Из истории Аксайской иконы Богородицы и Аксая

Украинские националисты 
0
469
Время на чтение 8 минут

Изобразительный ряд (см.: слева направо, сверху вниз)

1. Дозволенная цензурой репродукция Аксайской иконы Божией Матери 1890 г. (Одесса, хромолитография Е.И. Фесенко) [15].
2. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери (сайт храма Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) г. Аксай) [6].
3. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери (сайт Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасск) [7].
4. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери (сайт Видания.ру) [8].
5. Репродукция Аксайской Божией Матери с изображения медальона на куполе храма (сайт Видания.ру) [8].
6. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери в серебряным окладом (интернет форум, аукцион) [9].
7. Репродукция воссозданного списка Аксайской иконы Божией Матери из Одигитриевского храма Аксая (официальный сайт администрации Аксайского района) [11].
8. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери из Михайловского храма Новочеркасска (Каталог икон на сайте PravIcon.com) [12].


«Тогда Он коснулся глаз их и сказал:
по вере вашей да будет вам».
Евангелие от Матфея Гл. 9. Ст. 29.


«… я был болен холерой … икону
приложили ко мне, после отслужения молебна
покропили меня святою водою и я сделался
здоров и невредим» .
Из воспоминания урядника Василия
Гуржиева (1888 г.).


Ныне в день входа Господня в Иерусалим, праздника отмечаемого в 2020 году православными в ситуации охватившей практически всю планету пандемии, самое время задуматься о его мирной символике и непреложной силе истинной веры. В Русской православной церкви особо почитаются многие чудотворные образы Божией Матери. В их число входит и не единожды спасавшая население от холерного мора Аксайская икона Богоматери. Краткому изложению её истории и посвящается настоящая статья.
Следует принять во внимание и тот факт, что многие древние образы и православные иконы в историческом прошлом не единожды почитались в т.ч. и людьми далекими от православия. В этой связи достаточно вспомнить ватиканские страницы истории Казанского образа Богородицы; почитание православными и католиками древней Ченстоховской иконы Божией Матери; веру итальянцев в милостивость к ним образа «Madonna del Don» и убежденность некоторых мусульман в чудотворность Табынского образа Богородины.


Победительница мора: из истории истории Аксайской иконы Божией Матери

Местночтимая чудотворная икона Аксайской Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии (празд. 10.8/28.7). Известно две версии происхождения данной иконы. Согласно первой версии в 1656 г. во время русско-польской войны 1654 – 1667 гг. находившиеся в составе русской армии донские казаки привезли из Вильно в Черкасск чудотворную Виленскую икону Божией Матери Одигитрия. С благословления патриарха Никона в её честь была выстроена деревянная Одигитриевская церковь. Однако Царица Небесная неоднократно являлась в сонных видениях станичникам, требуя возвращения иконы в Вильно. Тем не менее, казаки не спешили исполнить это требование. В 1662 г. крымский царевич Калга с большим войском окружил казачий отряд у р. Тузлов. Окруженные казаки дали обет вернуть икону в Вильно после своего спасения. Победив многочисленного врага и сделав список иконы (впоследствии он был утерян) казаки с большой честью отправили её с отрядом атамана Осипа Галактионова и священника Матвея к царю Алексею Михайловичу с просьбой о возвращении святого образа в Вильно.
По второй версии эта икона долгое время находилась в молельне святителя Тихона Задонского. Впоследствии она была подарена им священнику Троицкой церкви станицы Аксайской о. Василию Петрову. Благодаря стараниям священника Василия в Аксайской станице был построен каменный Троицкий храм. Он дважды падал с купола строившегося храма но, зацепившись за леса, спасался. Священник Василий был усердным молитвенником, проводил активную миссионерскую деятельность, носил вериги и власяницу. Казачья молва сохранила чудесные явления при его смерти и исцеления по его молитвам. При жизни о. Василий выказывал стремление о сопутствии ему в загробную жизнь врученной св. Тихоном иконы. Поэтому о ней вспомнили во время погребения, но найти так и не смогли.

В августе 1830 г. на Дону началась эпидемия холеры. В это время жителям Аксайской станицы во сне стала являться Богоматерь указывающая дом с чудотворной иконой Одигитрии которая может спасти население от скорой смерти. В указанном Богоматерью доме за печью о. Тимофей с прихожанами и обрели икону Божией Матери Одигитрии. На третий день после явления иконы и проведения крестного хода эпидемия в Аксайской станице прекратилась. После чего Высокопреосвященный Афанасий, первый Архиепископ Донской принял решение привести явленную икону в столицу Войска Донского. На четвертый день, после непрерывных молебнов прихожан, эпидемия в Новочеркасске также полностью прекратилась. В 1833 г. Донская духовная консистория предписала произвести подробное расследование происшедшего. Еще раньше, в 1832 г., по распоряжению Архиепископа Афанасия, Аксайская икона была перенесена в Новочеркасский Вознесенский собор и оставалась в нем до 1847 г.

Однако в течение 16 лет икона так и не была признана чудотворной на официальном уровне. В 1847 г. на Дону вновь появилась холера. По свидетельству очевидцев в станице Аксайской ежедневно умирало по сто человек. В это время к прибывшему на строительство Ольгинской дамбы генералу М.Г. Хомутову обратились выборные от станичного общества с просьбой о возвращении Аксайской иконы Одигитрии в станицу. Благодаря его поддержке и стараниями духовенства выборные казаки, отслужив молебен в Новочеркасском Вознесенском соборе, понесли икону на руках в Аксайскую станицу. К их шествию присоединилось более тысячи человек образовав крестный ход. После торжественной встречи икону принесли в Троицкую церковь, где во имя её в 1848 г. был устроен придел справа от главного алтаря. Прихожане Аксайской станицы отслужили молебен и обнесли её вокруг поселения. Холера в станице утихла через пять суток.

Вскоре после этого икона была призвана остановить эпидемию в Черкасске. Она была размещена перед Атаманским дворцом для всеобщего поклонения. Вереница прихожан не иссякала ни днем, ни ночью. В 1850 г. в станице Аксайской к иконе приложился Наследник Цесаревич Александр Николаевич, Августейший атаман всех казачьих войск. Вскоре икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. Государь Император 5 августа 1851 г. Высочайше утвердил определение Священного Синода об учреждении крестного хода с иконой Богоматери Одигитрии из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением ее 1 октября. На пути следования крестного хода в х. Большой Лог в 1856 г. была построена часовня с другими зданиями для отдыха богомольцев. Священный Синод указом от 19.08.1853 разрешил переносить чудотворную икону с 30 сентября по 10 октября в Кривянскую и в Бессергеневскую станицы.

В 1866 г. по просьбе жителей Ростова-на-Дону в виду начавшихся тифа и холеры, икона была доставлена и в этот город. Приняв во внимание чудесное прекращение эпидемии в 1867 г. Священный Синод разрешил ежегодное пребывание Аксайской иконы в Ростове-на-Дону с первого воскресения после Преполовения до первого воскресенья после Вознесения Господня. В 1878 г. были определены следующие сроки пребывания иконы в Старочеркасске – с 29 июля по 10 августа, в Новочеркасске и станицах Кривянской и Бессергеневской – с 16 августа по 15 октября. На месте обретения Аксайской иконы в 1897 г. была освящена Одигитриевская церковь, также 4 сентября был установлен престольный праздник.

Приношения к этой иконе были огромны. В соответствии с описью 1873 г., она была украшена жемчужной ризой с различными драгоценными камнями, золотым венцом и короной. В короне Божией Матери имелось значительное число больших, средних и мелких бриллиантов и изумрудов. Корона была обведена серебряной линией, украшенной 40 средними алмазами. Над короной имелся серебряный крест со средней величины изумрудом и 4 алмазами. В золотом венце имелось три стрелы, также обильно украшенных алмазами. Внизу венца и убрусе располагалось большое число яхонтов, бриллиантов и жемчужин. Корона, серебряный крест и венец младенца также была богато украшена бриллиантами, изумрудами, яхонтами и большой жемчужиной. Риза Богоматери была украшена большими, средними и малыми бриллиантами, изумрудами, яхонтами и бирюзой. Сама икона была помещена в золотой оклад 84 пробы весом 70 зол. и серебряный киот весом 18 фун. 12 зол.

С чудотворной иконы неоднократно писались списки. Поклонение чудотворной иконе совершалось ежегодно вплоть до поражения в Гражданской войне Всевеликого Войска Донского в начале 1920 г. Особой службы Аксайской иконе не существует; её празднование в день Одигитрии Смоленской. 16 августа, в день попразднства Успения Богородицы и принесения чудотворного образа в Донской Старочеркасский Ефремовский женский монастырь Аксайской иконе был учрежден монастырский праздник. С момента падения казачьей власти на Дону следы иконы и её чтимых списков были утеряны. Однако точный список с оригинала иконы сохранился среди изображений чтимых икон Богородицы в барабане главного купола Новочеркасского Вознесенского собора.

По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова) для Одигитриевского храма Аксая 16.09.2018 был воссоздан точный список утраченного образа Аксайской Божией Матери. При этом владыка митрополит сообщил, что «следующим шагом этой духовной традиции станет восстановление обретенного подлинного Азовского образа Божией Матери Одигитрии, который недавно был найден в запасниках Третьяковской галереи» [14]. По благословению главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия 1 апреля 2020 г. клирики Ростовской епархии на вертолете совершили крестный ход по воздуху со списками чтимой Аксайской иконой Божией Матери из Одигитриевского храма Аксая из Михайловского храма Новочеркасска.

Из истории Аксая.

Первым письменным свидетельством о существовании поселения в границах современного г. Аксая считается письмо 1570 г. посла И.П. Новосильцева к царю Ивану IV. В нём сообщается о встрече с посланником Османской империи под Кобяковым городищем на «Аксайском устье» [10]. Он был удобно расположен на высоком берегу при слиянии рек Аксая и Дона, на пересечении степных дорог, ведущих в Черкасск. Аксай за время своего существования сменил несколько названий: Нижние Раздоры, Кобяковский, Атаманский, Нижний, Усть-Аксайский стан, станица Аксайская. Будучи небольшим казачьим городком, он неоднократно подвергался набегам турок, крымских татар и ногайцев. В 1720-40-х гг. здесь последовательно размещались царская и таможенная заставы. В этом населенном пункте нередко пережидали половодье казачьи семьи Черкасска, а во время Азовских походов Петра I и позднее он был сторожевым постом на подступах к Черкасску – столице Области войска Донского. В XVIII в. в окрестностях станицы Аксайской имелась система фортификационных сооружений с подземными переходами и складских помещений с оружейным арсеналом и запасами продовольствия.

Источники и литература:

1. Буренкова Е.В. Аксайская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. 1. С. 408.
2. Казачий исторический календарь на 1950 год. Нью-Йорк, 1949. С. 10.
3. Лимаренко К.Х. Соборный храм войска Донского. Киев, 1905. С. 61.
4. Сухоруков В. Историческое описание земли войска Донского. Новочеркасск, 1903. С. 237-238.
5. Чибисова С.П. Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе. // URL: (дата обращения 11.0.2020).
6. URL: http://aksay-odigitria.ru/index/istorija_khrama/0-7 (дата обращения 04.02.2015).
7. URL: http://novochsobor.prihod.ru/svyatini (дата обращения 04.02.2015).
8. URL: http://www.vidania.ru/icony/icon_aksaiskaya.html (дата обращения 04.02.2015).
9. URL: www.forums-su.com (дата обращения 04.02.2015).
10. URL: http://www.aksayland.ru (дата обращения 04.02.2015).
11. URL: https://aksayland.ru/city/news/26810/ (дата обращения 11.02.2020).
12. URL: http://pravicon.com/icon-7 (дата обращения 11.02.2020).
13. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5615496.html (дата обращения 11.0.2020).
14. URL: (дата обращения 11.0.2020).
15. URL: http://pravicon.com/image-15311 (дата обращения 11.0.2020).
Источник: Проза.ру
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Соклаков
Все статьи Александр Соклаков
Украинские националисты
Обыски в Святогорской Лавре. Кто и за что задержал
митрополита Арсения, что грозит Владыке
25.04.2024
Убивали людей с российским паспортом. Бывший
военнослужащий ВСУ о кровавых расправах на Донбассе
24.04.2024
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Александр Дугин назвал петицию против школы Ильина операцией западных спецслужб
19.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:57
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:50
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Калужанин
27.04.2024 11:14
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
27.04.2024 09:52
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43