Россия – это наше всё

(К XV Ассамблеи Русского мира)

0
348
Время на чтение 6 минут

Источник: Вместе с Россией

Историческая победа на Куликовом поле в 1380 году была результатам возникновения обще,русского национального самосознания. В среде русского народа в это время шел интенсивный процесс осмысления современных событий в их связи с историческим прошлым Руси. Выдающаяся художественная поэма «Задонщина», посвященная исторической победе над ордами Мамая в 1380 году и другие произведения непосредственно опираются на богатый материал народных былин и сказаний. Характерно, что в «Задонщине» нашло яркое отражение признание организующей роли Москвы в борьбе с татаро-монгольским игом. Тесно связанная по своему идейному содержанию и художественной форме с замечательным памятником конца XII века – «Словом о полку Игореве» - «Задонщина» подчеркивает преемственность борьбы Руси против вторжений кочевников. Повесть о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 году раскрывает героизм русского народа в защите Русской земли и ее столицы от нападений захватчиков. Даже церковная агиографическая литература испытала сильное влияние народного творчества. Житие Дмитрия Донского, написанное в церковной манере, рисует яркий образ мужественного полководца, выступившего на битву с врагами Русской земли. Вот почему Куликовская битва считается поворотным пунктом в истории общерусского народа. Дмитрий Донской на Куликовом поле защищал не только свое Московское княжество, но и все другие русские княжества, не только свою московскую землю, но и всю Русскую землю, в том числе Западную и Южную Русь. На Куликовом поле родилось Русское государство. Ровно через сто лет, в 1480 году, великий князь московский Иван III разрывает в присутствии послов татарского хана его грамоту. Этим актом ордынское иго или внешнее управление на русских землях официально объявлено прекращенным.

Глубокий патриотизм русского народа, его национальное самосознание получили свое отражение в русских литературных произведениях. Тема Русской земли, ее единства, борьбы за ее освобождение в неразрывной связи современности с прошлым историческим развитием становится центральной в русской литературе и противостоит удельным тенденциям, которые проводились в литературных памятниках, отражавших интересы сепаратистски настроенных князей и феодалов.

С развитием общерусского самосознания непосредственно связан подъем летописания в XIV-XV веках. В период удельщины летописное дело концентрировалось в политических центрах отдельных земель и княжеств и отражало интересы по преимуществу феодальной верхушки этих земель. В летописании ряда удельных центров (новгородского, тверского, ростовского, рязанского и др.) проявлялся особенный интерес к местной истории. Однако и в этих летописях заметны общерусские мотивы. Летописцы внимательно следили за политическими событиями в других русских землях и отражали их в своих сводах, подвергая при этом часто тенденциозному политическому освещению, отвечающему интересам местных феодалов и удельных князей.

По мере успехов в деле объединения Руси идея единства Русской земли начинает занимать центральное место в московском летописании. Преемственность исторического развития древней Руси и русских земель XIV-XV веков подчеркивалась тем, что летописные своды включали в свой состав текст «Повести временных лет», рассматривая современные события как продолжение единого процесса развития Русской земли. Не дошедший до нас московский летописный свод 1392 года («Летописец великий Русский») обосновывал непрерывность княжения московских князей и их исторические права на главенствующее положение на Руси. Идею единства русских земель и руководящей роли Москвы в борьбе с татаро-монгольским игом развивают дальнейшие московские своды XV века. В 1441 году появился первый русский Хронограф, в котором с особенным вниманием были собраны сведения о славянских землях и подчеркивались связи Руси с южными и западными славянами.

Формирование русского самосознания было одновременно и процессом складывания системы ценностей русского народа. Идеал высшей правды, справедливости, подвижничества становился смыслом жизни русского народа. «Собственно, по-русски «жить по справедливости» означает «жить по правде» или «жить по совести» [1, c. 218]. Отсюда особый национальный идеал – Святая Русь. Важно отметить, что «XIV-XV века – это, как давно уяснено, время расцвета святости; именно в эту пору родился образ и понятие «Святая Русь» [2, c. 453]. Поиск и нахождение смысла жизни человека – жить по правде, по справедливости, по совести – приводили к восстановлению идеала Святой Руси и выводили тем самым русский народ на великую историческую миссию – быть олицетворением мира и справедливости для всего человечества.

В период удельной Руси русские земли вместо единства и мира поделились на уделы и мелкие княжества, постоянно воевали между собой из-за корысти, власти, имущества, гордыни, убивали друг друга. Несовместимость совестливой жизни с таким поведением подчеркнута историей первых русских святых и покровителей русской государственности Бориса и Глеба, погибших в братоубийственных столкновениях. Отсутствие единства привело к страшному греху стяжательства (мамонизму), несправедливости, обнажило всю неправду удельного периода. И выход из тяжелой ситуации – освобождение и восстановление Руси – обозначился через нахождение смысла жизни, идеала Святой Руси, что привело к объединению русского народа.

Российское государство на протяжении XVI-XVII веков превратилось в крупную и устойчивую политическую силу – государство-цивилизацию. Все это обусловило ориентацию ряда сопредельных стран и народов на Российское государство-цивилизацию. Именно оно было наиболее реальной силой, способной оказать поддержку в борьбе против иноземной агрессии, которая грозила гибелью не только материальным и духовным ценностям, но и самому существованию того или иного народа. Так происходило единение народов в ходе борьбы с внешними врагами, а также в процессе экономического и культурного развития, когда зарождалось многонациональное содружество народных масс в борьбе за социальную справедливость, имевшее огромное значение для исторических судеб всех народов. Чем больше развивался многонациональный характер Российского государства-цивилизации, тем больше крепло это этническое и социальное содружество народов, вошедших позднее в спасительный для них Русский мир.

Идея единства Русской земли и единства русского народа характерна была и для населения Белой Руси. Термин «Белая Русь», употреблявшийся с XIV века, применялся к территории не только Белоруссии, но и Великороссии, подтверждая тем самым этническое единство этих двух частей единой русского народа.

Формирование белорусской народности как составной части общерусского народа было ускорено борьбой против феодально-католической агрессии с Запада, в ходе которой западнорусские белорусцы (так назывались белорусы в XVI-XVII веках) все более укрепляли свое единство с русским (великорусским) народом. Эта борьба нашла свое яркое выражение в белорусском фольклоре и полемической литературе XVI-XVII веков. Во многих песнях отразилась ненависть белорусцев к польской шляхте и польским иезуитам и борьба белорусцев за свое национальное освобождение. «Летопись Авраамки», написанная на западнорусских землях в конце XV века, проводит идею единства русских земель, подчеркивает стремление населения не только русских, но и белорусцев, находящихся под властью Великого княжества Литовского, к объединению с Русским государством. Дальнейшее историческое развитие шло в направлении все большего укрепления связей между русским и белорусским народами, освобождения белорусов от польско-шляхетского ига и совместной жизни русских и белорусов в Русском государстве.

В то же время Русское государство формировалось как многонациональное государство, в котором русский народ играл прогрессивную роль в развитии других народов России на основе принципа справедливости. Справедливость как принципиальный исходный лейтмотив жизни был в России понят и освоен народной жизнью давно. «Был найден детски простой секрет сожительства полутораста народов и племен под единой государственной крышей, был найден – секрет социальной справедливости» [3, c. 123].

На основе принципа социальной справедливости произошло объединение различных народов, этнических, религиозных и языковых групп, что определило «особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира» [4].

Все русские задачи и замыслы актуальны и ныне. Они превратились в задачу и условие жизни не только России, не только народов постсоветского пространства, но и всего человечества – и евангельское «не можете служить и Богу и мамоне», и советское «мир во всем мире, и дружба народов», и социалистическое «ликвидация социальной несправедливости, и установление народовластия», и строительство многополярного мироустройства, и специальная военная операция (СВО) за освобождение Украины как неотъемлемой части русской земли от западных агрессоров (США и НАТО). В этом и следует видеть историческую миссию русского народа как условие развития своего государства-цивилизации и всего мира.

Таким образом, многовековой единый процесс развития Русской земли привел к складыванию самобытной Русской цивилизации со своими пространственными, временными и социально-нравственными качествами и закрепил на ментальном уровне историческую миссию русского народа в формировании многонационального Российского государства-цивилизации. Вот почему Россия – это наше все.


Источники

1.Бенедиктов, Николай. Русские святыни / Николай Бенедиктов. – М., 2003.
2.Кожинов, В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд / В.В. Кожинов. – М., 1997.
3.Солоневич, И.Л. Народная монархия / И.Л. Солоневич. – М., 1991.
4.Концепция внешней политики Российской Федерации. – М., 2023.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Криштапович
Все статьи Лев Криштапович
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:57
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:50
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Калужанин
27.04.2024 11:14
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
27.04.2024 09:52
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43