Путь Креста — путь радости

0
668
Время на чтение 7 минут

Источник: Православие и современность

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мою» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Как понимать эти слова Христа? Как применить их к себе, к собственной жизни? Что такое в данном случае крест? В преддверии праздника — Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — мы постараемся вникнуть поглубже в эти Христовы слова. Нам поможет протоиерей Александр Домовитов, настоятель храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище в Саратове.

— Отец Александр, что означает — отвергнуться себя?

—  Речь здесь идет о послушании человека воле Божией. Чтобы войти в Царство Небесное, человеку надо не по своей воле жить: не как хочется, но как Бог велит. Послушание и есть наш крест. Он нелегок. Потому Спаситель и говорит так: если кто хочет идти за Мною. То есть Он предлагает человеку самому сделать выбор, ответить на вопрос: хочу я или не хочу следовать за Господом. Чисто внешне нам может казаться, что мы — воцерковленные, православные люди — уже идем за Ним. Мы же молимся Ему, мы приходим в церковь, прибегаем к таинствам. Это все необходимо, но это еще не означает следовать за Ним. Обратите внимание: за Спасителем ходила толпа, но в этой толпе были очень разные люди. Кем-то владело праздное любопытство. Кто-то ходил за Ним, чтобы искушать Его, ловить на слове. Кто-то надеялся исцелиться от болезни. И Он исцелял, конечно — очень многих. Но далеко не все исцеленные после этого делали такой выбор: шли за Ним. Есть такая молитва из чинопоследования соборования: «отжени от него всякую болезнь и немощь, яко да востав рукою Твоею крепкою, поработает Тебе со всяким благодарением». То есть для чего просит человек себе исцеления? Чтобы Богу работать, для Него стараться, Его благодарить. Но, к сожалению, как в евангельские времена, так и в наши, далеко не каждый исцелившийся готов совершенствовать себя, преображать свою жизнь, дабы следовать за Исцелителем. Зачастую получается по­другому: я теперь здоров, а больше мне ничего от Него не нужно, думает человек, и продолжает прежнюю жизнь.

— Вы говорите о послушании воле Божией и об отказе от собственной воли. Но на практике мы часто оказываемся в сложных, неоднозначных, подчас мучительных для нас ситуациях и не знаем, как поступить. И Бог не говорит с нами, как с Моисеем на горе Синай, Он не указывает нам, что делать, а что не надо. Нам приходится решать самим, то есть проявлять ту самую собственную волю. А как же послушание?

— Это не совсем верно — что Господь с нами не разговаривает и не подсказывает нам, как поступить. Каждому из нас дана совесть, она вложена в сердце, она и есть голос Божий в человеке. Поэтому мы должны учиться его слушать — слушать собственное сердце. Оно никогда нас не обманывает. Беда в том, что человек зачастую настолько погружен в мирскую жизнь, в ее суету, настолько подчинен ее установкам, что сердца своего уже не слышит. И настолько привык совести своей не слушать, что это стало уже для него чем-то вполне естественным. На самом деле, естественно для человека другое: поступать, как сердце подсказывает. В любой ситуации послушание собственной совести есть послушание Богу.

— Вернусь все же к тому самому «отвергнись себя». Насколько мы можем и насколько мы должны отказываться от себя и своего? Ведь каждый из нас — уникальная личность со своими особенностями, способностями, потребностями, со своим способом жизни; каждый стремится к самореализации, и это, наверное, правильно. Должен ли человек зачеркивать самого себя и жить, например, исключительно ради ближнего?

— Важно понимать, что «отвергнись себя» — это не граница некая, которую ты должен вот прямо сейчас переступить, не точка, в которой ты разом отверг всего себя и отныне живешь только по послушанию. Отвержение себя — это процесс длиною в жизнь, процесс покаяния и преображения человека: его сознания, взглядов, целей, чувств. И начинается он — с того, что человек понимает, осознает необходимость следовать Богу во всем. А высшая точка — не я живу, но живет во мне Хрис­тос (Гал. 2, 20). Это обОжение человека. И тогда уже нет проблемы выбора меж нашей личной потребностью и потребностью ближнего, потому что главной нашей потребностью становится жизнь в Боге. Это сейчас мы говорим: «Я не могу без этого», например, без творческой деятельности; это с нашей стороны вполне естественно. Но по мере приближения к идеалу все может измениться, у нас может появиться другой способ жить — именно жить с Ним. Главное — наше желание (Если кто хочет…), наш поиск, наше стремление к Нему, а Он властен все изменить для нас. Помните, как говорил Иоанн Креститель о Христе: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Здесь тоже речь не о мгновенном действии, а о процессе. Вот так же и каждый из нас должен постепенно умаляться, чтоб рос в нем Бог.

— «Возьми крест свой…» А что такое крест, если речь идет не о Голгофском кресте, а о кресте, данном каждому человеку? Мы ведь сегодня про что угодно можем сказать: «Это мой крест».

— Называть любую нашу скорбь, любую тяжесть, которую нам приходится нести, крестом — в корне неверно и даже кощунственно, это означает приравнивать собственные страдания к искупительным страданиям Спасителя. Крест — это добровольное страдание. Христос принял Свой крест ради нашего спасения. А мы — разве мы добровольно выбрали тяготы и скорби нашей жизни? Будь у нас возможность выбирать, мы бы, конечно, выбрали временное земное благополучие. Наше страдание становится крестом, когда мы свободно принимаем его, как посланное нам от Господа, когда мы согласны страдать ради любви к Нему и к ближнему.

— Что же надо делать, чтобы наши невольные тяготы преобразились в свободную жертву любви, в подобие креста Христова? Ведь нам так тяжко бывает порой — например, когда приходится годами ухаживать за больным или престарелым членом нашей семьи, жертвуя собственными интересами и свободой. Мы не всегда в силах это принять.

— С необходимостью пожертвовать своими интересами трудно смириться; но по мере преображения человека возрастает его способность жертвовать, желание жить не для себя. Несчастья, которые происходят с нашими близкими, учат нас жертвенности. Это Божественные уроки: если бы их не было в нашей жизни, мы бы, может быть, не смогли трезво смотреть на себя, на свою жизнь; не задумались бы о том, какие мы на самом деле и сколько в нас любви, не вспоминали бы евангельских слов: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

Скорбь требует от нас терпения; но терпение терпению рознь. Если в нашем терпении нет Бога, если мы терпим не ради Него, то мы терпим лишь вынужденно, и это приводит нас в состояние безысходности: я ничего в своей жизни не могу изменить, я могу лишь завидовать другим людям, жизнь которых лучше. Человек, терпящий так, подобен заключенному. А когда человек, наконец, впускает в свою тюрьму Бога, она перестает быть тюрьмой. Не меняясь или мало меняясь внешне, жизнь человека становится совершенно другой: теперь в ней есть радость, свобода, а главное — любовь. А любовь не ищет своего (1 Кор. 13, 5). Христос есть любовь, Он не искал своего. Это пример, который воодушевляет нас и помогает нам понять, что наше пожертвование ради ближнего ставит нас на путь к Нему: жертвуя, я становлюсь учеником Христовым.

— Это путь радости?

— Конечно! Это путь к блаженству. Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35).

— А собственная болезнь человека, его инвалидность, одиночество… Как их принять? Может ли это несчастье стать крестом Христовым, то есть добровольно приносимой жертвой, и если да, то для чего приносимой?

— Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 2–3). Мы не можем знать, почему в жизни человека присутствует такое несчастье, есть ли причина в нем самом либо в его родителях; мы не знаем заранее, для чего это случилось, как и когда явятся на этом человеке Божии дела. Мы должны учиться доверять Богу во всем, доверять Ему всю свою жизнь. Воля Божия — она всегда благая, и если Господь благословил человеку жить в таком состоянии, значит, это нужно ради блага, ради спасения — этого человека и, возможно, не только его самого. Ведь дух человека не страдает от телесной немощи. И все мы знаем людей, которые даже при крайне тяжелой инвалидности учат других верить и радоваться жизни. Они очень многое делают для окружающих — даже не словами, а просто примером собственной жизни. А почему у них это получается? Потому что они доверяют Богу. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил преподобный Серафим. Изменись сам, и мир вокруг тебя изменится — к славе Божией.

Газета «Православная вера» № 17 (661), сентябрь 2020 г.

Священник Александр Домовитов,

Беседовала Марина Бирюкова

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Священник Александр Домовитов
Все статьи Священник Александр Домовитов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Тимофей56
27.04.2024 19:11
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Новый комментарий от Сергей В.
27.04.2024 19:06
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Апографъ
27.04.2024 18:24
Разгром Запада
Новый комментарий от Победа45
27.04.2024 17:32