После начала специальной военной операции в средствах массовой информации так и не появились сообщения о существенной благотворительной помощи нашей армии со стороны крупного бизнеса.
Может быть, такие ожидания вообще напрасны, поскольку богатство и патриотизм категорически несовместимы? Исторический опыт нашего народа показывает, что можно быть исключительно богатым человеком, при этом быть добрым христианином и активным, деятельным патриотом, жертвующим огромные средства на нужды армии, просвещения, культуры.
Вспомним о мультимиллионере-вологжанине Василии Александровиче Кокореве, при жизни ставшем легендой культурной, экономической и политической жизни Российской Империи XIX века.
Василий Александрович Кокорев (1817–1889) – один из крупнейших предпринимателей Российской Империи XIX века, родился в Вологде 23 апреля (5 мая по н. ст.) 1817 года в купеческой семье и получил домашнее религиозное образование. Перечень его свершений обширен и разнообразен.
В.А. Кокорев реформировал государственную откупную систему, создал крупные торговые компании, промышленные предприятия, морские и речные пароходства, осваивал золотые прииски Урала, строил стратегически важные железные дороги, основал и развил в целом отечественную нефтяную промышленность, создав первую в мире вертикально интегрированную нефтяную компанию, учреждал крупнейшие банки и страховые компании, построил в Москве «Кокоревское подворье» – первый в мире деловой центр, совмещенный с фешенебельным отелем, возводил грандиозные складские комплексы, административные здания, мосты, благо украшал храмы, создавал картинные галереи, курортные лечебницы, лазареты, парки …
В.А. Кокорев был известным политиком и общественным деятелем международного масштаба. Как мыслителя, публициста и писателя, Василия Александровича отличали глубокие знания, изысканный стиль и лексическое богатство, способность к необычным, подчас парадоксальным обобщениям и выводам.
Особо следует отметить неодолимое стремление В.А. Кокорева к утверждению красоты в окружающем его мире: вся его деятельность так или иначе была связана с постижением тайны красоты, распространением, обретением подлинной красоты и гармонии. Василий Александрович был сеятелем красоты, которая, по выражению Достоевского, должна спасти мир. Экономические проекты Кокорева были успешны во многом потому, что внутренне были гармоничны, а внешне – красивы. Это не случайно. В наше время многие маститые ученые считают, что основным критерием истинности научной гипотезы или теории (как и любого другого дела) выступает ее красота. Достаточно вспомнить, что все без исключения храмы, общественные здания, возведенные Кокоревым, принадлежавшие ему многочисленные городские дома и сельские усадьбы, отличались красотой архитектурных форм, оригинальным декором и гармонией интерьеров. Приверженность красоте обусловило его увлечение литературой, живописью, архитектурой, театром…
В стихии общественно-политической деятельности «во дни торжеств и бед народных» Василий Александрович, реализуя свои художественные наклонности, выступал непревзойденным устроителем, сценаристом, режиссером и кормчим торжественных общественных мероприятий, собраний, заседаний, юбилеев, встреч, застолий, превращая их в своеобразные красиво выстроенные спектакли, где все участники становились одновременно и персонажами пьесы и зрителями. Так, например, в феврале 1856 года в здании Московского манежа В.А. Кокорев организовал на свои средства грандиозное чествование моряков-черноморцев – защитников Севастополя. Москва их встречала по пути следования в Архангельск – на новое место службы. Историк П.И. Бартенев вспоминал: «Кокорев с Мамонтовым, сняв шапки, несли на большом серебряном блюде хлеб-соль – какую-то испеченную гору, для которой чуть ли не возведена была особая печь. Поравнявшись с гостями, Кокорев передал поднос старшему офицеру. “Други и братья, – произнес он, – благодарю вас за ваши труды и подвиги… Примите наше сердечное спасибо и наш земной поклон”. С этими словами он повалился им в ноги. За ним повалились в землю все следовавшие… Все плакали…»
Блистательные речи миллионера-мыслителя были направлены на гармоничное разрешение назревших проблем русской жизни, тексты этих речей, вызывавших всеобщий интерес, оперативно публиковали как отечественные, так и иностранные газеты.
Начиная с 50-х годов XIX века В.А. Кокорев активно включился в борьбу за освобождение крестьян от крепостной зависимости, в результате чего оказался под полицейским надзором.
О благотворительности В.А. Кокорева современники слагали легенды.
Приведем лишь несколько примеров. Предприниматель в 1878 году подарил городу Солигаличу знаменитую водолечебницу вместе с большим участком земли и зданиями бальнеологического санатория. Примечательно, что для создания этого лечебного комплекса В.А. Кокорев привлек в качестве химика-аналитика композитора А.П. Бородина. У Василия Александровича было особое чутье на таланты. Так, например, он дал старт научной карьеры Д.И. Менделеева… Василий Александрович состоял в дружеской переписке с императором Александром III…
Дружеские отношения связывали В.А. Кокорева и генерал-фельдмаршала князя Александра Ивановича Барятинского, покорителя Кавказа, пленившего Шамиля. Предметом частых бесед военачальника и предпринимателя были военная и экономическая безопасность Империи, помощь армии.
Во время Крымской войны Василий Александрович на свои средства направил из Москвы в осажденный Севастополь обоз в составе ста саней с провиантом и медикаментами. Назад обоз вернулся с ранеными, для лечения которых благотворитель превратил свои имения в лазареты.
Василий Александрович вместе с купцом Хлудовыми профинансировал военную экспедицию отряда добровольцев генерала М.Г. Черняева, отправившихся на помощь восставшим сербам в 1875 году.
Сумма участия В.А. Кокорева в военном займе Русско-турецкой кампании 1877–1878 годов составила 45 млн рублей, что было сопоставимо с военными расходами государственной казны.
В.А. Кокорев в интересах вооружения Русской армии построил стратегически важную железную дорогу, связавшую заводы Урала с волжским промышленным бассейном.
Василий Александрович финансировал строительство и содержание многочисленных школ, училищ, приютов, храмов, завещал более миллиона рублей на развитие отечественного коммерческого образования. Миллионер-просветитель поддерживал материально такие издания, как «Русская беседа», «Русский Вестник», «День», «Русский Архив», научные исследования.
На московский период жизни В.А. Кокорева приходится его активное участие в Славянском Благотворительном Комитете. В состав комитета входили все отечественные славянофилы во главе с Алексеем Хомяковым и Юрием Самариным.
Многое сделал В.А. Кокорев для развития отечественной культуры. На родине, в Вологде, он организовал городской общедоступный театр, перестроив для этого собственный огромный дом: содержал труппу, оплачивал новые постановки спектаклей. В репертуаре вологодского театра были водевили, драмы, в том числе и А.Н. Островского, и даже опера «Волшебный стрелок».
Меценат регулярно материально поощрял художников, литераторов, ученых.
Оставили воспоминания о систематической щедрой помощи Кокорева живописец и график К.А. Трутовский, художник Э.А. Дмитриев-Мамонов, писатель Н.С.Лесков, поэт И.С.Никитин…
В процессе своей кипучей предпринимательской деятельности в 1855 году В.А. Кокорев приобрел в Москве дворянскую усадьбу бригадирши Д.Л. Лопухиной с особняком на Ивановской горке, в Большом Трехсвятительском переулке, вблизи Китай-города, делового центра Москвы. Дом вскоре был переобустроен в «русском стиле» по проекту архитектора И.Д. Черника с одновременной пристройкой к основному зданию просторного двухэтажного корпуса для картинной галереи, также декорированного в допетровской традиции. Архитектурное решение в целом было выдержано в старобоярском стиле, включая высокий терем с блестящей металлической кровлей. Интерьеры московского дома, как и особняков В.А. Кокорева в Петербурге, Киеве, Вологде и Крыму, отличались безукоризненным вкусом.
В московской усадьбе на «политических обедах» собирались известные деятели культуры: университетские профессора-историки, искусствоведы-коллекционеры; писатели, поэты: Н.В. Гоголь, А.И. Кошелев, Н.Ф. Павлов, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, Н.С. Лесков, М.Н. Загоскин; историк М.П. Погодин; братья К.С. и И.С. Аксаковы; актер М.С. Щепкин… Среди них Василий Александрович представал как радушный хозяин, искусный собеседник, великолепный рассказчик. Сюжеты его литературных импровизаций неоднократно использовал Н.С. Лесков в рассказах «Владычный суд», «На краю света», «Чертогон»…
Среди почитателей оригинальной натуры Василия Александровича были проводившие зимы в Москве литераторы и общественные деятели: С.Т. Аксаков, А.Н. Струговщиков, К.Д. Кавелин. Н.С. Некрасов неоднократно с уважением упоминал В.А. Кокорева в своих стихотворениях и письмах.
26 января 1862 года в Москве Василий Александрович открыл для посетителей свою картинную галерею, ставшую одновременно просветительским культурным центром всего города. Первая в Москве Публичная общедоступная художественная экспозиция включала 35 скульптур и более 500 полотен, из них 241 – русских художников, среди них творения А.Г. Венецианова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова (42 полотна), А.А. Иванова, А.М. Матвеева, О.А. Кипренского, Н.Е. Сверчкова, С.Ф. Щедрина, И.К. Айвазовского (29 полотен), В.А. Тропинина… 259 великолепных полотен представляли творчество крупнейших западных мастеров.
В здании галереи был предусмотрен дополнительный поместительный зал, где для разночинной публики и студентов читали лекции специалисты-искусствоведы, выступали художники и писатели. Здесь, при полном аншлаге, в апреле 1864 года в «литературном утре» участвовали А.Н. Островский, А.Н. Плещеев, Ф.М. Достоевский, читали стихи и прозу актеры Малого театра.
Часть представленных скульптур и картин были созданы известными мастерами по заказу самого В.А. Кокорева. Впоследствии его коллекция живописи и скульптуры стала основой собраний многих отечественных музеев изобразительных искусств.
Василия Александровича заслуженно считают одним из основателей русского стиля в отечественном искусстве. Любовь к отечественной старине, национальной культуре В.А. Кокорева послужила примером для московских коллекционеров и меценатов, что выразилось в художественном оформлении подмосковных усадеб Абрамцево, Мамонтовки, имений Услады Саввы Мамонтова и Талашкино княгини М.К. Тенишевой.
В 1858–1859 годах Василий Александрович много потрудился для благоустроения Первопрестольной на выборном посту товарища (заместителя) Московского городского головы. Как и другие именитые купцы, он делал большие пожертвования Московскому университету и Московской практической академии коммерческих наук. Московской публичной библиотеке (ныне – Российская государственная библиотека) В.А. Кокорев передал в дар собрание из четырех тысяч редких и антикварных книг – часть своей личной библиотеки.
В 1862–1865 годах за 2,5 млн рублей В.А. Кокорев построил в Москве, на Софийской набережной, напротив Кремля трехэтажную гостиницу – деловой центр «Кокоревское подворье», гармонично вписавшийся в окружающую градостроительную среду. Архитектурное решение фасада отличалось красотой и цельностью образа, изяществом отделки. Ажурный чугунный балкон художественного литья на всю длину главного фасада составлял сплошной навес над тротуаром и входами. В здании размещалась также библиотека, контора банка, транспортное агентство, почта, телеграф, ломбард, охраняемые складские помещения.
В Кокоревском подворье подолгу жили и творили: известные писатели – П.И. Мельников-Печерский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.П. Чехов; композиторы – А.С. Аренский. П.И. Чайковский здесь написал оперу «Мазепа»; художники. Для живописцев были созданы особые условия творчества. Здесь были специально оборудованы по индивидуальным проектам мастерские знаменитых художников: В.И. Сурикова, С.А. Виноградова, В.В. Верещагина, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, К.А. Коровина. А. Васнецов жил в Кокоревском подворье около десяти лет.
Василий Александрович оставил ценное литературное наследие. «Кокорев – человек необыкновенный, – писал С.Т. Аксаков, – Я даже постигнуть не могу, как он может так писать, не получив образования. Он может принести огромную пользу. Это вполне русское чудо!» С.Т. Аксаков ошибся: уже став миллионером, Василий Александрович прошел курс обучения в Московском университете...
Сочинение В.А. Кокорева «Экономические провалы» (1887) убедительно раскрыло всю вредоносность внедрения западноевропейского капитализма на русскую почву. Книгу многократно переиздавали в течение полутора веков, ее содержание сохранило актуальность и в наши дни: «Пора государственной мысли прекратить поиски экономических основ за пределами России и засорять насильственными пересадками родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».
Все сказанное выше лишь в общих чертах приоткрывает завесу забвения достойно прожитой жизни и выдающихся свершений Василия Александровича Кокорева, много потрудившегося на ниве отечественной культуры. Завершающий вопрос читателю: кого из российских олигархов можно поставить рядом с Кокоревым?
Александр БОЧКОВ, член Союза писателей России
1.