Источник: Никольский Монастырь и подворье в Годеново
Наш мир и Россия сегодня – в тесной и сложной связи – беременны будущим. На первый взгляд, это звучит как трюизм. Каждый век, каждый год, каждый миг порождают из себя будущее, немедленно становящееся прошлым. Но бывают особые поворотные точки в истории, когда слово «будущее» звучит как вызов – с гамлетовским акцентом: быть или не быть.
Россия, в ее сакральной проекции, резонирующая между Святой Русью – образом Небесного Иерусалима и адом на земле, ныне, как никогда, являет собой надежду человечества.
Надежду на что? Отнюдь не на земной рай «светлого коммунистического завтра», которым облыжно смутила умы и сердца людей на разных континентах век назад. И, прежде всего, была смущена, обольщена сама в значительной части русского народа. Надежда наша на спасение — не «научно» рассчитанное, а чудесное спасение с Божьей помощью – от той адской тьмы, в которую на наших глазах погружается мир. От того геенского пламени, который уже зримо лижет страны, целые регионы и людские сообщества.
Конец истории не по Фукуяме, а по Иоанну Богослову явственно брезжит на горизонте в зареве горящей Газы, в донецких пожарах и братоубийствах, в европейских уличных беспорядках. И все это в обрамлении радужной ЛГБТ-заразы, явной уже сатанической шизофрении, охватившей западный мир.
Понимающие и чувствующие знамения люди, прежде всего, христиане, смотрят на это скольжение к бездне с двояким чувством. С одной стороны, нельзя не сокрушаться об ускорении истории к концу времен: безумие – явление печальное. С другой – по известной присказке: чем «гуще мрак, тем ближе Христос». Предикаты можно поменять местами.
Но есть и третий ракурс взгляда на происходящее: мы не можем безучастно наблюдать и ждать развязки, даже не пытаясь действовать – мол, все уже предопределено и мы тут бессильны. Русский народ в этом смысле всегда сочетал в себе тройное мировосприятие: при глубокой эсхатологичности – здравый позитивный взгляд на происходящее и императив действия: спасти то, что можно спасти в мире ближнем и «дальнем», до конца бороться «за други своя», противостоять злу силою. Силою оружия и оружием молитвы.
Именно в этом заключается суть того государственно-духовного устроения, которое старец Филофей 500 лет назад сформулировал в своей знаменитой формуле: «Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти». Это формула крепости с воротами, открытыми как ковчег для всех, кто не приемлет «законов» сатаны. С грозными пушками на стенах против воинства тьмы, но также – с крепкой сердечной молитвой защитников крепости. Молитве– и о своей душе, и о сородичах, и о всем роде людском. Последнюю компоненту Федор Михайлович Достоевский вывел в понятии «всечеловек» – противоположном одновременно двум западным богоборческим концепциям: вненациональному либероидному «общечеловеку» и ницшеанскому «сверхчеловеку».
Стать «всечеловеком» по Достоевскому невозможно, не обретя сперва твердой национальной укорененности – не поняв и не полюбив свою родину и свой народ. Не любишь ближнего – не полюбишь и «дальнего».
Давайте зададимся вопросом: а мы сами, разумея всех сегодняшних соотечественников, называющих себя русскими, соответствуем ли этому определению? Любим ли своих близких, даже более того – любим ли мы себя – по второй заповеди «Возлюби ближнего как самого себя»?
Увы, большинству из нас далеко до высоты «всечеловека» – к этому только предстоит возвыситься через истинное возвращение в русский народ – а значит через воцерковление. Патриарх Кирилл недавно предельно ясно высказался, опираясь на того же Достоевского и других великих русских духовных мыслителей: «русский – значит православный». Это корневая максима. Недаром на нее тут же ополчились все, кого корежит от православия – от либералов-общечеловеков, до «родноверов» и коммунистов.
Ни у одной страны, ни у одного народа не возникало в глубине национального самосознания такой формулы сакрального царства- пространства как у нас – «Святая Русь». Некоторые считают ее мифом, мечтой, подобной Китеж-граду. Но пустые мечты без следа уносит ветер времен. А эта мечта «впечатана», кажется, в самую сердцевину русского духа – то, что Карл Юнг назвал «коллективным бессознательным».
Зафиксированная еще в «Повести временных лет» преподобным Нестором, идеологемма, а точнее – «духологемма» – «Святая Русь» не оставляет наш народ, не забывается, не становится артефактом далеко прошлого. А это кое-что да значит! Историософема «Москва – Третий Рим», пятивековой юбилей которой мы отметили в этом году, дополнила духологемму «Святая Русь» государственно-имперским оттенком. Не переведя ее, разумеется, в политическую плоскость, как это кажется иным.
На протяжении всего своего исторического бытия русская земля – то приближалась к этому идеалу, то сильно удалялась от него, никогда не теряя его, впрочем, окончательно. Даже в богоборческие советские времена Святая Русь и Третий Рим просвечивали сквозь натянутые на Россию чужеродные колючие одежды. Вселенская миссия Руси не была отнята Господом. Сохраняется она и сегодня после 30 пост-советских лет следования в арьергарде западного апостасийного содома. Хотя духовные раны, нанесенные в эти последние годы русскому народу, пожалуй, даже тяжелее ран предыдущего коммунистического периода. И их требуется залечить. Но времени для длительной терапии у нас, похоже, нет. Значит, нужен духовный «прорыв», откровение.
Большинство из спрошенных сегодня соотечественников ответит, что он любит Родину. Но с чего начинается Родина? С березки, с будённовки в шкафу, как в известной советской песне? Это было и прошло. А сегодня – вот с чего? Вряд ли мы получим ныне хоть сколь нибудь единообразный ответ, скорее всего – недоуменное молчание или мычание. Народ наш дезориентирован и разобщен. Помните как в Евангелии от Матфея, Христос «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря». Вот так же и наш народ ныне «изнурен и рассеян». Даже СВО, так и не названная пока войной, не смогла еще его сплотить, несмотря на официальные призывы. Кроме общей беды, общих испытаний, русскому народу необходим яркий общий символ – возвышающий дух, собирающий воедино, «возводящий чада ко своему наследию». А какой символ ярче и глубже чем Крест Христов?
И вот здесь хочется сказать, что на наших глазах, исподволь, в России совершается настоящее чудо. Оно прикровенно пока для многих даже внутри церковной ограды и, тем не менее, уже стало не только общенациональным, но и обще-православным явлением. Речь о Годеновском Животворящем Кресте Господнем.
11 июня 2023 года исполнилось шесть столетий с того дня, как на Сахотском болоте в глухом уголке Ростовского княжества простым пастухам чудесным образом явилось с неба«с греческой стороны» это горельефное двухметровое распятие с иконописным образом Христа — одна из величайших святынь православной Руси. Его сопровождал Святитель Николай, повелевший поставить храм, куда поместить Крест – и он там начнет источать чудеса. Все так и произошло.
Важное обстоятельство: чудесное «прибытие» Креста состоялось ровно за тридцать лет – день в день – перед падением Константинополя. И еще – в год начала осады Фессалоник османами, которая закончилась захватом этого важного византийского города, став прелюдией конца Ромейской империи. Возможно, что Крест был перенесен силой Господней на Русь именно оттуда.
Крест этот древней работы. Некоторые искусствоведы осторожно атрибутируют его создание XII-XIII веками и однозначно относят к византийской художественной школе. За прошедшие века он претерпел множество злоключений: времена поругания и забвения. Сохранился невредимым в сгоревшей дотла деревянной церкви, не поддался топору богоборцев после революции. По таинственной тропе был спасен верующими от уничтожения и сохранен в Златоустовской церкви села Годеново для будущих поколений.
Где и явил свою чудотворную силу уже в пост-советское время под именем «Годеновский крест».
Кроме множества исцелений болящих, помощи в трудных личных обстоятельствах, это древнее деревянное Распятие несет в себе тайну духовной связи Ромейской империи и Руси. Как писал православный философ и историк Виктор Николаевич Тростников: чудотворный Крест стал поворотным моментом в русской истории и вещественным знаком преемства – своеобразной «эстафетной палочкой» передачи Православной ойкумены от Византийского царства и Царству Русскому.
Такое историософское значение Годеновского Креста долго было неведомым, невнятным для русских людей. Крест чудотворил все шесть веков, чему есть письменные свидетельства, богатые дары, которыми его украшали до революции. Но вот это «корневое», судьбоносное его значение для всей России и православного мира не осознавалось – ни государством, ни Церковью. Оно вышло из-под спуда уже в нашем веке в селе Годеново, ставшим подворьем Свято-Никольского женского монастыря в Переславле-Залесском. То есть произошло настоящее чудо, которое можно назвать вторым обретеньем Небоявленного Креста Господня.
«Проводниками» этого чуда стали сестры Никольской обители во главе с игуменьей Евстолией. Благодаря ее энергии была проведена научная реставрация Креста, пребывавшего в удручающем физическом состоянии. А само Годеново из вымершего села с храмом без паствы превратилось в один из крупнейших паломнических центров России. Все это случилось в последние два десятка лет.
Сейчас в Годеново ежегодно притекают тысячи людей со всех концов страны и из других пределов. Люди, причем, по-большей части невоцерковленные, жаждут получить помощь от Креста Христова – и получают ее! К пустому колодцу, как известно, не ходят. Книга чудесной помощи, которые ведут сестры, наполнена уже сотнями благодарностей за исцеления, помощь в различных обстояниях, деторождении, создании семьи, в самых разных случаях – даже повышении по службе и исцелении домашних животных, представьте себе! И этих зафиксированных больших и маленьких чудес уже во много раз больше, чем было записано в дореволюционных хрониках за все шесть предыдущих веков! Копии Годеновского Креста благодаря деятельности матушки Евстолии разошлись уже по всей России и оказались в других странах, побывали даже в космосе – на орбите МКС.
О чем все это говорит? О том, что Господь дает России, нашему народу явный знак и шанс: вокруг чего и как нам объединяться и излечиваться от поразивших нас недугов. Крест, только Крест Христов наша главная и последняя сила, главное оружие. Ни ядерные силы сдерживания, ни гиперзвуковые ракеты, ни выдуманная в интеллектуальных лабораториях идеология, о необходимости которой сегодня столько говорят, не спасут страну от падения в общую пропасть, если мы не припадем всенародно ко Кресту Христову, не возьмем на рамена и не понесем Крест, предназначенный от века Святой Руси.
И пускай кто-то говорит, что это, мол, не толерантно, что единением вокруг Креста мы якобы расстраиваем мусульман или другие конфессии. Крест Христов – это настоящая, не выдуманная «точка сборки», актуализирующая историософему Третьего Рима, как мировую миссию России. Враг рода человеческого это хорошо понимает. Недаром майданное беснование Украины началось со спиливания крестов на Крещатике. Недаром, по его наущению, сегодня некие деятели пытаются убрать кресты с эмблем и национальных символов.
Но недаром, одновременно происходят и прямо противоположные духовные деяния. Так продолжением Годеновского чуда стал Общероссийский миссионерский Крестный ход с освященной копией Годеновского Креста. Эта идея родилась у председателя патриаршего миссионерского отдела, настоятеля Высоко-Петровского монастыря в Москве, епископа Луховицкого Евфимия. Он же по благословению Святейшего Патриарха, и по Божьему вдохновению организовал и провел этот Крестный ход.
Владыка признался: настоящим чудом стало то, что сложнейший с точки зрения организации и логистики проект удалось осуществить без серьезных сбоев. Крест провезли за 2 месяца через 27 городов на одной машине с прицепом, покрыв в общей сложности около 25 тысяч километров. При этом точно попадая в намеченный график прохождения. В некоторых городах он был «привязан» к православным праздникам, а в других это получалось как бы «спонтанно». Мурманск, с которого начался Крестный ход, отмечал день всех Мурманских Святых, Петербург проводил городской крестный ход к мощам святого благоверного князя Александра Невского, Белгород праздновал память Святителя Иосафа Белгородского. В севастопольский Херсонес – место крещения Святого равноапостольного князя Владимира, крестоходцы прибыли на Крестовоздвижение, в Екатеринбург – к Покрову. А завершился грандиозный проект, как и было задумано – во Владивостоке на празднование иконы Казанской Божьей Матери и Дня народного единства. Причем, «совпало» это с чудесным обретением Святейшим Патриархом утерянного более века назад оригинала Казанского образа. Бывают ли такие «совпадения» без Промысла Божия?
Для верующего человека – вопрос риторический. Но и для всех остальных, кто пока далек от веры, сомневается – это явный повод задуматься. А ведь в этот же год решением президента России образ «Пресвятой Троицы» Андрея Рублева был возвращен Церкви. Русские Святыни собираются воедино – это ли не чудо и не «шанс Божий» для русского народа стать вновь русским не по одному лишь имени? Это ли не собирание воедино «духовного арсенала» Святой Руси для победы над тьмой?!
В «русле», явно прочерченном свыше, прошел с общерусской Святыней уникальный Крестный ход, каких еще у нас не было. От Мурманска до Севастополя, и от Бреста до Владивостока вся русская земля была как бы осенена тысячекилометровым крестным знамением. Сотни тысяч соотечественников с молитвой и слезами приложились к Годеновскому Кресту, объединяясь тем самым в едином духовном делании. Молились не только за себя – но за своих близких, воюющих с нацистами на Украине, за нашу страну, за нашу Победу. Такой общенародной молитвы, такой духовной «энергетики» мы давно уже не видели! Люди истосковались по символу братского единения, по общему делу, по надежде, наконец. К Кресту тянулись даже люди невоцерковленные Такое ощущение, что он всколыхнул некие глубинные пласты в сознании русского народа, пребывавшие в амнезии. Всего одна красноречивая деталь: ступни Спасителя на Годеновском Кресте уже перед прохождением Донбасса были настолько «зацелованы», что лак и краска на них почти стерлись до дерева. Остатки красочного слоя исчезли уже в Сибири.
И еще о чудесах: на дороге между Донецком и Луганском ночью произошла встреча Годеновского Креста с прославленной донецкой мироточивой иконой Богородицы «Умягчение злых сердец», которую перемещают для помощи нашим воинам по всему фронту. С потушенными фарами при свете фонарика (ввиду баражировавших в небе дронов) владыка Евфимий отслужил краткий молебен перед чудотворной иконой, а сопровождавшие ее люди приложились ко Кресту. Было отмечено: пока Крест находился в зоне боевых действий, вражеские обстрелы заметно утихли. При этом весь маршрут Крестного хода сопровождала ясная солнечная погода. Иногда, как в Сибири – аномально теплая для календарного времени. Словно само «солнышко» катилось по нашей земле...
Огромную роль в этом масштабном миссионерском проекте сыграл телеканал «Спас» во главе с Борисом Корчевниковым, подробно освещавший передвижение Креста по всем городам маршрута. Сопровождали Крестный ход движение «Культурный фронт», созданное режиссером Николаем Бурляевым и общественная организация «Русь Православная», возглавляемая Михаилом Ивановым. Последняя проводила в городах пребывания Креста награждения особо отличившихся героев СВО. Пребывание это сопровождалось активной миссионерской работой: многочисленными лекциями и публичными духовными беседами священников, демонстрацией художественного фильма «Русский Крест» Эдуарда Боякова и документальной ленты «Крест» Аркадия Мамонтова.
Ныне, Крест, перекрестивший Россию, уже прибыл в Москву, где по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 18 по 20 ноября будет доступен для поклонения в храме Христа Спасителя. У жителей столицы и паломников из других мест есть возможность приложиться к Животворящему Годеновскому Кресту Господню, духовно воссоединившись с сотнями тысяч православных христиан, которые молились перед этой святыней в городах и весях нашего Отечества во время Крестного хода. После этого Крест будет пребывать в храме Святителя Николая миссионерского отдела Московской Патриархии – на Долгоруковской улице.
Очень хотелось бы надеяться, что зерна, посеянные Годеновским чудом, взойдут по всему нашему Отечеству, будут осознанны и полнотой Церкви и государством.
Развивая этот «посев», уже три года матушка Евстолия строит в Годеново огромный двухуровневый соборный храм Софии – Премудрости Божией – копию царьградской Айя-Софии, уменьшенную в полтора раза. В этом зодческом символе Третьего Рима как общерусская святыня будет пребывать символ духовного преемства Православной империи — Небоявленный Крест. Нет сомнения, что несмотря на известные трудности, храм будет достроен – Святейший обещал освятить его. На храмовой площади скульптором Сергеем Юрьевичем Бычковым возведены памятники-иконы: преподобному Серафиму Саровскому – духовнику и печальнику Земли Русской, Святым Царственным Страстотерпцам, Равноапостольным царю Константину и царице Елене – с «аллеями смыслов», где галереи баннеров рассказывают об этих святых, их связи с историческим Крестом России и наследием Византии, воплощенном в Годеновском Кресте.
Историософское, промыслительное наполнение «годеновского проекта», с одной стороны, очевидно, а с другой — глубже, чем мы можем проникнуть своими «плотяным» зрением. Возводится, а вернее «проявляется» мостик к Третьему Риму, строится «портал в Святую Русь». Сумеем ли мы, воспользовавшись Божьим шансом, пройти по этому мосту к нашему предназначению над бушующей бездной? Сможем ли войти через приоткрытый нам сегодня «портал» в вековечную русскую мечту, став в последние времена спасительным ковчегом для части человечества? Спасемся ли, в конце концов, сами?
Господь указал путь и дал знак. Остальное зависит от нас.