В Русском доме в Минске прошла презентация сборника «Польское восстание 1863 – 1864 годов в общественно-политической и конфессиональной мысли славянских народов»

Новости Белоруссии 
0
45
Время на чтение 5 минут

Источник: Наука Вера Культура

4 апреля 2024 г. на площадке Русского дома в Минске прошла презентация сборника, посвящённого польскому восстанию 1863 – 1864 гг. (со сборником можно ознакомится на сайте «Наука. Вера. Культура» [1]). Презентация была проведена силами Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. В качестве слушателей в ней приняли участие представители Русского дома, российского посольства, сотрудники Минской духовной академии, Российской академии наук, а также представители белорусской политической партии «Белая Русь». Для ознакомления публике были представлены издания, выпущенные Синодальной исторической комиссией за время своей работы.

В начале мероприятия Александр Дмитриевич Гронский рассказал о работе Синодальной исторической комиссии в целом, выделив издательское направление в деятельности Комиссии. За время своей работы Комиссия успела издать несколько книг. В основном это сборники научных статей, посвящённых тем или иным проблемам церковной и светской истории. Причём, сборники были изданы не только в Белоруссии, но и в России. Было рассказано и о планах на 2024 г. Накануне презентации стало известно, что в Институте политических исследований (Белград, Сербия) вышел очередной сборник, подготовленный Синодальной исторической комиссией. Ещё один сборник готовится к выходу в Москве.

После вступления ведущий предоставил слово авторам сборника «Польское восстание 1863 – 1864 годов в общественно-политической и конфессиональной мысли славянских народов». Эта книга на начало апреля являлась последним изданным сборником, подготовленным Синодальной исторической комиссией.

Доктор исторических наук Кирилл Владимирович Шевченко рассказал о содержании двух своих статей. Одна из них была посвящена оценке польского восстания 1863 г. чешским историком и политическим деятелем Франтишеком Палацким, который оказался одним из немногих чешских интеллектуалов, способных трезво оценить суть восстания. На фоне полонофильства, развившегося в либеральной чешской прессе, заявления Ф. Палацкого выглядели выпадающими из общего дискурса. Однако именно Ф. Палацкий указывал на те факты, которые стремились замалчивать в Европе – отсутствие поддержки повстанцев среди польских крестьян, повстанческое насилие над мирным населением и т.д. В итоге оценки и выводы Ф. Палацкого и его сторонников оказались намного более адекватными, чем заявления полонофильской чешской прессы.

Также К.В. Шевченко рассказал о взглядах словацкой прессы на польское восстание. В отличие от чехов, словаки оценили восстание более адекватно. Среди них не было тотального полонофильства, хотя словацкие либералы поддерживали Польшу. Словацкая пресса обращала внимание на то, что поляки далеко не всегда выступали в качестве жертвы. Также словацкая пресса полемизировала с чешскими изданиями, поддерживавшими поляков.

Кандидат исторических наук Алексей Сергеевич Хотеев представил своё выступление, посвящённое идеологическому содержанию повстанческих и антиповстанческих прокламаций. Первичной являлась именно повстанческая пропаганда. Представители Православной Церкви в основном отвечали на неё, вступая в своеобразную полемику. А.С. Хотеев отметил, что в повстанческих прокламациях практически всегда присутствовал образ идеальной Польши. Содержались в повстанческой пропаганде и социальные мотивы. Однако для их продвижения использовались политические и исторические мифы, т.к. реальных примеров того, что местным крестьянам в бывшей Речи Посполитой жилось хорошо, не было. Религиозные призывы также содержались в повстанческой пропаганде. Они были направлены на попытки поставить под сомнение православный выбор бывших униатов. Антиповстанческая православная пропаганда практически не уделяла внимания критике мифов о социальном положении крестьян в бывшей Польше. Видимо, православные авторы понимали всю утопичность этих мифов и то, что простые крестьяне не реагировали на эти повстанческие утверждения. Для противодействия остальным направлениям пропаганды использовались исторические данные, которые иллюстрировали мифологичность повстанческих заявлений.

Кандидат богословия протоиерей Александр Романчук рассказал о том, как в период восстания повели себя православные священники. Большая их часть являлась бывшими униатами, а польская повстанческая пропаганда призывала к восстановлению унии. Если бы возвращение униатов в Православие, произошедшее в 1839 г., было бы проведено насильно, шанс того, что бывшие униатские священники поддержат восстание, был бы высоким. Однако повстанцы так и не добились поддержки своих идей православным духовенством. Известно лишь несколько случаев, когда под страхом смерти православные священники зачитывали повстанческий манифест. А поддержку повстанцам оказал лишь один православный священник.

Кандидат исторических наук Александр Александрович Киселёв проанализировал оценку польского восстания Александром Бохеньским в его книге «История глупости в Польше». История семьи А. Бохеньского подталкивала его к не слишком позитивным оценкам России, т.к. все его предки, начиная с прадеда, воевали против России. Сам А. Бохеньский в межвоенной период имел антирусские взгляды. С началом Второй мировой войны он переместился в ту часть Польши, которая была оккупирована немцами. После войны А. Бохеньский изменил свои взгляды и встроился в новую систему. Во время войны он написал книгу «История глупости в Польше», которую издал уже в социалистической Польше. В этой книге А. Бохеньский резко критиковал восстание 1863 – 1864 гг., утверждал, что оно не стало прологом получение Польшей независимости в 1918 г., как об этом говорила межвоенная польская пропаганда. Вообще, он крайне критически отзывался о восстании. А. Бохеньский предполагал, что русские власти до 1863 г. стремились ужиться с поляками, но те сами не давали возможности реализовать подобные стремления.

По итогам каждого доклада происходили дискуссии, в которых самое активное участие приняли представители «Белой Руси». История польского восстания 1863 – 1864 гг. оказалась актуальной для сегодняшнего времени, поскольку некоторые тенденции внешнеполитических реалий 60-х годов XIX в. оказались похожими на современные с поправкой на текущую международную обстановку. Также актуальными на сегодняшний день оказались и некоторые идеологические штампы, активно распространяемые Западом во второй половине XIX в. Для некоторых слушателей доклады, прозвучавшие на презентации, стали своеобразными знаниями, которых не хватало для того, чтобы осознать историческую преемственность антироссийской пропаганды как минимум с середины XIX в. и до нашего времени.

В силу исчерпания отведённого на презентацию времени дискуссию пришлось свернуть. В конце мероприятия в Русский дом была передана подборка книг, подготовленных Синодальной исторической комиссией, также презентуемый сборник был подарен представителям партии «Белая Русь». Участники презентации сообщили, что и далее готовы посещать презентации и иные мероприятия, проводимые Синодальной исторической комиссией Белорусской Православной Церкви.

Фотографии представлены участниками мероприятия.

1. Польское восстание 1863 – 1864 годов в общественно-политической и конфессиональной мысли славянских народов // Наука. Вера. Культура. Режим доступа: https://naukaverakuljtura.com/wp-content/uploads/2024/02/СБОРНИК.ВОССТАНИЕ.06.23.1.pdf (дата обращения: 4.04.2024)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Гронский
Все статьи Александр Гронский
Новости Белоруссии
Всебелорусское народное собрание: на трудном пути к возрождению русской соборности
Часть 2. ВНС: препятствия и вызовы на тернистом пути к соборности
26.04.2024
Всебелорусское народное собрание: на трудном пути к возрождению русской соборности
Часть 1. Краткий экскурс в отечественную историю соборности
25.04.2024
Пора восстановить историческую справедливость
Почему в Белоруссии до сих пор не поставили памятник Петру Христиановичу Витгенштейну?
16.04.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
Хранить память о нашей общей героической истории
Необходимо восстановить исторический монумент героям Отечественной войны 1812 года в Клястицах
13.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06