itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О голом короле и его «Ученике»

На экраны вышел «антиклерикальный» фильм «Ученик» Кирилла Серебренникова

0
498
Время на чтение 8 минут
Режиссер Кирилл Серебренников (на первом плане) на премьере своего фильма "Ученик" Режиссер Кирилл Серебренников (на первом плане) на премьере своего фильма «Ученик» (Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)

Новый фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» - экранизация его же постановки в «Гоголь-центре», главным режиссером которого он является. И фильм, и спектакль поставлены по пьесе «Мученик» немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, почти ровесника Серебренникова (Майенбургу - 44 года, Серебренникову - 47).

О фильме уже много писали в прессе, один журнал назвал его «ярким антиклерикальным высказыванием», фильм получил приз за режиссуру на «Кинотавре», участвовал в программе Каннского фестиваля «Особый взгляд» (приз независимой прессы), а 13 октября вышел в российский прокат. Серебренников гордится тем, что снял его без поддержки Минкульта и Фонда Кино, то бишь, исключительно на частные средства (всего-то за 1 млн евро).

Для тех, кто не знаком с пьесой Майенбурга (перевод ее издан у нас издательством Libra в количестве 1000 экз. - спешите, один я уже купил), скажу, что фильм в своем сценарии довольно точно ей следует - за исключением тех моментов, где понадобились российские реалии: директор школы - женщина, а не мужчина, вместо пастора - православный священник, имена героев - русские кальки с немецкого, т.е. Беньямин Зюдель стал Веней Южиным, Эрика Рот - Еленой Красновой, Лидия Вебер - Лидией Ткачевой и т. д. Некоторые непривычные для России детали - учительница, разъезжающая на мотоцикле, нудисты на общем пляже - нарушают внешнее правдоподобие и позволяют догадаться, что оригинал пришел к нам из благополучной Европы.

Впрочем, нам гораздо важнее правдоподобие внутреннее - т.е. насколько правдиво фильм отражает нашу с вами жизнь - хотя бы аллегорически.

По словам самого режиссера Серебренникова (цитирую пресс-релиз) эта картина - «о глобальной растерянности всех, общества в целом, перед мракобесием, о растерянности самых разных людей перед идейной косностью, перед безумием».

То есть, надо понимать, в России сейчас настали времена религиозного мракобесия, перед которым все растеряны.

Цитирую далее: «...фильм критикует ханжество, равнодушие людей, которые очень легко соглашаются с любыми носителями экстремистских идей».

Что же на самом деле происходит на экране?

В центре фильма - старшеклассник Веня Южин (актер Петр Скворцов), который пытается жить строго по Библии и активно обличает грехи окружающих - в школе и дома. Он протестует против полуголых одноклассниц в бикини на уроке плавания, против маминого развода с папой, против уроков полового воспитания и пропаганды дарвиновской теории происхождения человека от обезьяны.

Кульминация фильма - эпизод, когда мальчик начинает предъявлять счет учительнице биологии и психологу Елене Львовне Красновой (актриса Виктория Исакова), которую он обвиняет в пропаганде разврата и безбожия и даже собирается ее убить, потому что Елена Львовна (как объясняет Веня, исходя из ее отчества) - еврейка по национальности - а отсюда все беды: Львовна учит школьников надевать презерватив на морковку и пропагандирует теорию Дарвина в пику библейской истории сотворения мира.

Учительница пытается воевать с Веней его же оружием - на цитаты ученика отвечает своими цитатами из Библии. Но всякий раз победа остается за Веней - консервативная баба-директриса неизменно принимает в конфликтах сторону сумасшедшего ученика. По ходу дела герои, чтобы доказать свою правоту, совершают разные безумные поступки - ученик ныряет в бассейн в одежде, раздевается догола перед классом, прыгает по классу в костюме обезьяны, устанавливает в школе гигантский крест, учительница - прибивает свои кроссовки к полу...

Первое впечатление - в фильме действуют одни сумасшедшие - эксгибиционист-ученик, демонстративно глупая мама, сексуально озабоченная одноклассница, калека-одноклассник, который липнет к Вене с нежными объятьями, учительница, штудирующая Библию и бьющая ученика по щеке, крикливая тупая директриса, примитивный священник - и так далее. И если подобные герои вызовут у зрителя сочувствие, то самому зрителю можно только посочувствовать.

И ребенку ясно, что буквально следовать вырванным из Библии цитатам (ссылки на Св. Писание своевременно появляются на экране) - так же нелепо, как Библию игнорировать. Однако персонажи фильма компромиссов не знают, и здравый смысл их не касается. А режиссер, вместо того, чтобы, по завету классика, призывать милость к падшим - словно издевается над ними, а заодно и над зрителем.

Не знаю, возможна ли подобная история в современной Германии, но в российской школе - навряд ли. Недаром Серебренников поехал снимать «Ученика» в Калининград, бывший немецкий Кенигсберг. Сам режиссер признается: «Нужно было найти место, в котором эта история была бы возможна, в котором могло произрасти такое существо, как мальчик Вениамин... Мне показалось, что город с такой двойной, тройной судьбой... может эту притчу, эту странную, условную вещь принять в себя. Там это может произойти...».

Заметьте - сам режиссер признается, что сюжет и персонажи его фильма нетипичны для России - и, одновременно, считает, что снял притчу на темы религиозного мракобесия и ханжества в своей стране.

Что ж, видимо, прошли времена доброго пастора Шлага и Венедикта Ерофеева (тоже Вени) - а также многих других, реальных и вымышленных персонажей, веривших в добрую силу христианства. Теперь продвинутые авторы и их герои видят в христианстве только догму и зло. И хотя главные претензии следует, видимо, предъявить немецкому драматургу - но ведь и русский режиссер не потрудился сколько-нибудь усложнить это театрально-пафосное произведение правдой жизни.

Разве старшеклассник - лучшая фигура для воплощения религиозного фанатизма? Где в России вы видели таких старшеклассников? И если говорить о сюжете всерьез - зачем опошлять драму заблудшего молодого человека - видимо так правильней понимать замысел пьесы. Ведь, по сути, кроме замысла убить учительницу, нашему Вене Южину нечего предъявить - все остальные его протесты морально вполне обоснованы - и разводиться папе с мамой нехорошо, и обнажаться девушкам нехорошо, и презерватив на морковку натягивать в классе не стоит... И фанатики в жизни есть и покруче православных - например, те, что воюют за ИГИЛ*.

На пресс-конференции режиссер и актеры выразились в том духе, что, мол, главный герой просто провокатор, который понимает, что апеллировать к Библии - беспроигрышный прием - и пытается, таким образом, манипулировать окружающими - эдакий хитрый юный Тартюф и фарисей. Только зачем он это делает, никто из присутствующих толком объяснить не смог. Да и не верится, что есть такое объяснение - юность всегда ведет себя искренне. А верится в то, что провокатор - сам режиссер, который снял фильм в расчете на внешний эффект и эпатаж.

Словом, обидно за весь этот дешевый фарс. Обидно за молодых (и не очень) актеров, которым пришлось играть в этом фильме. И посмотрев этот двухчасовой - и, надо сказать, довольно скучный (кино)спектакль, задаешься вопросом - для кого и зачем он сделан и за что получил свои награды? Зачем вообще нужны антирелигиозные высказывания в стране, где большинство людей либо верующие, либо симпатизируют христианству? Что у нас в России - все уже так критично, что проповедники никому житья не дают?

Конечно, есть и узколобые фанатики со своими перегибами. Есть. Но их действия отнюдь не показательны для большинства верующих в России, которые достаточно терпимые, я бы даже сказал, слишком терпимые люди.

И может, даже в чем-то эти фанатики правы, когда наказывают некоторых «творцов» за антирелигиозные выходки и выставки - ведь нашей артистически-атеистической богеме только дай волю - они, как говорил герой Чехова, сделают из нашей жизни «при всех своих благих намерениях... то же самое, что мухи из этой картины».

Вот ключевой «антиклерикальный» монолог учительницы Красновой (Эрики Рот) в финале пьесы:

(Эрика/Елена) - ...Уважение к религии, но почему? Что это такое, если один пастырь, а остальные - овцы? Что это такое - один сидит наверху и он главный? Кто его выбрал... прекрасная мысль, что есть папочка, который за всеми нами присматривает. Мысль прекрасная, но только пока мы дети, пока мы не выросли. Отец, который все видит, бесконтрольно карает, который иррационален и жесток, неужели вы не догоняете, что это тоталитарная диктатура.

(Директор) - Госпожа Рот, не зарывайтесь...

(Эрика/Елена) - Нет, монотеизм - это диктатура, так что, если Бог и есть, с ним нужно бороться...

И далее, она же: - Я отправляюсь в концентрационный лагерь, который устроит ваш бог-диктатор.

Читатель, вас не удивляет такое примитивное восприятие Бога и мироустройства? Вас не удивляет этот детский лепет, выходящий из-под пера зрелого драматурга 44-х лет? Что это - европейский инфантилизм... Или Майенбург - и вместе с ним Серебренников - мало страдали в жизни? Как говорится, мы атеисты, да - до первой тряски в самолете...

Словом, вы видите, какое антиклерикальное высказывание получилось.

Получилась - скажем прямо - примитивная агитка, исполнители которой (верующие, кстати, люди) - в глубине души, по-моему, сами не верят в то, что играют.

Получилась - череда надуманных конфликтов, лживость и фальшь которых чувствуется в каждой сцене - начиная с актера Скворцова, неуверенным голосом читающего цитаты из Библии - и кончая учительницей, в подражание Мартину Лютеру прибивающей свои ботинки к полу - мол, «на сем стою и не могу иначе». Такое ощущение, что герои фильма специально раздувают конфликты на пустом месте, там, где понять и простить - пара пустяков. И в результате - постоянное ощущение фальши и искусственно раздутых театральных страстей, которое заставляет нормального человека морщиться в каждой сцене - так же как заставляет нас морщиться фальшиво сыгранная музыка, когда пианист мажет мимо нот или громко бьет по клавишам, там, где нужно играть тихо.

«Ах, Серебренников, ах, Серебренников...» - восклицают театралы. Я думаю, что рано или поздно, кто-то должен сказать, что король - голый, и то, что снял в своем фильме режиссер Кирилл Серебренников - вульгарная безвкусица и режиссерская попса.

Мне возразят: не слишком ли жесткие обобщения я делаю на основании единственного фильма?

Но попсовая разработка серьезной темы, которую я увидел, не внушает желания знакомиться с остальным творчеством режиссера - хоть десять призов давай независимая французская пресса в Каннах - я не верю художнику, способному так примитивно и однобоко трактовать жизнь.

Фарс, снятый Серебренниковым по пьесе фон Майенбурга - пьесе неглубокой, но живо написанной, и, видимо, вобравшей в себя основные страхи среднестатистического европейского атеиста - этот фарс имеет мало общего с современной - сложной и насыщенной - российской жизнью - и в том числе, с жизнью религиозной, которая, конечно же, несовершенна и страдает перегибами - ведь нашему православию всего 30 лет от роду, если считать от года перестройки.

Проблемы веры и фанатизма, отношений мужчины и женщины, национальных взаимоотношений - проблемы тонкие, существующие тысячи лет - со времен Адама и Евы, как сказали бы верующие - и не с такой однобокой агиткой как фильм «Ученик» подступаться к их решению. Проблемы эти, если хотите, вообще невозможно решить, потому что каждая из них - палка о двух концах.

И если вы, дорогие режиссеры, действительно хотите привлечь внимание публики к важным проблемам - если у вас и впрямь наболело и они вас волнуют - пожалуйста, делайте свои произведения талантливо и с душой - чтобы зрители после просмотра фильма не гадали - то ли вы талант забыли в него вложить, то ли душу - то ли вам вообще все по барабану - лишь бы снять что-то «актуальное»: религиозное, атеистическое, аутистическое (про аутистов), зоологическое, порнографическое и т. д. - и прославиться любой ценой - в России или в Каннах.

Ибо - и тут я поневоле становлюсь на место Вени Южина - сказано в Новом Завете: «От полноты сердца говорят уста...». Не забывайте об этом, дорогие мои, когда будете снимать очередной фильм. У вашего коллеги Серебренникова, к сожалению, сердца хватило ненамного.

* ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта») - террористическая группировка, деятельность которой в России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.

http://svpressa.ru/blogs/article/158911/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Кузнецов
Все статьи Дмитрий Кузнецов
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04