Чтоб возрадовалось сердце

0
615
Время на чтение 6 минут

...но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22) - так говорил Христос ученикам перед крестной Своей смертью, имея в виду Свое Воскресение из мертвых.

Мы знаем, что Он воскрес - потому-то мы и христиане; но как у нас дела с радостью?..

Непростой вопрос. С одной стороны, она есть, конечно, с другой - как ее не хватает, как часто мы ее в себе не находим, как по ней тоскуем, как разочаровываемся порой в себе самих, как унываем... Как легко, оказывается, отнять у нас ту радость, о которой говорил Спаситель!

Церковная жизнь, безусловно, должна быть для нас радостью. Богослужение - это ведь служба Богу, это наше торжество, ликование о Нем. Молитва - это беседа с Ним, а Он - сладчайший из собеседников. Теоретически мы это понимаем, а на деле - всегда ли это для нас так? Увы...

О радости жизни со Хрис­том, о ждущей нас радости пасхальной, о том, что нужно нам сделать, чтобы ответить на призыв апостола Павла - радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4, 4), наша беседа с протоиереем Александром Домовитовым, настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище.

- Отец Александр, в нашей жизни, к сожалению, очень много нерадостного. И виноват ли человек, если не чувствует он каждую минуту своей жизни радости о воскресшем Христе? Реально ли это вообще для обычного человека? И, с другой стороны, какие же мы хрис­тиане, какие же мы Его ученики, если не озарена наша жизнь светом той радости, которую Он нам завещал? Как научиться радоваться, живя реальной жизнью?

- Не будем забывать, что Спаситель не только о радости говорил Своим ученикам, Он предупреждал их: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). И разве Он Сам не претерпел скорбей? Разве не было Его величайшей скорбью предательство богоизбранного народа, заявившего: нет у нас царя, кроме кесаря? (Ин. 19, 15). И какой горечью наполнены Его слова об Иерусалиме: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37-38). И кто из нас может вместить то страдание, которым переполнена Гефсиманская молитва?

Скорби - неотъемлемая часть нашей жизни. Вряд ли есть, вряд ли были когда-либо на земле люди, которые не знали, что такое скорбь. Что же касается радости, о которой говорит Спаситель накануне Своего страдания, - она ведь не то же, что поверхностное веселье. Она живет в сердце, а не в бурных эмоциях. Как часто человек, расстроенный, подавленный своими скорбями, пытается выбраться из негативного состояния - сам, собственными силами, без Бога, так, как будто Его нет. Человек ищет способы развлечься, расслабиться, устроить себе праздник... Но радость, которую он может таким образом получить, кратковременна. Повеселился, развлекся немного - и опять та же тяжесть, та же печаль, та же или еще хуже. Особенно это знакомо людям, которые привыкли заливать свои проблемы алкоголем... И что же делает человек? Он все это повторяет, чтобы еще на какое-то время от реальной жизни убежать.

А в церкви у человека совсем другой путь - путь к радости непреходящей. Когда же эта радость приходит? Когда человек примиряется с Богом. А примирение с Богом - это покаяние. Сердечная радость, которую обретает человек, открытый перед Богом, кающийся Ему в своих грехах, обретающий мир с Ним - это радость глубинная, тихая... Она с нами всегда, и в будни, и в праздники. Она бывает разной. Радость рождественских дней переживается, может быть, как более интимная, внутренняя, а вот радость Пасхи и Светлой седмицы - она не может внутри нас удержаться, ее слишком много для одного человека, она просится наружу: нам хочется со всем миром поделиться вестью о Воскресении Христовом.

И, конечно, эта радость - Божий дар. Мы не сами ее себе делаем, Господь решает, дать ее человеку или нет. Но мы должны помнить, что покаяние и радость - взаимосвязанные понятия: одно без другого не существует. Не может быть радости без покаяния и не может быть покаяния без радости.

- Покаяния без радости быть не может? Удивительно, ведь мы привыкли к тому, что покаяние - это боль, стыд, скорбь о грехах.

- Дело в том, что боль бывает разной. Бывает боль очищения от греха, исправления жизни, внутренней перестройки человека - да, это не может быть безболезненным процессом, это боль. Но это и надежда. Подлинное покаяние - это всегда надежда, вера, уверенность в Божией любви и помощи. А если в нашем покаянии надежды нет, то это не покаяние, не раскаяние перед Богом, это бесплодное самобичевание или холодная констатация факта: вот, согрешил тем-то и тем-то. Покаяние - это когда человек в простоте сердца приходит к Богу, как маленький ребенок к отцу, чтобы сказать: папа, я виноват, я неправильно сделал, прости меня. И никто этого маленького человека не заставлял так поступать, он это делает, движимый совестью, и отец рад этому. И точно так же свободно, по любви мы должны приходить к Господу, который Сам сказал, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Отец наш Небесный радуется, прощая, а мы радуемся прощению - вот это и есть радость покаяния, торжество любви. А дальше - если мы не оставим своего труда над собой, не сойдем с найденной дороги - свобода от греха, чистота, свет и радость. Преподобный Серафим Саровский каждого встречал словами «Радость моя, Христос воскресе!» - и сколько людей воодушевлял этой своею радостью. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21) - говорит Господь, и в саровском старце оно уже было - Царство Божие. А где Господь, там всегда радость. Его царство - царство радости.

Но каков был внутренний подвиг преподобного Серафима, каковы были его труды - мы этого до конца все равно не узнаем никогда, хоть нам и известно что-то внешнее - что он молился на камне и т. д.

- Значит, радость - с одной стороны, Божий дар, с другой - плод труда нашего?

- Конечно. Сердце человеческое - тот же огород. Мы все понимаем, что недостаточно просто семена бросить в землю, чтобы получить плоды - нужно полоть, поливать, ухаживать, и нужно ждать - необходимо терпение. Так и радость наша - всегда плод терпения и труда. Беда наша в том, что мы хотим всего сразу. А Господь именно к терпению нас призывал, говоря о Своем Царстве: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва (Мк. 4, 26-29).

- Радостный человек - это всегда человек добрый, любящий, а унылые, угрюмые люди добрыми не бывают, почему так?

- Господь Сам говорит о том, что любовь к Нему от любви к ближнему неотрывна: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Значит, и радость о Господе неразрывно связана с отношением к ближнему. Было Прощеное воскресенье, мы все просили прощения друг у друга, но у многих из нас все равно где-то там внутри осталась обида... А с нею нельзя жить. Ее надо изживать. Пока она в нас, мы не получим радости.

- Почему так бывает: шел человек к Пасхе долгой дорогой поста, пришел, дождался... а радости нет?

- Потому что Великий пост - это не просто ожидание Пасхи. Пост нам дан для того, чтобы мы что-то делали, готовили себя к ней. Вот, мы все слышим в храме молитву святого Ефрема - дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; мы кладем земные поклоны, как положено, но стараемся ли мы сами исполнять то, о чем говорится в этой молитве? Мы просим помочь нам справиться с празднословием, а потом идем в Интернет, во все эти социальные сети, множим и множим там пустые слова, даже не осознавая, что вот оно - то самое празднословие, лишающее внимания ко внутренней, духовной жизни. В результате наши ум и сердце заняты чем угодно, только не главным.

Где Крест - там и Воскресение. Где страдание - там и радость. Где пост - там и Пасха. Пасха неизбежна, но от нас требуется терпение. И нужно просить помощи у Господа, поддержки, нужно сказать: Господи, у меня есть сердечное желание, стремление этот путь пройти, но собственные силы мои невелики, помоги мне.

Источник нашей радости, Источник неисчерпаемый - Христос. Именно Он - цель нашего поста. Именно к Нему мы должны приблизиться. А как мы приблизимся к Нему, если мы в грехах своих не каемся? Если мы рассеяны и не сосредоточены на главном - на состоянии своей души? А потом приходит Пасха, и мы, разочарованные, спрашиваем себя, почему не чувствуем радости.

- Но как сохранить в своем сердце радость, когда жизнь обрушивает на нас удар за ударом, и в Великий пост, и подчас в самое Святое Воскресение?

- Мы не можем радоваться ударам, потерям, скорбям, это для нас противоестественно, и не нужно этого от себя требовать. Но христианин должен быть готов отнестись к произошедшему как к Промыслу Божиему. Принимать волю Божию о себе без ропота - это наше послушание Ему. Именно тогда, когда мы принимаем ее так, мы в конечном итоге получаем плод радости. А когда сопротивляемся, наш плод - печаль, уныние, тоска. Господь нас, уверовавших в Него, воспитывает постепенно, он посылает нам испытания в такой последовательности, в какой мы их можем принять. Раз Господь послал это нам сейчас, значит, мы можем справиться.

Фото Андрея Самохина

Газета «Православная вера» № 06 (602)

Протоиерей Александр Домовитов, Беседовала Марина Бирюкова

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Священник Александр Домовитов
Все статьи Священник Александр Домовитов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49