Этническая природа русинов в оценках венгерского политика Миклоша Козмы (1938–1941 гг.)

Русинский вопрос 
0
507
Время на чтение 7 минут

Источник: Наука Вера Культура

Подкарпатская Русь 1920-е годы. источник: https://foto-history.livejournal.com/9863528.html

Аннотация

В статье анализируются взгляды известного венгерского политика Миклоша Козмы на решение национального вопроса в Подкарпатской Руси (1938–1941 гг.). Козма являлся одним из главных теоретиков и практиков политики «угро-русинизма», направленной на формирование локальной русинской этнической идентичности. Анализ документов свидетельствует, что подобного рода действия отнюдь не являлись заботой венгерских властей о развитии уникальной русинской национальной культуры, а представляли собой инструмент решения геополитических задач Будапешта. Принцип «разделяй и властвуй» не теряет своей актуальности и сегодня, находя воплощение в политике ряда государств в отношении славянских народов.

_________________________________________________________

Национально-культурная политика Будапешта в Подкарпатской Руси в 1939–1944 гг., получившая название «угро-русинизм», базировалась на поддержке и фаворизации русинофильского крыла интеллигенции (наиболее слабого в межвоенный период). Центральные власти и склонные к конформизму представители интеллектуальных элит края предпринимали активные меры по конструированию локальной русинской идентичности жителей восточнославянской окраины Венгрии и блокированию их участия в русофильском и украинофильском национальных проектах, представлявших опасность для Будапешта ввиду их явной политической окраски. Важнейшую роль в разработке и реализации данного национально-культурного курса играл М. Козма (1884–1941 гг.) – венгерский политический и государственный деятель. После распада Австро-Венгрии сблизился с контр-адмиралом М. Хорти, включился в работу его штаба в Сегеде. После занятия М. Хорти поста регента стал королевским советником, директором венгерского радиовещания (1925–1941 гг.), министром внутренних дел (1935–1937 гг.). В 1938–1939 руководил «политической акцией» по присоединению Подкарпатской Руси к Венгрии. М. Козма являлся вторым регентским комиссаром Подкарпатской территории (12 сентября 1940 г. – 7 декабря 1941 г.), то есть руководил венгерской администрацией в Подкарпатской Руси. М. Козма стал инициатором кодификации русинского литературного языка, создания «Подкарпатского общества наук» – организации академического типа, члены которой с научных (часто-квазинаучных) позиций доказывали идею существования отдельного русинского народа. Интеллектуальным, культурным элитам края не возбранялось культивирование русинского языка, духовного наследия, но в пределах, не предполагавших социальной и политической мобилизации.

Миклош КОзма. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Козма,_Миклош

Обоснование поддержки венгерским государством идеи самостоятельности русинского народа М. Козма впервые представил в рукописи «Русинский вопрос», датированной 1938 г. Тезис об отдельном русинском народе М. Козма считал «защитой от православного и панславистского политического давления», а также от возможного присоединения Подкарпатской Руси к Украине [1, с. 163]. Подробнее свою позицию М. Козма изложил 23 апреля 1939 г. (на тот момент он занимал пост директора венгерской службы радиовещания) в интервью иностранным журналистам. Он заметил, что Венгрии парадоксальным образом выгодно существование СССР: если «Россия станет национальной», она начнет «великославянскую игру», заключающуюся в экспансии «через земли южных и западных славян на неславянские страны – Румынию и Венгрию». В такой ситуации, по мнению М. Козмы, «украинская и русская тенденции» являлись одинаково опасными для Венгрии. Оптимальным виделось существование народа с локальным русинским самосознанием, который «хотя и находился бы на низком уровне в культурном и цивилизационном плане», но «благодаря религии и истории ориентировался бы на Запад», «противопоставлялся бы Великой России» [2, s. 24–25]. М. Козма считал, что русины и поляки «выступают против православия, против русских и украинцев» и являются единственными славянскими народами, которые «не поддерживают великославянскую идею России» [2, s. 28–29]. При этом глава венгерской радиовещательной службы отмечал, что большинству русинского населения не стоит опасаться мадьяризации: «Венгерский язык не несет опасности языку, на котором разговаривают русины. Словацкий, чешский, украинский языки несут угрозу русинскому языку, а венгерский – нет, потому что между венгерским и русинским языками нет никакого сходства». Впрочем, М. Козма считал, что русинская интеллигенция должна стремиться освоить венгерский язык, чтобы иметь больше возможностей для самореализации в рамках всего государства [2, s. 2–23].

Уже будучи регентским комиссаром Подкарпатской территории, М. Козма опубликовал аналитическую работу «Украинский вопрос в Подкарпатье», в которой концептуализировал свои взгляды относительно русинов как этноса: «Закономерно, что после воссоединения Подкарпатья с Венгрией в местной политике произошли изменения. Они являлись ничем иным, как возвращением к традициям многолетнего прошлого, где учитывались интересы и брался во внимание факт самодостаточности русинского народа. Наша позиция состоит в том, что русинский народ не является ни великорусским, ни украинским, а самостоятельным, хотя и малочисленным славянским народом, который имеет самостоятельную религию, собственные народные интересы, в церковной сфере ориентирован на Запад. Его единственное стремление – остаться тем, кто сможет самостоятельно формировать свои народные интересы. Будучи великорусским или украинским, этот народ исчезнет, как капля в большом море. […] При рассмотрении русинского национально-культурного вопроса следует отметить, что очень небольшое число интеллигенции, а точнее четверть- и полуинтеллигенции, полностью оторванной от народа, ведет работу в великорусском или украинском направлении, чем ставит под угрозу существование народа. […] Великорусское и украинское направления политически ведут за границу» [3, 251. old.]. Вышеизложенные идеи М. Козма многократно озвучивал в ходе публичных выступлений. Например, в речи перед членами Общества им. М. Берчени в Ужгороде 26 марта 1941 г. он заявил: «Вы не хотите быть никем, кроме русинов. Мы же не хотим вас мадьяризировать, но не хотим также русифицировать или украинизировать» [4, 121. old.].

Если официальная пропаганда позиционировала Будапешт в качестве опекуна уникальной и самобытной русинской культуры, то в реальности мадьяризационное давление проявлялось в самых различных сферах общественной жизни Подкарпатской Руси. Непосредственное участие в обсуждениях переселенческих практик, направленных на усиление венгерского влияния в регионе, принимал и регентский комиссар М. Козма. По его мнению, переселение в регион 50000 венгров-секеев из Северной Трансильвании, которые стали гражданами Венгрии после Второго Венского арбитража (30 августа 1940 г.), имело бы положительное значение, так как «русины быстро освоили бы венгерский язык и через одно – два десятилетия только старики говорили бы на русинском языке» [5, с. 101]. Только забота Будапешта о своем международном имидже не позволила осуществиться подобным планам. Выступая на заседании правительства в октябре 1940 г., М. Козма отметил, что «все больше венгерских деревень на границе с Подкарпатьем рутенизируются». Мадьяризационные акции венгерских властей, таким образом, позиционировались как сугубо защитная мера [6, 60. old.].

Таким образом, М. Козма являлся одним из главных теоретиков и реализаторов венгерской национально-культурной политики в Подкарпатской Руси в 1938–1941 гг. Суть данной политики заключалась в сознательном культивировании официальными идеологами в среде восточнославянского населения региона локальной русинской идентичности, которая имела отчетливую антирусскую и антиукраинскую направленность. Неприкрытый конформизм приверженцев «угро-русинизма» в среде местной интеллигенции, существенная разница между декларируемой свободой культурного развития и имевшем место в реальности мадьяризационным давлением, неумелые попытки официальных идеологов компромиссно решить наиболее дискуссионные проблемы национальной жизни региона обусловили неуспех данного курса в крае.

Литература

  1. Черничко, С. Наш місцевий Вавилон: Історія мовної політики на території сучасного Закарпаття у першій половині ХХ століття (до 1944 року) / С. Черничко, Ч. Фединець. – Ужгород :Ліра, 2014. – 236 с.
  2. Vortrag über die russinische Frage des Geheimen Rates und Präsidenten des Magyar Táviratí Iroda Nikolaus von Kozma im Verein des Ausländischen Berufskorrespondenten am 23. Mai 1939. – [Budapest], [1939]. – 31 s.
  3. Kozma, M. Az ukrán kérdés Kárpátaljan / M. Kozma // Kozma Miklós. A visszacsatolt Kárpátalja : Napló / szerk.: L. Brenzovics. – Ungvár, 2009. – 247–254. old.
  4. Kozma, M. Beszéd a Bercsényi-Szövetség táborozásán. Ungvár, 1941. március 26 / M. Kozma // Kozma Miklós. Beszédek, cikkek, előadások, nyilvatkozatok. 1940–1941 / szerk.: L. Tarr. – Budapest, 1942. – 116–124. old.
  5. Пашкуй, З.А. Політика мадяризації українського населення на Закарпатті в 1939–1944 рр. / З.А. Пашкуй // Український історичний журнал. – 1972. – № 4 (133). – С. 98–104.
  6. Vitéz leveldi Kozma Miklós meghívott, kárpátaljai kormánybiztos ismerteti Kárpátalja általános politikai és gazdasági helyzetét: ukrán mozgalmakkal szemben önálló ruszin népi öntudat fejlesztése, a zsidó mozgalmak jelentősége, a római katolikusok áttérése a görögkeleti és görög katolikus hitre a pár-bér fizetése miatt, a Tisza-szabályozás fontossága, az Országos Központi Hitelszövetkezet és a Hangya feladatai // Magyar Nemzeti Levéltár Országos Levéltára. – F. K 27 (1940.10.11.).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Казак
Все статьи Олег Казак
Русинский вопрос
«Первую украинскую газету в Ужгороде напечатали чехи…»
Технологии украинизации Подкарпатской Руси правительством Чехословакии в 1920-1930-е и реакция карпато-русской общественности. Ч.2.
24.04.2024
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15