Холивар, а по-русски говоря, «священная битва» «красных» с «белыми» в конце прошлого года и в начале нынешнего набрала обороты и обрела новые обертона. Вопрос постановки и, наоборот, сноса памятников, акценты в новейшем школьном учебнике истории ХХ века, топонимические страсти; наконец, возможность (в другой редакции – необходимость) пресловутого «левого поворота» будоражат умы узкого слоя интеллигентов, выплескиваясь на страницы соцсетей. Слава Богу, это происходит явно лишь в интернете. Хотя под этой публичной верхушкой айсберга, существует и подводная его более массивная часть – гораздо более сонная и косноязычная, плавающая в национальном бессознательном. И надо, признать, что айсберг этот при всей кажущейся «ерундовости» стоит колом на пути корабля «Россия» в будущее.
Сразу стоит отметить, что абсолютное большинство наших соотечественников живут совершенно иными проблемами и тревогами, чем война «алой и белой роз». А если говорить о (опять же, большинстве), молодежи – так еще и в другом «измерении». Есть ощущение, что кто-то специально и довольно искусно заводит русский народ на десятый и двадцатый круг блужданий по бесплодному болоту мнимых величин и прошлых, якобы непреодолимых, антагонизмов.
Для понимания позиции оговорюсь: автор этих строк по убеждениям православный монархист, имперец, сторонник идеологеммы «Москва – Третий Рим» и «Россия — ковчег спасения в последние времена» (а они, судя по многим признакам уже «близ есть при дверех»). При этом мне одинаково чужды как необольшевизм, так и придыхание перед «белым движением»; как сталинизм, так и антисталинизм; как презрение к «совку» и трактовка советского периода в качестве «черной дыры», так и идеализация СССР, мечты о его восстановлении.
Последние потуги особенно смешны от тех, кто в Союзе жил в глубоком детстве или вообще не жил. Нелепы также мечты о восстановлении Российской Империи примерно в том виде и с той точки, в которой она была прервана по Промыслу Божию. Потому, что без него в истории вообще ничего не происходит.
«Красно-белые» игры и глупы и опасны – особенно сегодня, в той ситуации, в которой находится Россия. Против нее открыто ополчились все силы зла с «генеральным штабом» в преисподней. Однако у нее немало сторонников на всех континентах – совершенно убежденных в ее правоте и интуитивно чувствующих эту правоту даже в том неоднозначном состоянии, в котором она находится. Россия, как она есть, стоит сегодня на зыбком мостике между своим «почти-небытием», в которое ее успешно погружали десятилетиями, и своим истинным бытием – как она задумана Богом.
Нам просто жизненно или, если хотите – смертельно необходимо вырулить на свой курс – пойти по нему хоть галсами, только без оверштагов. Это поняли уже даже в капитанской рубке, судорожно вертя рулем и подыскивая лоцманов. Надо признать, с гибельного курса, ведущего прямо в пасть Харибды мы кое-как отвернули, научились затыкать уши у островов сирен, хотя и не у всех пока. Но на свой курс так и не легли. У нас, как сказано, проблема не только с лоцманами, но и со штурманами; брожение и бардак в команде, снасти потрепаны, переборки подтекают. Более того, по нам палит неприятельская флотилия и далеко не всегда- мимо. Смолить пробоины приходится на ходу.
И в этой ситуации нам нужен не только ветер в паруса и уголек в топке, но и правильный вымпел на гроте – такой, чтобы был виден и понятен — и всем матросам команды и неприятельским кораблям, и сверху – Богу.
На этом пока отложим военно-морские метафоры. Вернемся на землю – на нашу русскую землю. За прошлый век она пережила столько ужаса и горя, ее так обильно полили кровью и грязью, на ней взошло при этом столько святых цветов, сколько, наверное, ни на одной земле за все время бытия человечества. Как пронзительно и пророчески писал о России Максимилиан Волошин в 1919 году: «Мы погибаем, не умирая, Дух обнажаем до дна. Дивное диво – горит, не сгорая, Неопалимая Купина».
И ныне уже в этом веке – опять горит Русь – пока только южная Русь. Ежедневно гибнут мирные люди, разорванные снарядами, ежедневно с оружием в руках кровные братья убивают друг друга на радость мировому сатанинскому кагалу. Который не устает подбрасывать в эту топку дровишек. И вот в это самое время – кто по своей страстной дурости, а кто за вполне зримые коврижки начинает раздувать «красно-белые» страсти.
Какого извините рожна, нужно сегодня устанавливать памятники Дзержинскому и Сталину, а с другой стороны – Врангелю и Колчаку? А потом с пеной у рта бороться с ними или за них? У вас товарищи-господа, что другой заботы нет сегодня? Спросят: а что эти деятели не заслуживают мемориального увековечения? Отвечу так: кто-то и заслуживает, но в нужное время и в нужном месте.
Что касается времени – то это точно не сейчас. Что касается места... С общерусской государственной точки зрения памятник тому же Колчаку можно и стоило бы поставить в спокойное время – только не в Омске, а в Якутске или Верхоянске – откуда оправилась под его командованием Русская полярная экспедиция. То есть, памятник не Верховному правителю России, а великому русскому полярнику, океанографу.
Памятник Врангелю в Крыму – это, по-моему, издевательство и над здравым смыслом и над самим бароном. Бюст Петру Николаевичу во дворе ростовского кадетского корпуса, который он и основал? Почему бы и нет, если таково настроение руководства кадетской школы? Это не центральная площадь города. И демонтаж бюста с пеной на губах под истерику местных коммунистов – вещь более, чем неприятная.
Что дальше? Восьмиметровый Сталин на проходной завода «Микрон» в Великих Луках? Странновато, конечно, но тоже, не Бог весть какой вопрос. Не обязательно испытывать по этому поводу бурную радость или праведный гнев. Правда, освящение памятника православным батюшкой, на мой взгляд – полный абсурд, «смешение стилей».
Кто там еще — железный Феликс во дворе штаб-квартиры СВР? Ну что ж, если руководство службы себя с ним ассоциирует. А, например, не с генерал-фельдмаршалом Михаилом Богдановичем Барклаем-де-Толли, создавшим в России ведомство военной разведки. Могли бы рядом с Феликсом хоть бюстик Барклаю установить...Но опять же, повторюсь, это не центральная площадь и это «корпоративное настроение» – назовем его так.
На центральных же площадях российских городов пока, увы, засилье Ильичей. С точки зрения монументального искусства некоторые из них, безусловно интересны, большинство- никакие, многие — просто ужасны. А с точки зрения мировоззренческого вымпела, который, как говорилось выше, нужно поднять на грот-мачте, то вся эта Лениниана – якорь, который волочится по дну, не давая кораблю развить ход.
Далее скажу вещь обоюдоостро-непопулярную: постановка памятников да, во-многом оболганному Сталину, а с другой стороны – руководителям Белого движения также не придает нашему кораблю хода, не помогает лечь на курс. А наоборот – вызывает ненужные завихрения, протуберанцы – «морщит море», как в известной сказке Пушкина. Да и на единство команды не работает.
Спрашивается, а есть памятники, которые это единство бы крепили? Конечно есть: святой благоверный князь Александр Невский, святой князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий, князь Пожарский и гражданин Минин. А еще – Юрий Гагарин, Сергей Королёв, Игорь Курчатов, Дмитрий Менделеев – перечислять можно долго.
Но я не призываю заняться немедленно постановкой «правильных» памятников и наоборот – «ленинопадом» как на Украине. Всему своё время. Сейчас просто не до того. Хотя памятники, мемориальные доски и топонимы Свердлову, цареубийце Войкову, кровавым палачам ВЧК- Петерсу, Лацису, Землячке-Залкинд следовало бы, конечно, удалить побыстрее. В том числе – из оскверненной кремлевской стены. Кладбище оттуда, надо безусловно убирать.
До мумии Ульянова -Ленина дело тоже дойдет – когда Господь даст знак. Может завтра, может послезавтра это произойдет – тихо без всякого возмущения части общества, состоящего из пожилых, в основном уже его почитателей.
Теперь скажу свое личное мнение о «коммунистическом» периоде жизни нашей страны, условно называемом «советской властью». Я застал лишь в полной мере брежневский период на всем его протяжении, ну и далее – по списку до Меченого с Беспалым впридачу. Поскольку это совпало с детством-отрочеством-юностью, то в основном окрашено в тона светлые, радостные с примесью иронии, скепсиса, фронды уже в более сознательном возрасте. Вся светлые воспоминания и ощущения из СССР у меня никоим образом не связаны с господствующей идеологией – точнее её ритуальными останками. А связаны с неким квази-советским флёром из хороших песен, фильмов, литературы, «ненапряжной» и довольно человечной общественной атмосферой.
Всё это «поехало» сразу после смерти Брежнева, а позже – через краткий период надежд ранней перестройки пришло к подлинному кошмару и отврату. Не буду углубляться в эту тему – у кого-то ощущения от прошлого схожи, у кого-то резко отличаются.
Изучая позже на основе свидетельств и документов все предыдущие советские периоды, я тоже пришел к определенным выводам. И они не сводятся к дихотомии «плохо-хорошо». Пользоваться бинарной оппозицией для оценки исторических периодов, на мой взгляд, контрпродуктивно. Это как в нашем детстве вопрос в ролевых играх «а ты за белых или за красных?», где под первыми подразумевалось абсолютное зло, а за вторыми признавалось правда и добро. Для нынешних же «белых» – все ровно наоборот.
Здесь я хотел бы пояснить: бинарная оппозиция добра и зла для христиан – это мировоззренческая аксиоматика. Но она, пронизывая ткань человеческой истории, лежит в иной плоскости, можно сказать, в другом измерении. «Мои пути не ваши пути», – сказал Господь.
Сейчас опять скажу вещи для некоторых неприятные. Вот основатель советского государства Владимир Ульянов-Ленин. Сущность Ленина инфернальна. В его безусловном политическом гении сквозит что-то нечеловеческое. Это даже не фанатизм, как у Дзержинского (у железного Феликса сквозь фанатизм проступают некие человеческие черты) а полная холодно-рассудочная одержимость. Ленин – орудие, инструмент, скальпель. Но чей? Я имею ввиду, в итоге – чей? Ответить на этот вопрос не так-то просто.
С одной стороны – творил дела поистине сатанинские, русский народ презирал, историческую Россию ненавидел, желал использовать как большое бревно для розжига мировой революции.
А с другой… Господь попустил ему взять власть над Россией со своими бесноватыми подельниками. И заставил делать то, что они изначально вовсе не хотели: собирать разлетевшуюся на осколки Империю, устанавливать государственный порядок, поднимать разрушенную промышленность, закладывать на будущее заделы в науке-технике.
Довольно скоро Господь убрал Ленина – смахнул просто с земли. И финал его был ужасен. А через десяток с лишним лет за ним в том же направлении отправились большинство его ближайших соратников.
Один – «набольший» выжил, подмял всех, пострелял и растер в лагерную пыль многих негодяев, а заодно — гораздо больше – хороших русских людей. Но при этом спас страну от троцкизма, выстроил достаточно крепкое государство, создал материальную подушку безопасности, за счет которой во многом, мы еще и сейчас живем.
И это тоже попустил и предусмотрел Господь.
Ценой невероятных жертв мы выиграли страшную войну, сделали ракеты, освоили атом, построили заводы и электростанции – и много чего еще. Но всего через поколение власть, созданная Лениным и видеоизмененная Сталиным, бесславно рухнула. Прежде всего, потому, что изначально строилась на песке – без Бога. И мы попали в либерально-воровской кабак и бардак. И всё это тоже нам попустил Господь.
Так вот, на мой взгляд главной ( и нерешенной до сих пор) задачей русского народа остается понять почему и ДЛЯ ЧЕГО Бог попустил нам этот трагический виток истории Руси? Который, кстати, еще отнюдь не закончился.… А поняв – сделать и негативные и позитивные выводы. Первые – это то, что нельзя повторять в дальнейшем. Вторые – это тот положительный опыт, который можно и нужно вычленить в советском периоде – опыт практический, не связанный с идеологией марксизма-ленинизма. Такого рода двусоставный опыт следует извлечь, наконец, также из имперского и московского периода нашей государственности. Чтобы синтезировать из всего этого правильный курс государства нашего.
Возвращаясь же к дихотомии «красные белые», с которой начал, выскажу банальную мысль — не были одни «хорошими», а другие «плохими» людьми. С обеих сторон были и патриоты, и романтики-идеалисты, и злодеи-садисты, и люди, ослепленные ненавистью, местью. Да и просто – банальные обыватели, захваченные волной междоусобицы.
Да, одна из сторон может быть лично кому-то, в целом, симпатичней и ближе. Хотя бы с эстетической точки зрения. Как мне – так «белые». Но это вовсе не говорит о какой -то «исторической истине» применительно к сегодняшней России. Те «белые» и «красные» давно спят, часто\ на общих кладбищах, многие давно примирились в своих общих потомках и яростный огонь тот давным-давно погас. Так зачем и кому нужно его сегодня вновь раздувать? Ясно что, не патриотам России.
Я не предлагаю сращивать несращиваемое, примирять непримиримые идеи и символы, как это пытаются сделать некоторые. Да и идей-то тех уже и след в истории простыл! «Красное и белое» – это сегодня алко-маркет, да ещё клуб «Спартак»....
Ныне в «красных» и «белых» люди играются как «на театре». Но это опасные дворовые игры. Поскольку на дворе нашем идет реальная война, не имеющая ничего общего с той давней русской гражданской усобицей. Правда, в кабинете у Клауса Шваба стоит бюстик Ленина, но это явно не о построении социализма в одной отдельно взятой стране. И не о реорганизации Рабкрина. Это о победе над естественным человеком и человечностью, к чему герой бюста зримо приложил в истории руку.
И это, безусловно, надо помнить. Как и ту государственническую, собирательную роль, которую не по своей воле в некоторый момент сыграл этот человек и его подельники на опасном историческом изломе. Что тут сказать? На земле – диалектика, а на небе – Воля Божия.
Патриарх Кирилл недавно ясно сформулировал: против России сегодня стоит антихрист – те слуги сатаны, которые ускоренно торят ему дороги в мiр. Эти слуги, есть, увы, и внутри нашего богоспасаемого Отечества. И они – кто осознанно, а кто под бесовским дурманом работают на наше разъединение, варьируя концепты. «Красный», конечно, наиболее пригоден – он уже был опробован, и яд, впрыснутый в народное сознание, до сих пор не разложился. Но при известных условиях может сойти и «белый» если его правильно «заточить» и начать им тыкать в «нужные точки».
Эти манипуляции нужно научиться вовремя распознавать и не участвовать «в бесплодных делах тьмы».
Ну и в заключение. Какой же все-таки вымпел и флаг следует укрепить на мачтах корабля «Россия»? Отвечу без околичностей: алый стяг Спаса Нерукотворного и образ небоявленного чудотворного Креста Годеновского. Иначе, просто «не прорвемся»!
Со Спасом Нерукотворным, я думаю здесь все всем понятно: все большее число подразделений и лично бойцов на фронте выбирают такие стяги и такие шевроны – побеждают с ними и остаются живы. Годеновский же Крест также является важным символом победы. Величайшая русская святыня, дарованная Руси самим Богом, перенесенная чудесным образом по небу из Византии в XV веке была фактически заново обретена и просияла в Годенове в начале нынешнего столетия. Мы просто не можем, не имеем права пренебречь этим знаком Господним – этим ясным указанием объединения в битве против войска антихристова.
Наверное, кто-то спросит: а как же с рекомым единством? Вдруг, мол, не всех эти наши святые символы устроят? Думаю так: абсолютное большинство – устроят. При этом в матросских кубриках над койками могут висеть хоть полумесяц, хоть спартаковская эмблема, хоть серп молотом – с курса это не собьет. Ну а тех кого от русских главных символов на мачте решительно мутит, кто не согласен идти под этим флагом – тому и не место на корабле. Их надо выпустить в ближайшем порту... Вместо них по трапу на борт поднимутся другие.
Аминь.
Андрей Евгеньевич Самохин, журналист и писатель
77. На 70 комментарий
76. Ответ на 74, Советский недобиток:
Это пока они спящие.
75. Ответ на 73, Советский недобиток:
74. Советский недобиток: PPS
73. PS Какое исполнение песни в начале пьесы! "Далеко-далеко степь за Волгу ушла"
72.
http://audiopedia.su/
71.
Барон фон Гринвальдус
От замковых окон
Очей не отводит
И с места не сходит;
Не пьет, и не ест.
Года за годами...
Бароны воюют,
Бароны пируют...
Барон фон Гринвальдус,
Сей доблестный рыцарь,
Все в той же позицьи
На камне сидит.
Автор: К. Прутко
70. Ответ на 68, Русский Сталинист:
Кстати о "традиционализме". Намедни вернувшийся в Штаты Такер Карлсон посмеялся над денацификацией.
Хотелось бы услышать комментарии от местных "традиционалистов", обожающих американское "христианство".
69. Ответ на 66, Zakatov:
Зато легитимисты "сохраняли" русскую культуру. Например, порученец Кирилла Владимировича Бискупский. Гитлера он точно "сохранял", когда прятал его после путча на своей квартире, купленной на деньги японцев.
Вот сколько можно учить тут совков культуре после сотрудничества с фашистами, устраивавшими костры из книг?
68. На 67 комментарий