Соблюдение Великого поста – главная составляющая русского образа жизни

По закону веры, по закону предков

0
372
Время на чтение 8 минут

Источник: Русский Вестник

Великий пост – важнейший из многодневных постов Православной Церкви. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения, Пасхи.
Для Русского народа обязательное соблюдение Великого поста было одной из главных составляющих русского образа жизни.
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и богослужение – особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) на Великом повечерии читается канон св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
В русском быту первый понедельник первой седмицы Великого поста назывался чистым днем, когда русские соблюдали обряд очищения от грехов только что закончившейся Масленицы. Хозяйки прибирали в доме, чистили и мыли посуду. В этот день человек должен быть чист душой и телом, даже полагалось полоскать рот, чтобы смыть следы скоромной пищи, оставшейся от Масленицы.
Во вторник наблюдали появление звезд и по приметам предсказывали предстоящую на лето погоду.


В среду прослушивали воду в реках, прудах и родниках. Если вода шумит, как жернов на мельнице, считали, что летом будут большие дожди и грозы. Если в шуме воды слышался как бы человеческий голос – лето будет благополучное.
В четверг начинали улетать на север зимние птицы.
В пятницу, во имя своего спасения, ели только коливо с медом – обрядовую пищу из вареной пшеницы. По преданию, император Юлиан Отступник через 50 лет после сожжения Феодора Тирона, надругаясь над христианами, приказал в этот день все продукты на рынках окроплять идолопоклонной кровью. Но святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию и повелел через него ничего в этот день не покупать на рынках, а вкушать только коливо с медом.
В субботу вспоминали Масленицу и пекли блины на постном масле.
В первое воскресенье Великого поста совершается т. н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания св. икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.
Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно Православной вере, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
В понедельник второй недели в старину женщины перенизывали жемчуг, убирали убрусники и кокошники (головные уборы), вышивали фаты шелком.
На пятницу третьей недели у русских было принято, что молодой зять приглашает тестя к себе в дом и справляет обжорную пятницу. Для этого важного дела, чтобы пир был на славу, варили кисель с конопляным маслом и угощали им званых гостей.
Отмечалась и обжорная суббота. Но вся еда была постной.
В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Средокрестье (средопостье) отмечалось на четвертой неделе в середине Великого поста. Пекли обрядовое печенье (на постном масле, а иногда и без него) в виде крестов, чтобы оно способствовало севу и хорошему урожаю. Считалось, что такая выпечка давала силу земле-кормилице, мужику-пахарю и животным (лошади или волу), без которых мужик не мог ни вспахать, ни взборонить землю.
Печенье в виде крестов (крестцы, хресты) пекли в среду (в некоторых местах в четверг) из ржаной муки (из пшеничной – в Малороссии) для каждого члена семьи и сверх того еще три или более. В кресты запекали различные предметы – зерна хлебных злаков, монету, крестик и т. д. Печенье в виде крестов полагалось съесть в тот же день, три креста оставляли до сева.
Приступая к севу, обходили поле три раза, затем разламывали оставленные кресты, съедали их, а у кого оказывалась запеченная памятка (зерно, монета), тот и начинал сев. В некоторых областях кресты скармливали и лошадям. Это должно было способствовать плодородию полей и приплоду животных.
Обрядовое печенье в виде крестов использовали и как оберег, и как целебное средство. Такие кресты клали в закрома с зерном или мукой. Использовали кресты и в гаданиях о личной судьбе.
В среду – перелом поста. По народному поверью, в этот день пост переламывается в переднем углу. Забавляя детей, бабушки садились за стол в переднем углу и стучали под лавкой. Этот стук, уверяли они малышей, будто бы происходит от перелома поста.
В народе полагали, что с этого дня щука разбивает хвостом лед на реках.
В четвертое воскресенье вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал «лестницу», или порядок добрых деяний, приводящих людей к Престолу Божию.
Пятая неделя Великого поста в народе называлась похвальной.
Во вторник молодожены устраивали угощение для родни со стороны молодой жены.
В среду проводились сходки по избам для проводов зимы.
В четверг на пятой неделе совершается т. н. «стояние св. Марии Египетской». Жизнь св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На утрени в этот день читается житие св. Марии Египетской и канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста.
В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице.
В пятую субботу поста у русских также было принято проводить званые поминки.
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование прп. Марии Египетской. Церковь дает в лице прп. Марии Египетской образец истинного покаяния и для ободрения духовно труждающихся показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.
Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. Называлась эта неделя Вербной потому, что к этому времени обычно распускается верба, которую освящают на праздник Входа Господня в Иерусалим.
В понедельник теща приносила в дом молодого зятя подарки и желала добра и благополучия молодоженам. С Вербной неделей, особенно с ее последними днями, было связано много примет на погоду и будущий урожай.
В субботу на шестой неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой.
Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей ваий и цветоносной. В этот день освящают вербу. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается непосредственно 50-й псалом, и освящаются молитвой и окроплением святой водой распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возожженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
Седьмая неделя называется Страстной неделей.

Д.КУЗНЕЦОВ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Кузнецов
О голом короле и его «Ученике»
На экраны вышел «антиклерикальный» фильм «Ученик» Кирилла Серебренникова
25.10.2016
Все статьи Дмитрий Кузнецов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 03:02
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.04.2024 01:54
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56