Берегитесь закваски фарисейской

Размышления о форуме российских и белорусских историков «История для будущего. Россия и Беларусь»

Новости Белоруссии 
0
566
Время на чтение 6 минут

Источник: Вместе с Россией

12 октября 2023 года в Минске состоялся российско-белорусский форум «История для будущего. Россия и Беларусь». Среди участников форума – известные государственные и общественные деятели, ученые и журналисты. Организатором форума выступило Российское военно-историческое общество (РВИО) совместно с Белорусским обществом «Знание». Мероприятие прошло на базе Национальной академии наук Беларуси. Это, так сказать, формальная заставка.

Что необходимо сказать по содержанию данного мероприятия? Форум, бесспорно, важный для нашей отечественной исторической науки, но, на мой взгляд, он нисколько не оправдал возлагавшихся на него надежд, что белорусские и российские историки наконец-то подведут черту под периодом фальсификации нашей общей истории и наметят программу возвращения исторического сознания наших братских народов в свою общерусскую цивилизацию, в свою общерусскую историю. Без выполнения этого условия говорить об общей истории для будущего России и Беларуси не приходится. Отдельные попытки участников форума, в частности Вадима Гигина и Олега Романова, обратить внимание на необходимость покончить с фальсификацией нашей общерусской истории остались одинокими и, по сути, были проигнорированы на этом мероприятии.

Поэтому бравурные отчеты журналистов о прошедшем форуме, о том, как было интересно и креативно на этом мероприятии, о ток-шоу на историческую тематику известных российских блогеров, белорусских политиков и журналистов принимать всерьез за постижение смысла нашей истории не приходится. Это было просто легковесное журналистское и политическое балагурство об истории, ничего общего не имеющее с реальными проблемами нашей истории, а именно: вопросами работы с историческими источниками, методологией исторического познания, разработки теории исторического знания. Вот эти ключевые аспекты отечественной исторической науки как раз и отсутствовали на форуме. Объективно данный форум свелся к банальным пафосным фразам российских и белорусских историков типа: «давайте жить дружно».

Разумеется, на форуме произносилось много правильных слов, но это еще нисколько не свидетельствовало, что историки говорили об истинном, стремились к истине. Дело в том, что в своей голове мы можем иметь много правильного, что вместе с тем не является истинным. Так, например, Вадим Лакиза директор Института истории НАН Беларуси, выступая на площадке форума «Код истории: государственная политика по сохранению исторической памяти», подчеркнул, что и «находки археологов не только расширяют наши знания, но и позволяют популяризировать нашу общую историю» [1]. Вот здесь и возникает кардинальный вопрос: что понимать под «нашей общей историей»? Если под нашей общей историей понимать единую общерусскую историю – это, как говорится, одна песня. Если же под нашей общей историей понимать, хотя бы и имеющие общность, но параллельные, так сказать, суверенные истории, то это совсем другая песня. В первом варианте мы будем признавать единую для наших народов историю, которая нас объединяет, а во втором – две истории, которые нас объективно будут разъединять. Или-или. Или одна история, или две истории, что сверх этого, то от фарисейства. Именно так обстоит вопрос о нашей общей истории.

А сейчас задумайтесь, что под нашей общей историей во времена, так сказать, археологические понимается факт одновременного сосуществования российской и белорусской истории, русского и белорусского народов. Не смейтесь, ведь белорусские «вучоныя» совсем недавно откопали существование белорусского шахтера, который жил пять тысяч лет тому назад! Вот и выходит, что правильные слова о нашей общей истории могут оказаться абсолютно неистинными. Тем более в устах Вадима Лакизы, который в свое время символику белорусских коллаборационистов, прямых участников геноцида белорусского народа активно отбеливал под смехотворным предлогом, что раз бело-красно-белый флаг не замечен в карательных операциях, то он не имеет никакого отношения к геноциду белорусского народа, а поэтому остается национальной символикой, несмотря даже на то, что эта символика освящала собой не только антисоветскую, но также и антирусскую политику гитлеровских оккупантов в Беларуси. Это то же самое, как сказать, что раз символика Третьего Рейха не замечена в карательных операциях против белорусского и других народов, то эта символика вполне может сохранять статус историко-культурной ценности современного человечества, а Гитлер оставаться не только «освободителем» белорусского народа от большевизма и России, но и творческим духом «Новой Европы».

Вот что говорили белорусские историки совсем недавно: «В феврале 2021 года позицию белорусской академической науки высказал директор Института истории НАН Беларуси Вадим Лакиза, который в интервью «Нашай Ніве» отметил, что «бел-чырвона-белы сцяг выкарыстоўваўся калабарацыяністамі — гэта прызнаюць усе. (…). Сцяг не вінаваты ў тым, хто яго выкарыстоўваў. А выкарыстоўвалі канкрэтныя людзі». Лакиза процитировал один из ответов, подготовленных специалистами Института:
— У гады Вялікай Айчыннай вайны мела месца выкарыстанне бел-чырвона-белых сцягоў на публічных мерапрыемствах з прапагандысцкімі мэтамі. Аднак не выяўлена дакументаў аб афіцыйным дазволе германскімі акупацыйнымі ўладамі аб выкарыстанні бел-чырвона-белых сцягоў калабаранцкімі арганізацыямі. У саміх статутах гэтых арганізацый бел-чырвона-белая сімволіка не згадвалася» [2]. И это позорное заявление специалистов Института истории НАН Беларуси выдавалось директором за оправдание фашистского бело-красно-белого флага. Разве не очевидно, что речь шла не об историках, а об абсолютно неспособных к историческому мышлению специалистов, лишенных элементарной логики? C такой логикой такие «вучоныя» оправдали бы и гитлеровскую свастику на том основании, что фашистский «сцяг не вiнаваты у тым, хто яго выкарыстоувау». Нетрудно догадаться, что произойдет с «нашей общей историей», если ее будет сочинять такие «вучоныя» в создаваемой новой представительной структуре по созданию общей российско-белорусской истории.

Или взять такого участника данного форума, как академика НАН Беларуси Александра Коваленю, который будет проводить экспертизу исторических работ, возглавляя с белорусской стороны Экспертно-консультативный российско-белорусский Совет по истории. Посоветуем ему провести сначала экспертизу своей «Истории белорусской государственности» в пяти томах на предмет очищения ее от фальсификаций белорусской истории, прежде чем браться за экспертизу других исторических работ.

Данный форум сыграл бы очень важное значение для белорусской исторической науки, если бы в его итоговой резолюции белорусская сторона признала, что в течение всего постсоветского времени белорусскому обществу навязывался польско-шляхетский взгляд на белорусскую историю, в соответствии с которым исторический путь Беларуси никак не вписывался в логику развития общерусской цивилизации, общерусской истории. Официальная историческая наука в Республике Беларусь в своей трактовке белорусской истории исходила из политического перенесения нынешней Конституции страны на историю белорусского народа. Логика здесь была чисто школьническая: поскольку Беларусь является независимым государством, постольку у нее должна быть независимая история. Независимая история от кого? Разумеется, от общерусской истории, от общерусской цивилизации. Подход был ученический, но если ему следовать, то фальсификация белорусской истории становилась неизбежной. Отсюда возникла, неоднократно подправляемая под политическую конъюнктуру, но так и продолжающаяся оставаться фальсифицированной, концепция истории Беларуси, от которой пора уже отказаться, поскольку совершенно ясно, что такая концепция противоречит созданию правдивой белорусско-российской истории, как истории общерусской, в рамках которой сформировались белорусский народ и белорусская государственность. Поэтому если мы не хотим, чтобы нашим народам навязали очередную фальсифицированную историю, будем руководствоваться наставлением Иисуса Христа своим ученикам по вопросу сохранения исторической памяти: «Берегитесь закваски фарисейской».

Источники
1.На форуме «История для будущего. Россия и Беларусь // rg.ru/2023/10/18 (дата доступа: 20.10.2023).
2.Лукашенко заявил о геноциде белорусского народа под БЧБ-флагом. Объясняем, что происходило в годы войны / news.tut.by/culture/723348.html (дата доступа: 22.03.2021).

Примечание от редакции портала «Вместе с Россией»:

«Уже после получения для публикации статьи Л.Е.Криштаповича нам поступила информация, что при проверках оснащения кабинетов истории в средних школах Республики Беларусь представители отделов образования требуют убрать из шкафов исторические книги, журналы и другие пособия, изданные в России, но «не входящие в перечень рекомендованных министерством образования Республики Беларусь». В том числе, что тем более странно, издания, посвящённые теме Великой Отечественной войны. Досталось даже популярному и известному историческому журналу «Родина». Всё это вызывает большое недоумение. Даже если это обыкновенное самоуправство весьма ретивых, но не очень далёких управленцев, тема общности российско-белорусского подхода в исторической сфере, как показывает практика, явно нуждается в согласовании и выработке единых решений, без чего невозможно сформировать культурно-исторический базис Союзного государства».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

в средних школах Республики Беларусь представители отделов образования требуют убрать из шкафов исторические книги, журналы и другие пособия, изданные в России, но «не входящие в перечень рекомендованных министерством образования Республики Беларусь». В том числе, что тем более странно, издания, посвящённые теме Великой Отечественной войны.

Пятая колонна везде работает. В том числе и в России, - в образовании, в частности. Странно, не то, что она существует, а то, что центральная власть и у нас, и в Белоруссии это позволяет.
Человек / 23.10.2023, 15:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Криштапович
Все статьи Лев Криштапович
Новости Белоруссии
Всебелорусское народное собрание: на трудном пути к возрождению русской соборности
Часть 2. ВНС: препятствия и вызовы на тернистом пути к соборности
26.04.2024
Всебелорусское народное собрание: на трудном пути к возрождению русской соборности
Часть 1. Краткий экскурс в отечественную историю соборности
25.04.2024
Пора восстановить историческую справедливость
Почему в Белоруссии до сих пор не поставили памятник Петру Христиановичу Витгенштейну?
16.04.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06