Йован Янич: «Патриарха Павла считали святым задолго до его интронизации»

0
365
Время на чтение 6 минут

Источник: Православная жизнь

Автор самого полного жизнеописания патриарха Павла Сербского рассказал о своих встречах с ним. Ко дню рождения сербского святителя.

«Святой нашего времени» — так говорили о Патриархе Сербском Павле те, кто встречался с ним лично. 11 сентября исполняется 106 лет со дня рождения Святейшего. Упокоился он в 2009 году, девятнадцать последних лет своей жизни возглавлял Сербскую Православную Церковь. Среди тех, кто провел немало времени в беседах со Святейшим, и автор самого полного его жизнеописания — Йован Янич, писатель и журналист, доктор культурологии, ведущий сербский знаток истории церкви. Благодаря его книгам («Будем людьми. Жизнь и слово Патриарха Павла», «Будем людьми. Поучения и наставления Патриарха Павла» и «Быть человеком. Будем людьми»), о Патриархе Сербском узнали в мире. Книги неоднократно издавались в Сербии, стали бестселлерами на родине и в других православных странах.

Отвечая на вопросы нашего издания, Йован Янич рассказал о своих встречах с предстоятелем.

— Господин Янич, когда и как возникла идея писать книгу о Святейшем Патриархе Сербском Павле? Как получилось, что это произошло еще при жизни Патриарха?

— О Патриархе Павле как о великом, образцовом духовнике широкая общественность услышала, когда он еще не был патриархом, когда он был епископом Рашко-Призренским — там, где в то время сербам было тяжелее всего, на Косово и Метохии. Уже тогда люди, живущие духовной жизнью, воспринимали и представляли владыку Павла как святого человека.

Поскольку тогда (во время коммунизма) Церковь была исключена из общественной жизни, а епископ Павел, кстати, жил в монашеском уединении, не желая публичности, о нем в мире было мало что известно. Мир узнал о его добродетельной жизнью и его яркой духовной личности, только когда он стал предстоятелем Сербской Православной Церкви.

К моменту его избрания начинался распад бывшего государства Югославия. Могущественные страны Запада (США и Западной Европы) поощряли войну, войну против сербов, самого многочисленного народа Югославии, создавшего это государство. Патриарх Павел был вынужден не только служить в Церкви, но и делать все, что было в его силах, вне Церкви, для облегчения бед и строительства мирной жизни. Все, что он делал, он делал по мерилам Церкви, то есть Создателя и Главы Церкви.

У мира перед глазами был человек, при любой возможности следующий Слову Божьему. Живущий и поступающий по Евангелию.

В то время я был журналистом. Трижды подолгу разговаривал с Его Святейшеством, потом были публикации в газетах. Конечно, я следил за деятельностью Патриарха. И заметил: каждый раз, когда о Его Святейшестве выходил мой текст, он находил большой отклик у общественности.

Слушая, как Патриарх Павел говорит — каждое его слово словно исходило из его сердца, и, в то же время, будто спускалось с небес, — я захотел написать о нем книгу. Не только чтобы записать его слова, но, прежде всего, показать его жизнь, его облик. Потому что через его жизнь и через им сказанное воплощается Слово. Он следовал за Господом и Его святыми и основывал свое слово на Слове Божьем. По этому Слову он поступал, так и жил, так и стяжал святость.

— С чего началось ваше общение с Патриархом? Какие впечатления от встречи с ним? Какого человека вы видели перед собой?

— В начале 1993 года, во время гражданской войны в Югославии, меня и мою старшую коллегу, журналистку, муж которой был тогда министром в правительстве Республики Сербская Краина (сербское государство, возникшее во время войны на территории сегодняшней Хорватии), пригласили поговорить с Его Святейшеством. В то время я был главным и ответственным редактором газеты «Jавност» («Общественность»), издания Республики Сербской. Патриарх Павел принял нас радушно. Было видно, что он обеспокоен, подавлен сложившейся военной ситуацией. Позвал он нас не для каких-либо замечаний; он просто хотел сказать нам, как важно бороться за правду и быть на стороне правды при любой возможности. По этому поводу он напомнил: когда мы с Истиной, тогда мы с Богом. Он также упомянул, что всем нужно отмерять одной мерой, и что любовь к своему народу не должна исключать любви к другим людям, к другим народам.

Тогда же я договорился о специальном, первом разговоре с Его Святейшеством для публикации в газете.

Когда бы я ни оказывался рядом с Его Святейшеством, ощущал какое-то особое блаженство, будто меня согревает небесное тепло. А Патриарх Павел всегда был, как заботливый родитель. Так же, как любой заботливый родитель хочет вас выслушать, узнать, есть ли у вас проблемы, и может ли он чем-нибудь помочь. Он спрашивает о семье («Как дома, что твои близкие?»), как дела на работе, как живется там, откуда ты родом и здесь, где ты живешь... Это настоящая забота. И в какой-то момент покажется, что он знает даже то, о чем тебя спрашивает, что он знает ответы, которыми ты себя представляешь. Он держался по-родительски, но не для того, чтобы поставить себя выше, а чтобы, как самоотверженный отец, помочь, если это необходимо. При каждом удобном случае он вел себя как один из нас, всегда готовый послужить всем и каждому.

Йован Янич со Святейшим Патриархом Павлом

— Как отреагировал Святейший, когда узнал, что о нем будет написана книга? Были ли у него какие-то пожелания, как она должна выглядеть?

— Я написал книгу и только после этого отправил оформленную рукопись тому, кому она была посвящена, Патриарху Павлу, с просьбой о благословении на публикацию и с предложением, чтобы Его Святейшество при случае ознакомился с рукописью и, возможно, предложил какие-нибудь изменения или дополнения. Позже секретарь Патриарха архидьякон Момир Лечич сообщил мне, что Его Святейшество рукопись прочитал, и никаких замечаний нет. По своей великой скромности он долго воздерживался, но, в конце концов, все же дал благословение на издание книги. Зная об этой скромности Патриарха, я предполагал, что ему будет непросто дать мне благословение на издание книги о нем. Я понял, что он дал благословение из уважения к моей работе и затраченным усилиям для написания книги. При этом, у него не только не было замечаний к написанному, но он и не просил ничего добавлять.

Это была моя первая книга о Патриархе Павле, которая в ближайшие годы стала одной из самых многотиражных сербских книг. Но я не отношу это на свой счет, это заслуга Того, кому мы всем обязаны, и главного героя этого скромного повествования.

— Ваши книги названы словами, которые часто произносил Патриарх Павел: «Будем людьми». Как вы объясните значение этой фразы?

— Я воспринимаю ее как кратчайший закон. Закон, состоящий всего из двух слов. В которые, вплетены все человеческие законы и, прежде всего, Божий закон из десяти заповедей. Ведь понятно, что имеется в виду, когда говорится «Давайте будем людьми». Придерживаться того, что свято и благородно; того, что действительно хорошо, на чем мир стоит. Осознавать данное тебе достоинство; то, что ты создан по образу Божию (Быт. 1:27) и обязан хранить и лелеять такой свой образ.

Беседовала Елена Буевич

Продолжение следует

Источник: Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Буевич
Елена Буевич: «В Белграде хочется быть счастливым...»
Сербская страница в творчестве известной поэтессы из Черкасс
14.02.2019
Паганини дубовых веток
К 135-летию со дня рождения художника Степана Федоровича Колесникова
21.11.2014
Все статьи Елена Буевич
Йован Янич
Все статьи Йован Янич
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06