«Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, мирно»

Новости Москвы 
0
460
Время на чтение 12 минут
«Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, мирно» (I)

Как известно, на Архиерейском соборе Русской православной церкви, состоявшемся в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, было принято решение об общецерковном почитании 28 святых, ранее канонизированных Украинской православной церковью Московского патриархата.

Угодников Божиих внесут в месяцеслов РПЦ, и теперь им будут молиться во всех храмах, расположенных не только на территории Российской Федерации, Украины, Белоруссии или Молдавии, но и в США, Канаде, Австралии, странах Западной Европы, Латинской Америки. В 27 странах существуют приходы Русской церкви, и еще 11 епархий включает в себя Русская православная церковь за границей, воссоединившаяся с Московской патриархией в 2007 году.

Ведь Русская православная церковь - самая большая из поместных православных церквей. И наши святые теперь прославлены, без преувеличения, во вселенском масштабе. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на открытии юбилейного Архиерейского собора, РПЦ сегодня насчитывает 303 епархии, 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. В межсоборный период были образованы еще три митрополии - теперь их число достигло 60. Растет география приходов РПЦ, расширяется и пространство молитвы нашим общим святым.

Безусловно, такое торжество - это проявление братской поддержки страждущей от гонений со стороны государства и от националистических организаций канонической церкви Украины. Собор архиереев на деле подтверждает сказанное не так давно патриархом Кириллом: «Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви, ибо Киев - это духовная колыбель Святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии». Иначе говоря, наше церковное единство не вмещается в государственные границы.

Общецерковное почитание 28 православных подвижников - это и, выражаясь светским языком, констатация факта: невозможно их разделить на русских или украинских. Рожденные на территории нынешних России и Украины, они обучались в духовных школах, подвизались в монастырях, известных ныне как духовные светочи обеих стран. Полтава, Курск, Тамбовская, Орловская, Херсонская, Тульская, Киевская губернии и города Киев, Черкассы, Гомель, Чернигов, Глухов, Харьков - такова география духовной русской родины этих святых отцов. Святая гора Афон, Саровская пустынь, Киево-Печерская, Александро-Невская и Святогорская лавры, Глинская пустынь, Брянская Белобережная пустынь, Нижегородская Софрониева пустынь, Задонский монастырь, Голосеевская пустынь, Черниговский Ильинский, Николо-Вяжищский (под Новгородом) и Свенский (на Брянщине) монастыри - таковы места подвигов этих угодников Божиих, поистине безграничных светочей истины православия.

Это их земное единое Отечество, одна духовная Родина. Небо границей разделить невозможно. И, как бы ни поднимались политические волны ненависти, как бы ни пенились они нечистотами украинских националистов, в святой выси православной церкви мы все едины.

* * *

В числе святых, прославленных Архиерейским собором РПЦ - преподобный Иона Киевский, устроитель Киевского Ионинского Свято-Троицкого монастыря на Зверинецкой горе, рожденный в семье полтавских мещан святой послушник преподобного Серафима Саровского, ученик преподобного Паисия Величковского. «Русский златоуст», герой Крымской войны, святитель Иннокентий (Борисов), прославивший чудотворный Касперовский образ Пресвятой Богородицы. Открывший для миллионов русских людей паломнический путь на Афон и Святую Землю преподобный Гавриил Афонский - уроженец Киевской губернии.

Преподобный Иона Киевский

Среди прославленных святых - настоящие политические вожди своих народов. Как, например, святитель Игнатий Мариупольский, греческий митрополит из знатного рода Гозадинов. Воспитывался на Святой Горе Афон. В 1771 году прибыл в Крым и поселился возле греческого селения Мариамполь. Здесь святителя застала очередная русско-турецкая война. Опасаясь полного духовного порабощения и физического уничтожения своей паствы, святитель обратился к русскому правительству с прошением принять крымских христиан в русское подданство и дать им землю для поселения. 21 мая 1779 года произошло историческое событие: императрица Екатерина II издала грамоту, которая определяла положение греков в Российской империи.

* * *

Строгие постники, возвышенные молитвенники, жившие как будто в ином измерении - это о них, святых, прославленных ныне на общецерковном уровне. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей» - это слова из молитвы преподобного Парфения Киевского, до сих пор украшающей наши молитвословы.

Преподобный Парфений Киевский

Все 28 угодников Божиих ранее канонизированы УПЦ МП. Каковы же критерии такого решения? Безупречное исповедание православной веры, подвижническое житие, народное почитание, прижизненные, но чаще посмертные чудеса и - в некоторых случаях - полное или частичное нетление мощей. Если речь идет о мученике, то собираются факты пролития крови за Христа.

Все эти материалы рассматривает епархиальная комиссия. При положительном решении они попадают на рассмотрение в синодальную комиссию, которая в случае одобрения передает документы в Священный синод. День, в который это архиерейское собрание принимает решение о канонизации, вносится в святцы как день прославления святого. После этого пишут икону и составляют службу. Запись об этом решении навсегда остается в документах заседаний, которые называются Журналами.

Вот, например, Журнал № 39 заседания Священного синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 г.

«СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного Иоанна, архиепископа Херсонского и Таврического, Председателя Комиссии по канонизации святых УПЦ о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии игумена Вонифатия (Виноградского) (+27.12.1871 г.) Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание игумена Вонифатия (Виноградского) -

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Благословить местное прославление и почитание игумена Вонифатия (Виноградского).

2. Утвердить иконописное изображение преподобного Вонифатия Киевского.

3. Память преподобному Вонифатию Киевскому совершать - 27 декабря / 9 января.

4. Вознести благодарение Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, Который явил нам нового молитвенника за нашу Святую Церковь и наш народ».

Преподобный Вонифатий

Преподобный Вонифатий, о котором идет речь в этих документах, - уроженец Херсонской губернии, ветеран Отечественной войны 1812 года, устроитель скита знаменитого Киевского Михайловского Златоверхого монастыря на хуторе Феофания. К сожалению, сегодня эта обитель отдана раскольникам-филаретовцам. Многим знакомо живописное место с удивительным названием Феофания. В переводе с греческого оно означает Богоявление. В 1861 году иеромонах Вонифатий положил начало монашеской жизни посреди леса на исцеляющих источниках.

Сегодня Феофания известна благодаря прекрасному храму великомученика и целителя Пантелеимона, окруженного великолепным парком. А нам, потомкам преподобного, достались жемчужины его поучений. Среди них сугубо современное: «Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, мирно и полезно и приводит человека к самоосуждению и смирению».

* * *

Со времени обретения Украиной незалежности, ее каноническая церковь гонима. Православный народ постоянно нуждается в духовной поддержке и ободрении. И кто, как не святые угодники Божии своими молитвами у Престола Божия могут поддержать страждущих на земле собратьев!

Духоносные старцы, Христа ради юродивые - удивительные люди, они канонизированы УПЦ МП в суровые 1990-е годы. Среди них духовник славной и по сей день Голосеевской пустыни преподобный старец Алексий (Шепелев), причисленный к лику местночтимых святых в 1993 году. А также преподробный Паисий Киевский, Христа ради юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прославленный в 1999 году.

Преподобный Алексий Голосеевский Паисий Киевский, Христа ради юродивый


1990-е годы стали для Украины временем новых зверств униатов. На западе страны с невероятной для конца ХХ века жестокостью разгромлены три православные епархии. Только вмешательство папы римского под давлением мирового христианского сообщества, шокированного происходящим на Украине, помогло прекратить кровавую вакханалию. И в это же скорбное время каноническая церковь прославляет борцов с унией прошлых веков. Так нам напоминают и о подвигах православных предков, и о том, что собой представляет уния и униаты на самом деле.

Из глубины веков слышится леденящий душу крик мученика Даниила Кушнира: «Господи, Боже мой! Что сие подал еси?! Воля Твоя святая на мне да будет! О, Боже мой! Приими дух мой!» Свой подвиг он совершил в конце XVII века, в горестное время для православных Правобережной Украины, остававшихся под властью Польши и под жесточайшим игом католиков и униатов. Даниил Кушнир был немолодым старостой храма, приход которого перешел из унии в православие. Но униатские священники не хотели терять доход, который приносили жители местечка Млиева, что на Черкасчине. Они оклеветали невиновного человека, которого подвергли ужасной пытке: руки этого святого мученика обернули пенькой и сожгли, а его самого обезглавили. Отсеченная честная глава, насаженная на высокий шест, установленный на главной площади местечка Млиев, еще долго устрашала местных православных.

Мученик Даниил Черкасский

Клевета униатов в прямом смысле свела в могилу и святителя Афанасия (Волховского), полтавского чудотворца. Примечательно, что изначально канонизация святителя Афанасия планировалась во время Архиерейского собора Русской православной церкви 1917 года, но этому помешала революция. И вот спустя 100 лет на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ святитель Афанасий Волховский прославлен на общецерковном уровне. Так сбываются Евангельские слова: «Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное»...

Святитель Афанасий Волховский

* * *

Среди святых угодников Божиих, имена которых решением Архиерейского собора РПЦ внесены в месяцеслов Русской православной церкви, особое место занимают подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых. Священный Синод УПЦ МП прославил их в 2008 году. Тогда оформилась и получила некоторое политическое влияние группа священников и епископов внутри канонической церкви, которая стремилась провести т.н. «каноническую автокефалию», т.е. отсоединить Украинскую церковь от Русской якобы законными методами. Милостью Божией и молитвами новопрославленных Глинских святых этот коварный план не осуществился.

Глинская пустынь находится в селе Сосновка Сумской области, практически на границе России и Украины. Само ее существование является свидетельством не просто неразрывной духовной связи, но и абсолютной невозможности разделить единый православный народ. Ведь большую часть своей истории монастырь находился на территории Курской губернии.

На протяжении всех веков своего существования Глинская пустынь - это образец аскетической монашеской жизни, без преувеличения, как у пустынников первых веков христианства. Тесные связи и традиции русского старчества связывали две славные русских обители - Оптинскую и Глинскую. Старцы, в том числе преподобный Серафим Саровский, вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку, имели общих духовных чад. При монастыре процветало несколько странноприимных домов и больница, а также Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, издавалась духовно-нравственная литература - знаменитые «Глинские листки», например.

Обитель закрывали дважды - в 1922 и в 1961 году, но она возрождалась к новой жизни, воскресала и восстанавливала свои духовные традиции. Поражает отношение Глинских насельников к такому, по сути, слому всей их жизни: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы Глинские иноки были для всех маяками духовной жизни».

В астрономии есть понятие сверхновой звезды, ее лучи после взрыва распространяются по Вселенной на миллиарды лет. Такими благодатными лучами православной сверхновой звезды - Глинской пустыни - стали ее знаменитые старцы. Они воспитали несколько поколений священников и монахов, их ученики и ученики учеников сегодня находятся среди нас, в наших храмах, продолжая духовное окормление паствы уже ХХI века.

Глинские старцы ХХ века

Безропотно и со смирением пережив Первую мировую и Гражданскую войны, аресты, лагеря, ссылки и скитания, эти удивительные люди учат нас, погрязших в суете будней, очерствевших душой и заскорузлых сердцем, не только пламенной вере во Христа, но и бесконечному доверию к Нему. Это замечательное качество помогло им выжить и пронести свою веру там, где такое кажется невозможным.

Сила и слава Христова, просиявшая в Глинских старцах ХХ века, не вмещается в государственные границы. Прославленные Украинской православной церковью, эти подвижники почитаемы и Грузинской православной церковью. В ее канонической юрисдикции закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов). Грузинская церковь также поддержала их прославление Русской православной церковью в Соборе Глинских святых.

Их святость не вмещается в государственные границы

* * *

Несколько иначе сложилась жизнь другого великого Глинского старца ХХ века схиархимандрита Серафима (Амелина). Он родился в семье крестьян Курской губернии в 1874 году. Отец вначале был недоволен жизненным выбором сына, но, приехав в славную обитель, смягчился и сказал: «Раз ушел в монахи, так уж и живи, не уходи отсюда». И это родительское благословение отец Серафим исполнил сполна. После закрытия пустыни в 1922 году он не отходит далеко, подвизаясь в близлежащих селениях и зарабатывая на жизнь столярно-слесарными работами. В 1942 году вновь открывается Глинская пустынь, и в нее сразу же возвращается отец Серафим. Без устали он трудится над восстановлением обители, возрождает ее духовные традиции. Многотрудная и хлопотная должность настоятеля не мешала старцу заниматься умным деланием - непрестанной Иисусовой молитвой, по примеру древних отцов. 15 лет руководил братией Глинской пустыни схиархимандрит Серафим. 18 октября 1958 года с просветленным лицом и великой радостью отошел он к Престолу Божию, где ныне молится о мире для страдающего в разделении народа.

* * *

Безусловно, подвиги святых Глинских старцев ХХ века основываются на примере достославных предков, насельников этой пустыни. Примере молитвенных подвигов отцов предыдущих веков, их аскезе, строжайшем посте и полном воздержании от любых мирских радостей, уединении до затвора и одновременно духовном окормлении многочисленных паломников и богомольцев. К этому прибавим тяжелый физический труд на многочисленных послушаниях.

Собор преподобных отцов Глинских

Среди них - иеромонах, преподобный Василий (Кишкин), время подвига которого относится к XVII веку. В семилетнем возрасте он решил быть монахом и ушел в Саровский монастырь. В поисках молитвенного уединения стал насельником Ильинского скита Святой горы Афон, затем - Нямецкого монастыря Молдавии, где подвизался легендарный учитель Иисусовой молитвы преподобный Паисий (Величковский). В старости на протяжении 10 лет он подвизался в Глинской пустыни, где «назидал братию, малодумных утешал, гордых смирял, враждующих своим незлобием примирял».

Уроженец западной Украины, происходящий из семьи благочестивых казаков, преподобный Филарет (Данилевский) - славно известный настоятель Глинской пустыни, составивший устав этой обители, наподобие Афонского.

Преподобные старцы: Феодот (Левченко), Макарий (Шаров), Мартирий (Кириченко), Евфимий (Любимченко), Досифей (Колченков), Илиодор (Голованицкий), Иннокентий (Степанов), Архипп (Шестаков), Лука (Швец). Их монашеские подвиги превосходят человеческие возможности.

И - последний перед революционными событиями ХХ века настоятель преподобный схиархимандрит Иоаникий (Гомолко). Оклеветанный и изгнанный из монастыря, он буквально ушел в Вечность, повторив подвиг преподобного Иоаникия Великого. Вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, вода поднялась высоко, гонимый старец вышел из монастыря, перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как посуху. Было это в 1912 году. Так Сам Господь прославил Своего угодника и всем открыл святость его жизни и несправедливость предъявленных обвинений. Однако дальнейших сведений о жизни преподобного старца нет.

* * *

Подвиг святых отцов Глинских отражает Тропарь, который отныне будут петь во всех храмах Русской православной церкви: «Преподобнии и богоноснии отцы наши Глинстии, ученьми древних отцев старчество в обители утвердившии, молитвою, кротостию, постом и смирением в послушании любовь Христову стяжавшии: во дни гонения в разсеянии за веру православную, яко звезды на небесех, всю вселенную просветившии и ко Христу приведшии, молитеся ко Господу помиловати и спасти души наша».

Так совершается Торжество Православия, его надмирная, вселенская миссия, не имеющая границ и не вмещающаяся в пределы отдельных государств.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38