Cвятогорская Успенская лавра
Три часа электричкой от Харькова и мы уже на территории Донецкой области, в самом северном ее городке - Святогорске. На железнодорожной станции все пассажиры стремятся к автобусу: 5 км отделяет вокзал от главной святыни Донецкого края, одной из четырех лавр Украины - Святогорской Успенской лавры.
На этой земле пересеклись пути цивилизаций, перекрещивались военные интересы Золотой Орды, Хазарского каганата, Крымского ханства и Русского государства, здесь русичи первый раз разгромили половцев, а герои Красной армии в кровавых боях не уступали святогорских высот фашистам. Сюда по Черному морю и вверх по рекам, устремлялись православные иконопочитатели, гонимые в Византии. Да разве только они? Григорий Сковорода, Бунин и Чехов, Тютчев и Марина Цветаева были здесь и писали о Святых горах. В них нашел свой последний приют удивительный князь Николай Голицин - герой Отечественной войны и кавказских походов, ординарец Багратиона, переводчик Пушкина на французский язык, русский друг «Бетховена», знакомец Гайдна, Шопена и Огиньского, виолончелист, давший только в России 400 благотворительных концертов... Уголок мира, святой и славный - Святогорье.
Земля, названная в честь святых
Небольшой городок за свою историю несколько раз менял имя. Был он и Славяногорском (в советское время), и селением Банным - в честь купален, возведенных на берегу Северского Донца по распоряжению князя Григория Потемкина в конце XVIII в. Сами же горы над Донцом назывались Святыми, видимо, с тех самых пор, когда здесь, в сыром чреве ослепительно белой меловой скалы, выкопали себе кельи первые иноки.
Считается, что появились они здесь еще на границе VIII-IX вв. во времена гонений на иконоборцев в Византии. Тогда до берегов реки Малый Танаис (так по-гречески назывался нынешний Северский Донец, приток Дона, седьмая по величине река Украины) добрались первые жители меловой горы. Достоверно известно, что в XIII веке здесь уже обитали молитвенники за нашу землю, спасались сами и спасали, духовно и физически, всех, кто притекал в обитель в поисках убежища. Первые документальные упоминания о Святогорском монастыре встречаются в Московских летописях XVI века. К тому времени пещерные жилища уже обрастали церквями у подножия горы. Монастырь часто разорялся кочевниками, татарами, в XVII веке был даже оборонной крепостью, на вооружении которой состояло 4 пушки.
Он несколько раз надолго закрывался и разорялся - с подачи власти земной. Первый раз - при Екатерине II, «оптимизировавшей» монастырскую собственность, второй раз - всерьез и надолго - в советское время: в главном соборе был устроен бальнеологический курорт для трудящихся Донбасса.
Но сегодня - возрожденный, восстановленный - монастырь открывается взгляду великолепным комплексом уже на подъезде к Северскому Донцу.
Паломническое земное
Вот автобус минует лесок с курортными базами шахтеров, высаживает горожан возле рынка и сворачивает на путь, ведущий к монастырю. Постепенно сквозь верхушки поредевших к зиме деревьев выступает нереальная в своем величии картина: монастырь возвышается над рекой на белоснежных кручах, кажется - рождается из меловых отрогов, продолжает зеленоглавыми церковками линию скал в вышине и ослепительной белизной своих корпусов под горой отражает свет Святой горы.
На последней остановке выходит изрядное количество паломников, все они быстро рассеиваются по обширной примонастырской территории, а мы с моей попутчицей отправляемся прямиком в паломническую гостиницу...
Святогорский - единственный у нас монастырь, где, следуя старинной традиции, не взимают плату с паломников за проживание и питание. Первый возобновитель Святых гор настоятель монастыря архимандрит Арсений (Митрофанов), умирая, оставил завещание: «Всех паломников принимать, поселять и кормить бесплатно. Когда будете поступать так, обитель никогда ни в чем не будет знать недостатка». Оставив в паломнической гостинице благотворительный взнос, по сумме сопоставимый с билетом на городской автобус, мы получаем постели и поселяемся в трехместном гостиничном номере, со светом и горячей водой, душем и иконой в комнате на стене. Впрочем, быть в этой комнате предстоит очень мало: скоро начинается молебен, после него предстоит пятичасовая монастырская служба, оканчивающаяся около десяти вечера. А утром в 4.40 по коридору этажа уже проходит послушница с громким колокольчиком в руках: подъем на молитву...
В небольшом перерыве между службами удается попасть в заветное место монастыря - пещеры, уводящие от Успенского собора на самую вершину меловой горы.Пещерное прошлое и настоящее
Перед входом в вырубленные в горе ходы зажигаем свечи и шаг в шаг следуем по узкому пещерному коридорчику за нашим проводником - смотрителем пещер и экскурсоводом Андреем Михайловичем.
Сначала узкий ход с ответвлениями-тупичками, в конце которых сияют лучами света лампадки перед огромными иконами Пресвятой Богородицы, приводит нас в самое позднее пещерное сооружение: довольно просторную церковь во имя Алексия человека Божьего.
Этот просторный храм внутри горы был ископан братией в ХIХ веке в память о первом настоятеле Арсении, восстановителе монастыря после Екатерининского закрытия. Тогда земельные угодья были отобраны, ценности вывезены. Но время все расставило на свои места. Земли Екатериной же были подарены Светлейшему князю Потемкину-Таврическому, а после его смерти, уже в XIX веке, они достались боголюбивой семье Александра Михайловича и Татьяны Борисовны Потемкиных. Монастырь к тому времени был снова открыт императорским Указом Николая I, а Потемкины стали его ктиторами. Пещерный храм Алексия человека Божьего был украшен на средства Татьяны Потемкиной.О том, как тогда выглядела пещерная церковь, современник рассказывает так: иконостас был отлит из чугуна и отделан под малахит, украшен позолотой, с иконами, «писанными вследствие сырости на медных досках». В алтаре на престоле cтоял крест из малинового хрусталя - дар Татьяны Борисовны Потемкиной. Посреди церкви сияло хрустальное паникадило...
Все погибло в годы советской власти. Здесь был организован анитирелигиозный музей. Экскурсантов проводили по пещерам и пугали изощренно: в храме установили орудия пыток, восковые фигуры монахов, рассказывали небылицы о том, что монахи пытали людей, затем сбрасывая их со скалы в Донец... Интересно, что музей был организован в 1936 году, а ровно через 20 лет его директор был репрессирован и окончил свою жизнь в лагерях...
Во время реставрации пещер (пришлось оттирать на стенах безобразные картины и надписи типа «здесь был Вася») удалось обнаружить на склонах горы остатки иконостаса. Наверное, устроители музея сами и выбросили его со скалы. По сохранившимся фото иконостас отлили заново.
Еще один храм в пещерах - рождества Иоанна Предтечи - был построен на месте древней монашеской трапезной после того, как на одном из меловых столпов, поддерживающих свод, чудесно появилась икона Св. Николая Мирликийского (точное время явления не известно, однако в XVII веке она уже упоминается в документах).
Сама святыня была утеряна в годы революции, но сохранились фотографии и списки. А столб, на котором она была явлена, столетиями слыл исцеляющим: каждый из паломников старался унести с собой меловой кусочек, пока от него почти ничего не осталось. Сейчас в небольшом углублении на восстановленной меловой стене сохраняется выемка: до сих пор все попавшие сюда пытаются повозить в ней рукой, набирая мел со святого места, чтобы нанести на лоб или болящее место белый крестик, с верою, что поможет.
К святому отцу Иоанну-Затворнику
Храм Иоанна Предтечи расположен так высоко, что, выглянув в маленькое окошко с деревянными ставенками, наблюдаешь с птичьей высоты, как внизу и вдалеке неспешной жизнью живет городок, теряющийся в голубых лесах, как катит между лесистых берегов свои тяжелые прозрачные воды Донец-батюшка, как радует глаз веселое разноцветье церковных главок на всем протяжении раскинувшегося по берегу монастыря.
Здешнее место - свидетель слез покаяния и неустанной молитвы одного из главных Святогорских праведников - святого Иоанна Затворника.
Из пещерного сумрака святой как будто выходит навстречу: живописное изображение в полный рост - реалистично, выполнено по сохранившемуся фотопортрету старца.
В 1844 году, в год открытия монастыря Николаем Первым, батюшка Иоанн пришел сюда из Глинской пустыни (Курск) чтобы восстановить обитель. А через шесть лет принимает решение затвориться от мира навсегда. Выбирает маленькую, тесную келью пещеру на вершине горы и 17 лет, до самой своей смерти, не покидает своего добровольного заключения. Живя здесь в тяжелейших условиях (вместо окон в его келье была только единственная щель под потолком, из мебели и посуды - маленькая плошка для скудной пищи и меловой гроб с пучком сена в головах для краткого сна), Иоанн Затворник, в веригах и власянице, молился о всем мире и вместо многих в этом мире. Масштаб его подвига можно только представить: за день духовник настоятеля обители творил 5 тысяч «Иисусовах молитв», тысячу Богородичных, 700 земных поклонов, читал акафисты, каноны и другие молитвословия... Сегодня мощи Святого хранятся в левой половине главного Успенского храма лавры - они расположены симметрично с главной иконой монастыря - чудотворной Святогорской иконой Пресвятой Богородицы. Паломники всегда спешат прийти на службу на полчаса раньше: выстоять очередь и подойти поклониться обеим святыням обители.
А мы выходим на вершину горы: с деревянной террасы видна келья св. Иоанна - то немногое, что сохранилось от нее. В советское время вся скала трещала по швам. Трещины были шириной в метр, ученые даже поставили датчики, чтобы следить за меловым разрушением. Однако после того, как монастырь передали монахам и здесь начались богослужения, разрушения прекратились.
Сегодня в Святогорскую лавру можно приехать и в качестве паломника, и как обычному экскурсанту. Впрочем, к концу экскурсии и обычный турист неизбежно превратится в паломника: святогорская благодать не отпускает, зовет, зовет возвращаться сюда еще и еще...
http://odnarodyna.com.ua/node/17655