые выводы. Придет время и Добрый Пастырь потребует у каждого пастыря отчет

Но Вы решили не ждать и полезли "вперед батьки"? Желаете сами принять отчет? Модернистский нудистский пляж здесь потому, что я с ним сравниваю ересь экуменизма и Вы это прекрасно поняли

Нет, не понял. "Баня с голыми бабами" из анекдота - это аналог раскольничьих сайтов в интернете. Вы предложили зачем-то заменить ее нудистским пляжем. Решили, что заменив аналог, сможете подменить и тему? Напрасно. как будто это я был в Канберре на экуменическом сборище. Как раз не добровольно тянут меня туда, а против моей воли.

Кто Вас туда тянет и как? За двадцать три прошедших с Канберры года что-то изменилось в вероучении православной церкви? В ее догматике? В канонах? В богослужении? К Вам на приход ходят причащаться буддисты с кришнаитами? Ваш настоятель читает символ с филиокве? Или может быть его уже отправили под запрет за отказ служить на опресноках? В чем выражается это ваше "меня тянут"? В том, что Вы подсмотрели предназначенное не для Ваших глаз интервью и перепугались, и как обычно - не того, чего следует бояться? Экуменизм служит для создания единой церкви будущего, которая, по замыслу устроителей нового мирового порядка, соединит все религии в одну

Конспирология - мнимая ясность(тм). Не читайте "Розу Мира" на ночь... И с утра... И вообще не читайте. Мы уж как-нибудь без новшеств обойдемся. По старинке будем спасаться, по юлианскому календарю, на церковно-славянском языке без лобызаний с инославными, иудеями и мусульманами, без плясок с шаманами.

И кто же это вам мешает? Интертенета, от которых не оторваться? то самое охлаждение последних апостасийных времен

Ложная эсхатология. Последние времена будут периодом величайшего религиозного напряжения, как и время первого пришествия Спасителя в этот мир. И если в первый раз не узнали настоящего, то во второй не распознают подложного. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден. То изблюю тебя из уст Моих

Есть особая порода теплых - полагающих, что у них-то все в порядке, а вот в епархии/патриархии следует кое-что подправить. К ним обращены известные слова свт.Григория Богослова: "Овцы, не пасите пастырей и не выступайте из своих пределов, для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям."
Сергей Швецов / 09.11.2014, 06:19

151. Ответ на 144., иерей Илья Мотыка:

Ну не могу я делать я ссылки в интернете. Так что смотрите проповеди от 28 декабря 2008 г, затем на поместном соборе 2009 г. и 11 2010 гг. в тутаеве.

Безусловно отец, понимаю, ссылки в интернете это не приведи Господь как сложно. Вот чего я не понимаю, так это то что на дворе конец 2014, а ты меня отсылаешь в 8, 9, 10 годы. Это что доказательств не нашлось свежих, или ты предполагаешь что сказанное тогда покрывает творимое ныне или аргументирует? ... будущий патриарх Геннадий Схоларий на Флорентийском Соборе, аж три речи в пользу унии произнес. И ничего не только патриархом стал, но даже святым.(с) Петр тоже предавал. Но сотворил плоды достойные покаяния. Наш тоже Патриархом стал и дай Бог ему и святым стать, мы не возражаем, спроси Форум. Противником унии он стал не сразу. А лишь прибыв в Константинополь и наблюдая реакцию горожан. Греки простили Георгия Схолария. Он стал знаменем их борьбы. А затем и патриархом с именем Геннадий.(с) Возможно ты вселяешь надежду на то что и наш станет знаменем борьбы, наблюдая реакцию горожан вернувшись из Стамбула. Я не то чтобы надежды не имею, но понимаешь велика вероятность в другом. Если допустить что будут приняты решения идущие в разрез с Православием, то уж будь готов к тому что все сопротивление будет дискредитировано, маргинализировано, и подвергнуто гонениям, не от чужих, а от своих. Пользу принесенную народ уже оценил. Если употребить слово рейтинг в оценке то нынешнее уважение к Святейшему возросло по сравнению с периодом до Патриаршества. Это и означает что нашли не злопамятней греков. И еще, если вдруг появится свежая проповедь где бы обнаружилось четкое и ясное исповедание не утаи от нас, дай знать. За ранее благодарю.
Савва / 07.11.2014, 19:48

150. Ответ на 142., Савва:

Ссылки где?

Немає )
М.Яблоков / 07.11.2014, 19:35

149. Ответ на 143., Сергий Агапов:

«…Кузнец выковывает волку новое певучее горло. …Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех».

Вот-вот. И я об том же...
М.Яблоков / 07.11.2014, 19:34

148. Ответ на 139., иерей Илья Мотыка:

А то что, будущий патриарх Геннадий Схоларий на Флорентийском Соборе, аж три речи в пользу унии произнес. И ничего не только патриархом стал, но даже святым.

Мало ли, что он произнес. Он тогда вообще мирянином был ) Для чего сравнивать мирянина с архиереем?
М.Яблоков / 07.11.2014, 19:31

147. Ответ на 143., Сергий Агапов:

«…Кузнец выковывает волку новое певучее горло. …Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех».

Это точно.
РодЕлена / 07.11.2014, 17:51

146. Re: О «Восьмом Вселенском Соборе» и не только

Ну не могу я делать я ссылки в интернете. Так что смотрите проповеди от 28 декабря 2008 г, затем на поместном соборе 2009 г. и 11 2010 гг. в тутаеве.

145. Краткое содержание сказки Волк и семеро козлят.

«…Кузнец выковывает волку новое певучее горло. …Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех».
Сергий Агапов / 07.11.2014, 16:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 20:12
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
19.11.2024 18:45
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
19.11.2024 18:04
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 15:51