Только в последнее десятилетие сведения о жизни Колесникова в эмиграции стали доступны, а всемирную сеть заполнили репродукции его работ
В советское время Колесникова изучали мало, до сих пор о нем не написана монография. Его насыщенная творческая жизнь протекала в основном в эмиграции, в сербском Белграде. И только в последнее десятилетие сведения о его жизни в эмиграции стали доступны, а всемирную сеть заполнили репродукции его работ.
Русская Пасха. Художник: С.Ф. КолесниковДраматично заломленные ветви серых деревьев, отбрасывающие тень на снег или беленые стены храма, за которые критики еще на заре его карьеры прозвали Колесникова «Паганини дубовых веток», глубокое небо, обилие света и белых прочерков, буквально подсвечивающих изображение на каждом полотне, «жирный, кудрявый мазок» и особенный колорит во всех картинах, чем бы он их не писал (мастер, помимо масла, очень любил гуашь и темперу, иногда смешивал их с пастелью), отличают Степана Колесникова и от брата Ивана Колесникова (тоже художника, окончившего те же учебные заведения, что и Степан, но не эмигрировавшего, а умершего в 1929 году в Ленинграде), и от учителя Ильи Репина, и от «побратимов» - Митрофана Грекова и Исаака Бродского.
В 1927 году художник одним из первых написал на монастырской фреске в старой Сербии образ царя-мученика Николая II
Дорого нам и то, что Степан Колесников писал иконы, расписывал храмы. В 1927 году он одним из первых написал на монастырской фреске в старой Сербии образ царя-мученика Николая II. Да и вся его жизнь, начиная от рождения в новороссийском Адрианополе, где сейчас идут боевые действия, полна необыкновенных знаков, особенно ярко высветившихся в наше непростое время.
* * *
Степан родился в крестьянской семье в небольшом селе, которое и сегодня легко найти на военных картах горящей в огне Луганской области Украины (Перевальский район). В далеком 1879 году это была Российская империя, а благополучное сельцо на сотню дворов, с православной церковью (Свято-Николаевский храм, построенный в 1803 году, сохранился до наших дней), школой и двумя ежегодными ярмарками, принадлежало Славяносербскому уезду.
Название уезда тоже имеет символическое значение. Более чем за сто лет до рождения будущего художника эта земля гостеприимно приняла в свои пределы переселенцев из Сербии - сербов, валахов, черногорцев. Храбрые воины и трудолюбивые хозяева, сербы создали здесь ряд военных поселений. Они быстро ассимилировались, поэтому неудивительно, что художник рождается в интернациональной семье: отец - Федор Яковлевич Колесников, мать - Ксения Сафоновна, сербка из рода Стефановичей.
Сербские корни матери художника - любопытный факт. Ведь в 1919-м Степан Колесников эмигрирует из охваченной большевистским пожарищем страны и навсегда поселяется в Сербии. Но до этого ему еще предстояло выучиться и стать известным художником...
Биографы отмечают, что рисованию крестьянский сын учился у приезжавших в село иконописцев. В семье Колесниковых было четверо одаренных детей, но живописью отец разрешил заняться только двоим (отпустил их от хозяйства) - старшему Степану и младшему Ивану. Остается только подивиться возможностям для талантливых крестьянских ребят в Российской империи: в 1896 году в Адрианополь по инспекционным делам приехал из Екатеринослава губернский чиновник. Он заметил крестьянского паренька - волостного рассыльного, рисующего какой-то пейзаж, - оценил способности 17-летнего Степана и поставил в известность уездное земство.
Вскоре за казенный счет со стипендией 250 рублей в год Степан Колесников был определен на учебу в Одесское художественное училище. Впоследствии его брат Иван так же стал стипендиатом Славяносербского земства.
* * *
Одесское художественное училище было одним из лучших средних художественных учебных заведений России того времени. Друзьями Степана становятся Исаак Бродский, Митрофан Греков и будущий авангардист Давид Бурлюк, а живописи его учат профессора Г. Ладыжевский и К. Костанди. Там же, в Одессе, в последний год XIX века Степан Фёдорович женится на дочери греческого помещика Ирине Попандопуло, а в январе 1901-го у супругов рождается дочь Люба.
Долгие годы впечатления о Малороссии будут питать художника в далекой эмиграции
Уже семейным человеком Колесников приезжает в Петербург: окончание училища по первому разряду дало ему право в 1904 году поступить без экзаменов в Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств. Здесь среди его академических учителей были В. Маковский, А. Киселёв и И. Репин. В 1905-м занятия в Академии временно останавливаются, и Колесников на некоторое время уезжает вместе с друзьями в малороссийское поместье Бурлюка. Долгие годы впечатления о Малороссии будут питать художника в далекой эмиграции, когда он, вдали от Родины, будет писать южнорусские степи с фигурами людей и лошадей, подтаивающим снегом, весенней распутицей, половодьем, распаханными полями и праздничный крестьянский люд возле церквей, напоминающих Свято-Николаевский храм в Адрианополе...
До революции жизнь молодого художника насыщена творчеством, с каждым годом его признание в России растет. В 1905-м он дебютирует на Весенней выставке в залах Академии, где его картина «Весна» получает вторую премию и покупается для музея императорской Академии. Каждый год Колесников участвует в престижных выставках, почти всегда получает «Куинджиевскую премию». А в 1909-м его «Весна» удостаивается золотой медали и на Международной выставке в Мюнхене, за что художник получает благодарность и подарок (золотой портсигар с бриллиантом на крышке) от императора Николая II.
В том же счастливом 1909 году за работу «В старой усадьбе» художник получает возможность стажироваться за границей. Он посещает Бельгию, Болгарию, Германию, Сербию. На Капри он знакомится с Горьким, в Париже его выбирают членом международного товарищества живописцев «Леонардо да Винчи». Его персональные выставки проходят в Москве и Санкт-Петербурге, большинство картин раскупается, их репродукции печатают в журналах «Нива» и «Огонек». Степан Федорович становится академиком живописи.
Однако грядет Первая мировая, а вслед за ней и Октябрьский переворот 1917-го. В ноябре 1919 года в Одессе (где художник жил последние годы на Родине) он участвует в лотерее в пользу Добровольческой армии на 29-й выставке Товарищества южнорусских художников. В этом же году по Военно-Грузинской дороге Колесников вместе с семьей навсегда уезжает в эмиграцию...
* * *
Сначала была Турция, затем - Греция. В 1920-м Колесниковы прибывают в Королевство сербов, хорватов и словенцев. В Белграде (ул. Князя Павла, 81) художник покупает небольшой дом и начинает свою сербскую жизнь.
В том же году он устраивается преподавать черчение и рисунок в русско-сербской гимназии, позже его приглашают быть сценографом в Народном театре. Его художественная карьера расцветает в новой стране. Персональные выставки проходят в Белграде, Праге, Париже, Лондоне. В письме Репину он сообщает: «Я обласкан в стране близкого нам народа - сербов». Но тут же замечает: «Работаю очень много и только в любимом труде нахожу облегчение и временно забываю свою тяжкую болезнь - беспредельную тоску по Родине...»
Показанные на первой персональной выставке в Белграде в 1922 году картины полны воспоминаний об оставленной им России: «Село Всехсвятское», «Базарный день на Волге», «Разлив», «Помидоры», «Тает снег». Рядом с пейзажами - картина «Тайная Вечеря», полотна с изображениями святых, написанные для одной из церквей в 80 километрах от Белграда, икона святителя Николая Чудотворца. Привлек внимание публики и триптих, в левой части которого была изображена Россия под большевиками, справа - Королевство сербов, хорватов и словенцев, а в центре - будущее воскресение славянства...
Картины его покупают как русские эмигранты, так и сербы, для которых Колесников - представитель знаменитой русской академической школы живописи
Картины его покупают как русские эмигранты, тоскующие по родным пейзажам, так и сербы, для которых Колесников - представитель знаменитой русской академической школы живописи. В 1925 году на его выставку в Белграде пожаловала королевская чета (король Александр Карагеоргиевич получил образование в Петербуржском Пажеском Его Императорского Величества корпусе). На этой выставке представлены уже и сербские пейзажи, и жанровые сцены.
В то время Колесников получал частные и государственные заказы. Масштабные полотна художник писал только до начала Второй мировой войны, когда был в почете у короля Александра и у сменившего его в 1934 году Павла Карагеоргиевича.
Так, ему было поручено расписать огромный потолок (плафон) в зале Народного театра в Белграде. Этой новостью он делится в письме к Репину и получает от него восторженное послание: «Жду с нетерпением фотографий с Ваших гигантских размахов, - пишет художнику Репин. - Вас я знаю только пейзажистом, и всегда любовался необычайной красотой серых, отрепанных ветрами, пустых ветвей... И вдруг Вы явились с плафоном оперного театра - 80-ти кв. метров!.. Ради Бога, присылайте поскорей копии, в каком бы то ни было виде; я пойму суть, и я жду их, как христианин - чуда».
К 1926 году плафон готов: на нем художник написал мифологическую композицию «Богиня Талия на квадриге» в окружении декоративных барочных узоров. Работы Колесникова украшали и другие белградские здания - дворец короля, столичный отель «Палас» (17 огромных панно), городскую больницу, Адриатически-Придунайский банк (8 панно в зале заседаний).
* * *
Монастырь Св. Наума в Охриде, где Колесников расписывал медальоны
Расписывает художник и монастырь Святого Наума в Охриде (сейчас - Республика Македония). К этому времени в Сербии фиксируются случаи прославления русского царя-страстотерпца Николая Второго. Исследовательница творчества Колесникова Соня Маричевич рассказывает, что в эти годы в сербской печати появляется публикация: одна из матерей, не дождавшаяся с фронта сына, во сне видит явление русского царя, который ее утешает: сын жив, он в России, скоро она его увидит. Сон-пророчество сбывается, а свидетельства о том, как сербский народ горячо любит покойного русского царя, почитая его святым, множатся. Одно из них - от Колесникова.
11 августа 1927 в белградских газетах появилось сообщение
«Лик Императора Николая II в сербском монастыре
святого Наума, что на Охридском озере»:
«Русский художник и академик живописи Колесников был
приглашен для росписи нового храма в древнем сербском
монастыре святого Наума, причем ему была предоставлена
полная свобода творческой работы в украшении внутреннего
купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал
написать на стенах храма лики пятнадцати святых,
размещенных в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов были
написаны сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось
пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло
Колесникова повременить. Однажды в сумерках Колесников
вошел в храм. Внизу было темно, и только купол
прорезывался лучами заходящего солнца. Как потом
рассказывал сам Колесников, в этот момент в храме была
чарующая игра света и теней. Все кругом казалось неземным
и особенным. В этот момент художник увидел, что
оставленный им незаполненный чистый овал ожил, и из него,
как из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая
II...»
Конечно, художник запечатлел увиденный лик. Как пишет сам Колесников, он писал без фотографии: «В свое время я несколько раз видел покойного Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Я закончил свою работу, и этот портрет-икону снабдил надписью: Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
* * *
К сожалению, ни один из охридских «овалов» до нашего времени не сохранился. А в апреле 1941 года разрушению подвергся и потолок Белградского Народного театра: фашистская авиабомба повредила здание...
Во время фашистской оккупации Югославии картины Колесникова экспонировались на выставке русских художников в Белграде, продавались на аукционе, в Русском Доме (деньги пошли на приобретение зимней одежды и материальной помощи русским эмигрантам). Но с нападением фашистской Германии и после, с приходом к власти коммунистов, он больше не работает с панно, его позднее творчество - это небольшие станковые произведения.
Колесников. Портрет сына
К этому времени относятся и семейные потрясения: еще в 1935-м Степан Фёдорович уходит из семьи. В 1938 году после тяжелой болезни бывшая жена умирает. В начале войны арестован сын Колесникова Федор, который вскоре после освобождения кончает жизнь самоубийством. Дочь Любовь при отступлении немцев бежит с ними из Белграда, опасаясь репрессий новой коммунистической власти (и не без оснований: оставшийся в Белграде русский художник-эмигрант Иван Шеншин был расстрелян «за сотрудничество с фашистами» (он рисовал для журнала)).
Могила Степана Колесникова и его жены Марии Геориевны на Новом кладбище в Белграде
Сам же Колесников женился второй раз на русской эмигрантке Марии Георгиевне. Последние двенадцать лет жизни художник страдал болезнью Паркинсона и не мог работать самостоятельно. Он нанимал нескольких молодых живописцев, которые по его эскизам выполняли работу, а потом завершал ее несколькими точными мазками и ставил свою подпись латиницей: «Kolesnikoff». Считается, что существенно подкосило его здоровье и решение властей закрасить поврежденный плафон в театре: при реконструкции здания в начале 50-х его покрывают масляной краской...
Умер русский академик живописи, профессор Степан Федорович Колесников 27 мая 1955 года. Спустя 11 лет и Мария Георгиевна упокоилась рядом с мужем в парной могиле на Новом кладбище Белграда.
Работы Колесникова хранятся в различных музеях и галереях бывшего СССР: в Днепропетровске, Костроме, Новосибирске, Рыбинске, Минске, Петербурге (в Русском музее); в частных собраниях, в том числе в Сербии и странах бывшей СФРЮ.Безусловно, он - наш, общий. А в том, что все мы сегодня разделены, во многом виноваты мы сами...
Вопрос, какой стране принадлежит этот замечательный художник остается открытым. Фамилию он носил русскую и был представителем русской художественной школы, но сербы, слышавшие о Колесникове, называют его своим: «Он же работал сценографом в Народном театре!», а украинцы - самородком с украинскими корнями. Безусловно, он - наш, общий. А в том, что все мы сегодня разделены, во многом виноваты мы сами...